«Мы организовали театр в тоннеле с железными тюбингами»

О театре «Бункер» рассказывает арт-директор Лилия Раневская

 

Когда-то по адресу 2-й Новокузнецкий переулок, 14с1 располагался тайный и хорошо спрятанный архив МИДа. А теперь - театр «Бункер», где гостям предлагают спуститься на 14 этажей под землю, чтобы увидеть спектакли в железном тоннеле со всеми удобствами под аккомпанемент капающей воды и гулкого эха.

– Лилия, почему спускать и подниматься нужно пешком, а не на лифте, например?

Наша главная задача состоит в том, чтобы зрители прониклись атмосферой бункера с первых минут. Когда они спускаются пешком на 14 этажей вниз и садятся смотреть спектакль, то понимают, что его действие началось еще во время спуска.

– «Бункер»  это сложная театральная площадка?

– Мы организовали театр в тоннеле, полностью обитом железом. Поэтому, да, «Бункер» – это сложная площадка для спектакля несмотря на то, что он технически оснащен как профессиональный театр. Здесь нужно поймать звук, свет, а артисту – поставить голос иначе его просто не будет слышно. Но те артисты которые выступают в нашем театре, получают удовольствие от того, что они играют на такой сцене.

– На сайте театра написано, что в «Бункере» могут работать только смелые актеры. Почему? С какими трудностями им приходится справляться?

– С тем, что у нас мало репетиционных часов. С тем, что многое им приходится делать самим: например,после того как монтажная группа поставила зал, актеры приходят и настраивают свет и звук для своего спектакля. С тем, что очень тяжело играть в обитом железом пространстве, потому что нужно выстраивать свой голос, по-другому настраивать музыку. У нас во многих спектаклях играет  музыка, и то, что нам удалось добиться идеального звука в таком сложном помещении – это тоже большая победа, я считаю.

Кроме того, бывали ситуации, когда выяснялось, что у артистов клаустрофобия и они отказывались играть. Плюс не нужно забывать, что «Бункер» – это все-таки подземелье, где люди могут испытывать стресс.


– Как вы подбираете спектакли, которые составляют репертуар вашего театра?

– Тематически все спектакли связаны с «Бункером», с его пространством. Недавно мы открыл третий сезон – спектаклем «За закрытыми дверями» по Жан-Полю Сартру. Эта история про трех незнакомцев, попавших в ад, звучит особенно реалистично на глубине 43 метров.

Вообще у нас все спектакли художественно подчеркиваются пространством «Бункера». Не исключение и премьера этого сезона – спектакль Юрия Печенежского «Номер шестой» по чеховской «Палате №6». Сумасшедший дом во времена Чехова – это совершенно невыносимые, неухоженные, полуразрушенные здания, где было страшно находится, и атмосфера «Бункера» отражает это как нельзя лучше.

Также у нас идет «Легенда о пианисте», где главный герой погибает на заржавевшем судне, отказываясь его покидать. И зритель, находясь в обстановке ржавого бункера, действительно слышит – это не спецэффект – как где-то капает вода, откуда-то доносится эхо. И его это завораживает.

– Театр «Бункер» вмещает всего 130 человек. Почему решили сделать зал таким камерным, ведь площадь бункера в 1100 кв. м. позволяет разметить и большее количество зрителей?

– Мы хотели разместить максимальное количество зрителей и при этом сохранить атмосферу интимности, близости между актерами и зрителями. Мы никак не отгораживаем их друг от друга – у нас даже сцена как таковая не выделена, просто приподнят немного зрительный зал. Актеры постоянно общаются со зрителями, потому что все наши спектакли контактные. При этом мы не стандартный иммерсивный театр – у нас классическая история, в которой зритель максимально задействован.

– Как вы его задействуете?

– На каждом спектакле актер в любой момент может подойти, поднять кого-то из наших гостей с места, погладить по голове или как-то по-другому вовлечь его в игру. Например, перед спектаклем по Сартру зрителей на входе встречает не администратор зала, как обычно, а актер – Коридорный, который по сюжету встречал главных героев «За закрытыми дверями». Иногда он специально пугает гостей. Если его спросить: «А где тут фото зона?», то он ответит: «Ну пойдите, погуляйте в последний раз. Я вас здесь жду», – и укажет вам на третий блок, где у нас разместилась фото зона. Нашим гостям такое взаимодействие очень нравится.

– Ваши спектакли в среднем идут 1,5 часа. На это время зрители оказываются полностью изолированы от внешнего мира?

– Да, в «Бункере» нет телефонной связи, если вы об этом. И откуда ей взяться под землей? Но все сотрудники постоянно находятся на связи друг с другом по WI-FI – это нужно для безопасности. А зрители не получают смс и звонков, которые могут помешать артистам. У нас перед спектаклем даже звучит шутливое обращение: «Мы рады вас приветствовать в нашем театре, мобильные телефоны можно не отключать».

– Какого зрителя ждут в театре «Бункер»?

– Зрителя, у которого есть вопросы к себе и к жизни. Я думаю, что ответы он получит, потому что у нас репертуар, без преувеличений, на любой вкус. Для любителей «черной» иронии – Сартр «За закрытыми дверями», для романтиков и фанатов джаза – «Легенда о пианисте». Кстати, после этого спектакля ко мне всегда подходят зрители и спрашивают: «Как зовут главного героя? Кто актер?» Все просто в восторге от Ильи Баранова, который играет Новеченто. Кроме того, если зрители затрудняются с выбором, они всегда могут обратиться ко мне за советом. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Сегодня – время Мюнхгаузена»

    16 и 17 октября в МХТ им. Чехова премьера – «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена» с Константином Хабенским в главной роли. О процессе создания пьесы и спектакля «Театралу» рассказал режиссёр Виктор Крамер. ...
  • Мемуары Мамуре

    9 октября исполняется 95 лет со дня рождения  известного российского театрального режиссёра, театроведа, народного артиста РСФСР Бориса Александровича ЛЬВОВА-АНОХИНА. «Театрал» публикует воспоминания о нем доктора филологических наук, профессора Владислава ПРОНИНА. ...
  • Евгений Журавкин: «Так и должен жить артист»

    С 6 по 9 октября в Севастополе на сцене Театра юного зрителя пройдёт фестиваль актёрских монологов «Словотворение». В преддверии форума «Театрал» побеседовал с председателем жюри конкурса, главой Севастопольского СТД Евгением Журавкиным. ...
  • «Мы организовали театр в тоннеле с железными тюбингами»

    Когда-то по адресу 2-й Новокузнецкий переулок, 14с1 располагался тайный и хорошо спрятанный архив МИДа. А теперь - театр «Бункер», где гостям предлагают спуститься на 14 этажей под землю, чтобы увидеть спектакли в железном тоннеле со всеми удобствами под аккомпанемент капающей воды и гулкого эха. ...
Читайте также