«Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

Марина Райкина о смене худрука в МХТ им. Чехова

 

27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. Театральный обозреватель газеты «Московский комсомолец» Марина Райкина рассказала «Театралу» о том, как «ушли» Женовача, почему МХТ не просто театр и чего ждать от Хабенского в роли худрука.

– Марина, по каким причинам, на ваш взгляд, Сергей Женовач досрочно ушёл с должности художественного руководителя МХТ?

– Скорее, его «ушли». Потому что есть устав, согласно которому Министерство культуры как учредитель федерального театра имеет право в любой момент поменять, освободить или назначить худрука не только МХТ, но и любого другого федерального или московского театра. Так что это шаг Минкульта, его инициатива. Женовачу предложено досрочно освободить занимаемую должность.

– С какой целью?

– Мне (и не только мне) непонятно. Более того, снимать его через 2,5 года, не дав доработать до конца сезона, совершенно неправильно. Не понимаю, что такого сотворил Женовач? Пришел и сразу развалил театр? Нет, этого не было. Он ставил спектакли и пытался сделать более рельефными, очерченными грани академии МХАТа. Но это, наверное, самая неблагодарная работа, которая требует очень много времени. А сейчас ждать не умеют.

– Решение «уйти» Женовача и назначить на его должность Хабенского было предсказуемо или стало неожиданностью для театрального сообщества?

– Я думаю, что для подавляющего большинства было неожиданно. Смена – да, ожидаема, но назначение Хабенского – нет. Хотя я об этом сказала еще две недели назад, когда делала расклад возможных претендентов. Была уверена, что обойдет всех именно Хабенский.

– Почему?

– Вычислила логическим путем. Константин Хабенский подавал вполне очевидные сигналы в течение всего правления Женовача. Достаточно короткого, потому что 2,5 года – это ничто. Для меня поведение Константина Юрьевича было удивительным. Когда Сергея Васильевича только назначили худруком МХТ, я слышала, как Хабенский звонил и поздравлял его как своего режиссера. Ведь именно у Женовача он сыграл одну из лучших своих ролей – в спектакле «Белая гвардия». А на следующий день на общем собрании труппы именно Хабенский предложил отнести в Кремль письмо, содержание которого можно свести к одному: фигура Женовача не устраивала определенную часть труппы. И потом Константин Юрьевич выступил еще на летнем сборе 2020 года. Но не стоит забывать, что в театре всегда будут недовольные режиссером актеры – особенно те, которые у него не заняты. Видимо, в этот раз ресурс Хабенского оказался сильнее.

– Какие претенденты на эту должность были кроме Константина Юрьевича?

– Я даже допускаю мысль, что МХТ им. Чехова мог возглавить какой-то радикальный режиссер, как Комеди Франсез. Но на место худрука поставили актера. Пусть и очень хорошего. Хотя у нас много талантливых актеров, у которых уже есть управленческий опыт. Например, Евгений Миронов, руководящий 15 лет Театром Наций, или Володя Машков, возглавляющий «Табакерку» и театральный колледж. А в ситуации с МХТ единственное, что можно – это наблюдать и делать выводы. 
 
– Чего, на ваш взгляд, стоит ждать от Константина Юрьевича на новом посту?

– Это вопрос, на который я не отвечу. Потому что не знаю. Если бы меня спросили, чего ждать от Константина Хабенского как от актера, то я бы сказала. Но вот как от худрука – понятия не имею. У него нет никакого организационного опыта. Работа в фонде, где, я думаю, на него работает команда – дело хорошее. Но собирать деньги, организовывать мастер-классы для детей – это одно, а руководить главным драматическим театром страны, – совершенно другое. Я Хабенского не знаю как постановщика спектаклей, не понимаю какая за ним стоит команда, и вокруг него никогда не видела теоретиков театра – а они всегда были во МХАТе.

– Теоретики важны для Художественного театра?

– Конечно! Не надо забывать, что это не рядовой театр, а символ, театральная академия, которая есть в каждой уважающей себя стране. Например, Комеди Франсез во Франции, Королевский театр в Лондоне. Они хранят, развивают традиции, «женят» их с новыми формами. И МХАТ (имею в виду в Камергерском переулке, а не МХАТ им. Горького) в этом смысле как раз символ системы Станиславского и русского психологического театра во всем мире. Не случайно, когда на Московский кинофестиваль приезжают звезды британского и американского кино, они бегут в Камергерский и становятся на колени на исторической сцене.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • Бестселлер Сэлинджера поставили в театре «Суббота»

    27, 28 ноября в петербургском театре «Суббота» состоится премьера спектакля «HOLDEN» – постановка Романа Габриа по мотивам романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи». История путешествия по Нью-Йорку одного подростка, который вдруг ощутил всю фальшь взрослого мира и решительно его отверг – сделал свой бескомпромиссный выбор – будет подана ретроспективно, с помощью фото- и видеопроекций. ...
  • Мюзикл «Моя прекрасная леди» поставили в Театре музкомедии

    26, 27 и 28 ноября в петербургском Театре музкомедии состоятся показы премьерной постановки «Моя прекрасная леди». Мюзикл Фредерика Лоу, в основе которого лежит пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», поставил Григорий Дитятковский. ...
  • Василий Бархатов выпускает «Фауста» в Пермской опере

    С 18 по 22 декабря в Пермском театре оперы и балета пройдут премьерные показы «Фауста» Шарля Гуно в постановке Василия Бархатова, который с 2013 года выпускал премьеры исключительно за рубежом и был номинирован на престижную премию International Opera Awards как лучший оперный режиссер. ...
  • Оперу по книге Григория Остера покажут в Театре им. Сац

    4 и 5 декабря в Детском музыкальном театре им. Сац пройдут премьерные показы оперы «Вредные советы» по одноименной книге Григория Остера. Музыкальным руководителем постановки выступил Георгий Исаакян. В спектакле, рассчитанном на детей, «которые еще верят в сказки, но уже ходят в школу», и их родителей, задействованы не только солисты театра, но и воспитанники Оперной детской студии. ...
Читайте также