Сергей Безруков: «Людям захотелось чего-то антидепрессивного»

В Губернском театре представили премьеру спектакля «Казанова. Ars Vivendi»

 

В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Казанова. Ars Vivendi». Художественный руководитель МГТ выступил и как режиссёр-постановщик, и как исполнитель главной роли – итальянца-авантюриста и покорителя женских сердец.
 
«У меня есть соцсети, я слежу за настроением людей,  говорит Сергей Безруков о том, как возникла идея постановки. – После нескольких месяцев пандемии, после первого продолжительного локдауна, людям захотелось чего-то светлого, антидепрессивного». Поэтому в премьере «Казанова. Ars Vivendi» о приключениях предприимчивого итальянца в России преобладает  лёгкий, искромётный юмор и атмосфера праздника.
 
По выражению Безрукова, Казанова был профессиональным дилетантом. Военный, врач, учёный, музыкант, переводчик «Илиады» на итальянский… Неординарным планам итальянца стоит отдать должное: в XVIII веке он подготовил проект по выращиванию кукурузы, по устройству первой государственной лотереи и по строительству национальной галереи под названием Эрмитаж. Однако, несмотря на всевозможные таланты и несомненные предпринимательские способности, имя Казановы стало нарицательным благодаря многочисленным любовным похождениям. Вот и русскую императрицу Екатерину II (Янина Соколовская), при дворе которой он появляется, интересуют не многочисленные смелые планы иностранца, а его познания в «науке страсти нежной».
 
«Спектакль правдив настолько, насколько правдива автобиография Джакомо Казановы, – говорит Безруков. – В любом случае наш герой – не исторический анекдот, а живой человек, со своими комплексами, страхами, с живым умом и молниеносной реакцией».
 
«Казанова. Ars Vivendi» – спектакль-карнавал, спектакль-фарс. Главный герой постоянно попадает в комическое положение, из которого волей-неволей приходится выкручиваться. Дородная русская барыня, любительница щей Марья Саввишна Перекусихина (Юлия Куварзина/ Елена Муравьева) приходит скоротать вечер к Казанове, приковывает себя цепью к кровати и глотает ключ, чтобы никто не занял её место. Тотчас же к итальянскому гостю является Екатерина II, чтобы поучиться (даже блокнотик и пёрышко с собой захватила для конспектирования), так что придворной даме вместе с кроватью приходится укрыться на балконе, хотя на дворе – зима, и страсть как хочется «покушать». В это время объявляется ещё одна претендентка на ночь с Казановой – вторая фрейлина императрицы, обворожительная и легкомысленная Анна Степановна Протасова, одержимая французской модой (Зоя Бербер / Елена Киркова).
 
Комичен и образ самой императрицы. Екатерина II сменяет три наряда: вначале это – церемонное платье с гротескно огромной юбкой-панье, но с верхом, стилизованным под военный китель, на спиритическом сеансе – «мундирное» платье, на карнавальном балу – мужской костюм наполеоновской эпохи. Каждая смена костюма связана с эволюцией образа героини.
 
«Я с детства любила екатерининскую эпоху, – говорит исполнительница роли императрицы Янина Соколовская. – Разумеется, я много читала об этом времени. Но перед нами стояла задача показать другую Екатерину – не всемогущую правительницу, а женщину, которая любила и страдала. Мы немного развеем флёр величия, окружающий её личность».
 
Один из главных конфликтов спектакля – противостояние Казановы и графа Орлова. Оба героя претендуют на лидерство и с лёгкостью покоряют женские сердца. Однако при дворе Екатерины II они не поделили одну-единственную награду – благосклонность императрицы.
 
Для артистов это не первое сценическое противостояние: уже был идеологический поединок в «Сирано де Бержераке» и в «Пушкине». На этот раз Сергей Сафронов – в образе прямолинейного русского офицера – вновь бросает вызов Сергею Безрукову.
 
А вот Ломоносов (Сергей Степин) сразу оценил изворотливый ум Казановы и стал ему другом. «В образе моего персонажа есть доля комизма. Он с одинаковым усердием изучает законы космоса и пытается решить шуточную задачку, загаданную ему итальянцем – как отпить из бутылки, не разбивая и не открывая её», – говорит артист.
 
В комедии положений, в искрометном фарсе важна импровизация. «Спектакль не должен быть протокольным мероприятием. Интерактив позволяет разрядить обстановку, получить мгновенную, живую реакцию от зрителей и пообщаться с залом», – отмечает Сергей Безруков. Казанова спускается со сцены, не жалея пылких комплиментов, целует зрительницам руки, разыгрывает лотерейный билет (правда, под зрительский смех номер победителя иногда выпадает на пустующее из-за ковидных ограничений место, но зато всё честно), задаёт залу вопросы о любви и женщинах.
 
И всё-таки жанр спектакля обозначен как комедия лишь формально, сам режиссёр настаивает на «трагифарсе». Если Екатерина II и Ломоносов неожиданно открываются перед зрителем с комической стороны, то Казанова, которого мы привыкли воспринимать как неунывающего охотника за приключениями, как Фигаро, способного выбраться из свинцовой камеры Святой инквизиции и железной клетки графа Орлова, сложить в уме десятизначные числа и притвориться Пифагором на сеансе вызова духов –  предстаёт героем, способным страдать и любить по-настоящему.
 
«Если разобраться, то вся весёлость и легкомысленность героя лишь полируют психологические травмы, полученные в детстве, – поделился Сергей Безруков с «Театралом».  Он так и остаётся недолюбленным ребёнком (его мать, венецианская актриса, много времени проводила на гастролях – «Т»), который теперь сам боится настоящих чувств, боится остановиться. В этом его собственная трагедия, в этом надломе появляется глубина, которая превращает Казанову в живого человека».

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите, я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
  • Владимир Кехман планирует провести сокращение штата во МХАТе

    Новый глава МХАТа им. Горького Владимир Кехман рассказал, что собирается проводить масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников театра ввиду сильного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Людям захотелось чего-то антидепрессивного»

    В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Казанова. Ars Vivendi». Художественный руководитель МГТ выступил и как режиссёр-постановщик, и как исполнитель главной роли – итальянца-авантюриста и покорителя женских сердец. ...
  • Жить нужно ради любви

    Наш журнал продолжает проект «Журфак Театрала», в рамках которого студенты факультета журналистики МГУ встречаются с актерами, режиссерами, театральными менеджерами и педагогами, посещают нашумевшие спектакли и премьеры, а затем пишут заметки, лучшие из которых мы публикуем. ...
  • Чеховская история о дамочке, рассказанная собакой

    В «Школе драматического искусства» состоялась премьера спектакля «Собака с дамочкой». Гоша Мнацаканов, студент пятого курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), предложил зрителям необычную сюрреалистическую историю, собранную из произведений Чехова. ...
  • В «Сатириконе» проходит выставка к 110-летию Аркадия Райкина

    В театре «Сатирикон» наступили праздничные дни – 24 октября отмечается 110-летие Аркадия Исааковича Райкина и день рождения театра. В фойе «Планеты КВН» открылась выставка, где можно увидеть редкие фото, личные вещи и знаменитые маски Аркадия Райкина, ретро-трансляции его выступлений. ...
Читайте также