«Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

Марина Райкина о смене худрука в МХТ им. Чехова

 
27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. Театральный обозреватель газеты «Московский комсомолец» Марина Райкина рассказала «Театралу» о том, как «ушли» Женовача, почему МХТ не просто театр и чего ждать от Хабенского в роли худрука.

– Марина, по каким причинам, на ваш взгляд, Сергей Женовач досрочно ушёл с должности художественного руководителя МХТ?

– Скорее, его «ушли». Потому что есть устав, согласно которому Министерство культуры как учредитель федерального театра имеет право в любой момент поменять, освободить или назначить худрука не только МХТ, но и любого другого федерального или московского театра. Так что это шаг Минкульта, его инициатива. Женовачу предложено досрочно освободить занимаемую должность.

– С какой целью?

– Мне (и не только мне) непонятно. Более того, снимать его через 2,5 года, не дав доработать до конца сезона, совершенно неправильно. Не понимаю, что такого сотворил Женовач? Пришел и сразу развалил театр? Нет, этого не было. Он ставил спектакли и пытался сделать более рельефными, очерченными грани академии МХАТа. Но это, наверное, самая неблагодарная работа, которая требует очень много времени. А сейчас ждать не умеют.

– Решение «уйти» Женовача и назначить на его должность Хабенского было предсказуемо или стало неожиданностью для театрального сообщества?

– Я думаю, что для подавляющего большинства было неожиданно. Смена – да, ожидаема, но назначение Хабенского – нет. Хотя я об этом сказала еще две недели назад, когда делала расклад возможных претендентов. Была уверена, что обойдет всех именно Хабенский.

– Почему?

– Вычислила логическим путем. Константин Хабенский подавал вполне очевидные сигналы в течение всего правления Женовача. Достаточно короткого, потому что 2,5 года – это ничто. Для меня поведение Константина Юрьевича было удивительным. Когда Сергея Васильевича только назначили худруком МХТ, я слышала, как Хабенский звонил и поздравлял его как своего режиссера. Ведь именно у Женовача он сыграл одну из лучших своих ролей – в спектакле «Белая гвардия». А на следующий день на общем собрании труппы именно Хабенский предложил отнести в Кремль письмо, содержание которого можно свести к одному: фигура Женовача не устраивала определенную часть труппы. И потом Константин Юрьевич выступил еще на летнем сборе 2020 года. Но не стоит забывать, что в театре всегда будут недовольные режиссером актеры – особенно те, которые у него не заняты. Видимо, в этот раз ресурс Хабенского оказался сильнее.

– Какие претенденты на эту должность были кроме Константина Юрьевича?

– Я даже допускаю мысль, что МХТ им. Чехова мог возглавить какой-то радикальный режиссер, как Комеди Франсез. Но на место худрука поставили актера. Пусть и очень хорошего. Хотя у нас много талантливых актеров, у которых уже есть управленческий опыт. Например, Евгений Миронов, руководящий 15 лет Театром Наций, или Володя Машков, возглавляющий «Табакерку» и театральный колледж. А в ситуации с МХТ единственное, что можно – это наблюдать и делать выводы. 
 
– Чего, на ваш взгляд, стоит ждать от Константина Юрьевича на новом посту?

– Это вопрос, на который я не отвечу. Потому что не знаю. Если бы меня спросили, чего ждать от Константина Хабенского как от актера, то я бы сказала. Но вот как от худрука – понятия не имею. У него нет никакого организационного опыта. Работа в фонде, где, я думаю, на него работает команда – дело хорошее. Но собирать деньги, организовывать мастер-классы для детей – это одно, а руководить главным драматическим театром страны, – совершенно другое. Я Хабенского не знаю как постановщика спектаклей, не понимаю какая за ним стоит команда, и вокруг него никогда не видела теоретиков театра – а они всегда были во МХАТе.

– Теоретики важны для Художественного театра?

– Конечно! Не надо забывать, что это не рядовой театр, а символ, театральная академия, которая есть в каждой уважающей себя стране. Например, Комеди Франсез во Франции, Королевский театр в Лондоне. Они хранят, развивают традиции, «женят» их с новыми формами. И МХАТ (имею в виду в Камергерском переулке, а не МХАТ им. Горького) в этом смысле как раз символ системы Станиславского и русского психологического театра во всем мире. Не случайно, когда на Московский кинофестиваль приезжают звезды британского и американского кино, они бегут в Камергерский и становятся на колени на исторической сцене.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сцена Театра Табакова на Чистых закрывается на реконструкцию

    Сегодня, 2 июля, в Театре Олега Табакова состоится 100-й спектакль «Мадонна с цветком», после чего историческая сцена на Чистых прудах закроется на реконструкцию. Не Табакерка – Подвал. Табаков назвал свой театр именно так. ...
  • «Не бывает маленьких пожертвований»

    За последние несколько месяцев в стране и мире произошли события, которые затронули все сферы нашей жизни. Журнал «Театрал» узнал у представителей благотворительных фондов, чьими попечителями являются российские актеры, как осуществляется деятельность этих организаций в столь непростое время. ...
  • Депкульт уволил директора Театра Маяковского

    Сегодня, 1 июля, стало известно, что в Департаменте культуры Москвы приняли решение сменить директора в Театре им. Маяковского. О том, что Александр Стульнев уволен, сообщил в своих соцсетях бывший художественный руководитель Маяковки Миндаугас Карбаускис. ...
  • В прокат вышел трагифарс о закулисье «Главная роль»

    30 июня в российский прокат вышла комедия «Главная роль», которая «впечатляюще препарирует отношения между режиссёрами, актёрами и аудиторией». В главных ролях – Пенелопа Крус и Антонио Бандерас. Премьера трагифарса о закулисье и о природе актерской популярности состоялась на Венецианском кинофестивале, в основном конкурсе. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Слухи об увольнении Райхельгауза сильно преувеличены

    В последние дни на страницах СМИ и в телеграм-каналах активно обсуждается тема возможных вскоре замен руководителей ряда московских театров. В числе наиболее вероятных газета «МК» назвала «Гоголь-центр», «Современник» и «Школу современной пьесы». ...
  • Депкульт снял с постов Рыжакова, Аграновича и Райхельгауза

    Столичный Департамент культуры поменял руководство трех московских театров. Не продлил договоры с худруками Гоголь-центра, «Современника» и «Школы современной пьесы», а также назначил новых директоров в первые два театра. ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Кадровые перестановки возможны в Театре Наций

    В Театре Наций могут сменить директора. Об этом сообщила журналистка Ксения Собчак в своем Телеграм-канале.   «В "Театре Наций" сменят директора, Мария Ревякина будет уволена, хотя и доверенным лицо Путина была, и в расстрельном списке навальнистов числится. ...
Читайте также