«Господа, дайте пожалуйста храму работать!»

 

Партизаны и банда коронавируса, водка и солёные огурцы, слёзы новобранцев и «Берёзка» Сергея Безрукова – в репортаже со сбора труппы Московского губернского театра. 
В отличие от сборов трупп во многих других театрах, в МГТ отмечают начало грядущего сезона не скучным докладом, а красочным представлением. Зрители нежданно-негаданно перенеслись во время Второй мировой — только вот партизаны в этом мини-спектакле сражаются не с фашизмом, а с коронавирусом. Паролем для входа в лагерь служит ПЦР, солдаты делают на груди татуировку-портрет не коммунистических вождей, а Сергея Собянина, влюблённые не могут подойти друг к другу ближе, чем на 1,5 метра…

«Мы партизаны, мы театралы, мы снова с вами, с вами, с вами! Мы все привиты в лучах софитов, прививку счастья дарим вам! И при рассадке хоть в пять процентов работать будем на все 100!» — поют бесстрашные партизаны во главе с Командиром (Сергей Вершинин) на мотив «Bella, ciao!».

Кроме суровой реальности, в представлении много аллюзий и на первую премьеру грядущего сезона — «Безымянную звезду». Немецкая комиссарша в кожаном плаще (Юлия Романович), исполняет арию из этой электродрамы. Но вот на сцену на дрезине выезжает худрук Сергей Безруков, бесстрашно стреляя из маленького автоматика приспешников коронавируса — злостных противников театра.

«Если все зрители привиты и соблюдают дистанцию — получается, артистов можно назвать партизанами», — пояснил выбор тематики мини-спектакля Сергей Безруков. Но как играть Ромео и Джульетту, когда между артистами должно быть 1,5 метра? Конечно, можно весь спектакль держать Джульетту на балконе и венчание по зуму сделать, но ведь это будет уже не по Шекспиру…

«The future is right. Мы верим в светлое будущее!» — провозгласил худрук, наливая себе из графинчика, по его собственным словам, антикоронавирусной водки и закусывая солёным огурцом. После тоста в честь открытия нового театрального сезона Безруков подвёл итоги прошедшего и озвучил планы на ближайшие девять месяцев.

Почти весь сезон 2020–2021 МГТ играл с заполняемостью зала в 25%, и только три последних месяца — с 50% зрителей. За это время артисты выпустили три премьеры: «Поэтическое кафе «ЛУЧ» (режиссер Ольга Матвеева, худрук постановки Сергей Безруков), «Дядя Ваня» (режиссер Сергей Безруков), «Малыш и Карлсон» (режиссер  Алла Решетникова).

Международный Большой Детский фестиваль на этот раз прошёл в онлайн-формате. По словам Безрукова, подобный опыт будет использован в следующий раз — в новом сезоне фестиваль скорее всего состоится в смешанном формате. Завершил сезон фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского».

Не обошлось и без гастролей. Выдержав пандемийную паузу, труппа МГТ побывала в Архангельске, Тамбове и дважды в Санкт-Петербурге.

В новом сезоне запланировано пять премьер. Первая из них — электродрама «Безымянная звезда» по пьесе Себастьяна (режиссер Александр Созонов) — состоится 16, 17 и 18 сентября. Звёзды в составе отнюдь не безымянные: роль Моны исполняют Анна Снаткина и Вера Шпак, а провинциального учителя Мирою — Антон Соколов и приглашенный артист Никита Пресняков. «Никита выбран не случайно, — отметил Безруков. — У него прекрасный вокал, и он очень хорошо показал себя как драматический актер. Я еще раз с радостью убедился в этом, посмотрев эскиз спектакля на открытии фестиваля «Фабрика Станиславского».

23 и 24 октября пройдёт премьера спектакля «Путешествие Мармелана» (режиссе Юрий Алесин). 27 и 28 ноября — шекспировская комедия «Много шума из ничего» (режиссер Анна Горушкина).

В продолжение серии поэтических проектов МГТ в марте состоится спектакль «Чужие берега» (режиссер Ольга Матвеева). В основу положена поэзия русских эмигрантов — Саши Черного, Георгия Адамовича, Владимира Набокова.

Режиссёр музыкального спектакля под рабочим названием «Весёлые ребята» - Алла Решетникова. Премьера приурочена к 15-летию Губернаторского оркестра Московской области. Юбилей отметят 1 февраля. Премьера пройдёт 22, 23 и 24 апреля.

При благоприятной эпидемиологической обстановке во второй половине сезона начнутся репетиции лермонтовского «Маскарада». (Работу над спектаклем пришлось отложить, так как границы закрыли и литовский режиссёр Роландас Аткочюнас не мог приехать). Нину сыграет Диана Егорова. Сам же Безруков давно мечтает о роли Арбенина. Премьерой «Маскарада» планируется открыть юбилейный 10-й сезон. Эскиз спектакля по традиции покажут в июне 2022 года на открытии фестиваля «Фабрика Станиславского».

На следующий сезон также уже запланирована премьера «Женитьба. Почти по Гоголю» (режиссер Евгений Гомоной). Безруков кратко пересказал сюжет постановки: «Внук хочет женить дедушку. Он выбирает для него невест — замечательных бабушек». Пьеса написана Андреем Ларионовым специально по заказу театра. В мировом репертуаре очень мало произведений, где герои — пожилые люди, а артистов старшего поколения тоже надо задействовать на сцене.

В новом сезоне театр запланировал масштабные гастроли. «Дядю Ваню» Сергея Безрукова сыграют в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Сургуте, Санкт-Петербурге, Омске, Тюмени, Минске, Челябинске, Екатеринбурге. Читая этот список, худрук в шутку сказал, что очень удивлён таким длинным перечнем — мол, с ним его не согласовывали. 30 и 31 октября в Санкт-Петербурге, в ДК Выборгский, состоится уже ставший традицией показ «Острова сокровищ», а 1 апреля в БКЗ зрители северной столицы увидят спектакль «Высоцкий. Рождение легенды». В апреле труппа отправится Нижний Новгород с представлениями «Бесконечный апрель» и «На всякого мудреца довольно простоты».

IV Международный Большой Детский фестиваль откроется 1 сентября спектаклями «Хроники Нарнии. Племянник чародея» и «Хроники Нарнии. Конь и его мальчик» (режиссер Роман Феодори) Красноярского ТЮЗа. Мультижанровый фестиваль, объединивший театр, кино, анимацию и цирк, дополнит ещё одно направление — детская литература. Членами жюри станут ребята от 6 до 16 лет.

Завершение фестиваля намечено на 12 ноября в Санкт-Петербурге, где в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдёт секция детского и подросткового театра. В театральной программе фестиваля участвуют 44 театра из 24 городов, в том числе и театр из Испании, из города Фигерас — Orthemis-Nova Orquestra Cambra Empordà.

В июне 2022 года у Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» будет первый юбилей — МГТ проведёт его в пятый раз.

После оглашения столь радостных планов на грядущий сезон лицо Сергея Безрукова вновь омрачилось. В любой момент всё может измениться в худшую сторону — заполняемость зала могут понизить или вообще запретить ходить в театр.

«Как чиновники до сих пор не поймут, что связи между ростом заболеваемости и посещаемостью театров нет? — пожаловался публике худрук. — В июне начался рост заболеваемости, а заполняемость театров как была 50% — так 50% и осталась! Значит, театры здесь не причём?! Включите логику!»

И вновь артисты сравниваются с партизанами, героями. Министр культуры Московской области Елена Харламова вручает коллективу Почетную грамоту за ударный труд в условиях пандемии. Она процитировала «Безымянную звезду»: «Сколько людей в мире живут, никогда не поднимая взгляд, чтобы увидеть Большую Медведицу. По-моему, они и не живут вовсе». «Так вот мне кажется, — продолжила Елена, — что в Губернском театре все живут, глядя на Большую медведицу».

Торжественную часть завершил Сергей Безруков. На сцену для награждения вышли 32 сотрудника (причём не только артисты, но и технические работники), отпраздновавшие за минувший год юбилей своей деятельности в театре.

В этом сезоне труппу пополнили 7 артистов: Артём Губин (известен как исполнитель главной роли в фильме «Подольские курсанты»), заслуженный артист РФ Владимир Назаров, Иван Иванов, Сергей Ренсевич, Павел Харланчук, Виктор Панков и Дарья Гирник.

Обряд инициации в МГТ проходит необычно. Сначала актёры целились в банку, стоящую на голове у Безрукова. «Хочешь попасть в театр — не попади в худрука!» — сострил один из них. Затем команду новобранцев заставили поплакать. «Этим вам придется заниматься постоянно», — наставляли губернцы со стажем Степан Куликов и Андрей Щеткин, красуясь перед зрителями в костюме берёзок. Такой наряд подготовили к музыкальному сопровождению — песню «Березы» в исполнении Сергея Безрукова. Правда, вместо всем известных слов - вновь о наболевшей коронавирусной реальности:
«Как же нам объяснить всем им там наконец,
Что прирост не от театра зависит,
Что без зрителей театру реально…
Это я оторвался от веток…»
Под эти грустные слова и под гомерический хохот в зале артисты наплакались вдоволь, наполнив канистры с надписью «Слезы МГТ, правый глаз».

Но последствия пандемии для театра не только отрицательные. Хотя из-за ограничений все должны соблюдать дистанцию, отношения у артистов МГТ стали более близкими. За этот непростой год образовались новые пары и в семьях работников театра произошло пополнение — на свет появились 8 детей. Сергей Безруков по традиции вручил медали «За сына МГТ» и «За дочь МГТ». Одна из них предназначалась для него самого.
 
В завершение церемонии открытия Безруков отметил: «Зачем ставить Шекспира, если все хорошо? Но в том то и дело, что общество не изменилось и проблемы у нас — всё те же. Человек по-прежнему страстный, жестокий, негодующий, любящий — разный. И в пьесах мирового репертуара все это есть, и там говорят о душе человеческой. Театр – это все-таки храм искусства. Поэтому, господа, дайте пожалуйста храму работать!»

  • Нравится



Самое читаемое

  • СМИ сообщают, что Александр Ширвиндт уходит с поста худрука Театра сатиры

    Ширвиндт заявил, что покидает пост худрука Театра сатиры, об этом сообщает ТАСС. Однако в театре эту информацию опровергают.  Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт покидает пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. ...
  • Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище

    27 сентября на Новодевичьем кладбище состоялось открытие памятника на могиле Олега Табакова. На церемонии присутствовали родные режиссера, его ученики, друзья, коллеги. Над композицией из темно-зеленого мрамора и стекла работали художник Николай Симонов и скульптор Андрей Налич. ...
  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»

    Главный приз 32-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» получил фильм «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, лучшими актером и актрисой были признаны Павел Деревянко и Ольга Бодрова. «Для меня это очень важная награда, спасибо вам … Не всем он «заходит», и я рад, что «зашел» вам», - цитирует РИА слова Николая Хомерики. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Господа, дайте пожалуйста храму работать!»

    Партизаны и банда коронавируса, водка и солёные огурцы, слёзы новобранцев и «Берёзка» Сергея Безрукова – в репортаже со сбора труппы Московского губернского театра.  В отличие от сборов трупп во многих других театрах, в МГТ отмечают начало грядущего сезона не скучным докладом, а красочным представлением. ...
  • День рождения отмечает Зураб Нанобашвили

    2 июня день рождения празднует театральный режиссер, кавалер Ордена Дружбы, лауреат международных и российских театральных фестивалей, и конкурсов, в том числе «Золотая маска», «Голоса истории», лауреат государственной премии Вологодской области, заслуженный артист России Зураб Анзорович Нанобашвили. ...
  • «Не бывает настоящего без живой истории»

    25 декабря в день рождения Камерного театра состоялась уже традиционная для Театра Пушкина церемония награждения Памятным знаком деятелей культуры, чьё творчество отмечено исключительным вкусом и стилем в духе традиций театра Александра Таирова. ...
  • «Снова оттепель»: ко дню своего рождения «Современник» открыл поэтический проект

    Ко дню своего рождения «Современник» запустил в сети онлайн-проект «Снова Оттепель. Поэзия времени». Находясь дома, артисты театра записали более ста видео со стихами и прозой этой знаковой для «Современника» эпохи. ...
Читайте также