Александр Коршунов: «Актуальность Островского — в вечности»

Премьеру «Без вины виноватые» представили в «Сфере»

 

В театре «Сфера» прошли премьерные показы спектакля «Без вины виноватые». Режиссер Александр Коршунов рассказал, за что он любит Островского и почему посвятил эту постановку 40-летию «Сферы».
      
— Александр Викторович, «Без вины виноватые» — ваша третья постановка по Островскому в «Сфере». Вас даже называют популяризатором его творчества. Почему вы выбираете Островского?

— Очень приятно, если меня так называют. Я все время обращаюсь к Островскому, потому что очень его люблю. Cчитаю его выдающимся, гениальным драматургом, это русская драматическая школа. Про него говорили, что русский театр можно по праву назвать театром Островского. Он совершенно удивительный автор, который открывает, как бы заново заставляет нас вспомнить, очнуться, подумать о самых главных и простых в жизни вещах: о любви, сострадании, человечности, душе, сердце, о подлинном таланте. Есть замечательная мысль его брата, которую он написал после смерти драматурга, о том, что его больше всего удивляет в отзывах критиков об Александре Николаевиче та узкая, бытовая мерка, с которой обыкновенно подходят к его произведениям, забывая о том, что он был величайшим поэтом с настоящей хрустальной поэзией, какую встретишь у Пушкина. Вот это высочайшее, поэтическое, душевное начало в Островском мне дороже всего. Это вечно необходимая всем нам история. 

 — Ваша мама, Екатерина Еланская, поставила два спектакля в «Сфере» по Островскому…

 — У каждого из нас свой Островский. У нее были постановки очень новаторские, самостоятельные. Особенно «Весенняя сказка», да и «Красавец мужчина». У меня здесь был на малой сцене спектакль «В чужом пиру похмелье», который шел достаточно долго и «Доходное место» на большой сцене. И все эти спектакли  имели успех. В нынешнем репертуаре театра можно увидеть и «Лес» режиссера Сергея Виноградова. Теперь вот «Без вины виноватые», очень непростая, но замечательная пьеса.

 — В чем актуальность Островского?
  

— Прежде всего, актуальность Островского — в вечности, конечно. Долгое время говорили и периодически возникает такая история: «Ну все-таки, знаете, Островский устарел». Особенно в советское время так говорили, поскольку не было банков, векселей, разорений. Потом это все вернулось в нашу жизнь: все эти векселя, банки и деньги, деньги, деньги. Вернулись по всем приметам с точки зрения современности. Но самое главное — это те вопросы, проблемы, темы, которые повторяются и очень совпадают. А в пьесе «Без вины виноватые» основная тема конечно — это судьба актрисы: что такое душа и чувства в актерском творчестве, и как рождается подлинный великий талант, который избран, какой тяжелейший путь ему предстоит пройти, что преодолеть и сохранить в себе и как, главное, чтобы это состоялось. И тогда в результате будет вознаграждение в этом буквальном обретении своего сына. Судьбы детей, родителей — это самые главные, изначальные и простые темы в пьесе. И конечно же тема театра, который Островский безумно любил, всю жизнь жил миром театра, прекрасно знал, обожал в самых разных его проявлениях.


— С точки зрения актерской работы, чем интересна  эта пьеса Островского? Может кто-то из артистов «Сферы» раскрылся по-новому?

— Безусловно, раскрылись и раскрываются. И я надеюсь, еще будут раскрываться. Мы ведь только в самом начале пути. На сегодняшний день, я считаю, что есть в актерских работах какие-то открытия, которые начинаются. Островский для актеров чрезвычайно интересен, полезен и богат потрясающими ролями, которые дают проявить себя в самых разных качествах и амплуа. Но он и очень труден, потому что предъявляет большие требования в том плане, что вот эти самые простые, изначальные вещи, чувства, ощущения, их понимание надо иметь, в это надо попасть. Если нет  той самой пронзительной поэзии и ее искреннего понимания, проживания актерами и всеми создателями спектакля, то можно что угодно здесь накрутить, осовременить, переодеть, но не будет главного: той самой высокой поэтической ноты, той пронзительной темы, ради которой и создана пьеса в том качестве, в каком она написана Островским. Поэтому очень большие требования к актерам. А такие роли, как Незнамов, Кручинина — это роли мирового репертуара так же, как Треплев, Гамлет, они из одного ряда.

 — Вы ведь со своими учениками ставили «Грозу». У вас есть любимая пьеса Островского?

— Одну любимую пьесу не могу назвать, я об этом никогда не думал. У меня были актерские работы и постановки в Малом театре — «День на день не приходится» («Тяжелые дни») и «Бедность не порок» и сейчас идут в Малом театре. А была еще «Гроза» со студентами. У меня уже довольно много постановок по Островскому. И даже вот сейчас на втором курсе со студентами я взял три отрывка и все они из Островского: «Бешеные деньги», «Лес» и «Трудовой хлеб». 


— Впереди – 200-летие Островского. Как будете отмечать в театре юбилей драматурга?

— Подумаем, время еще есть до 2023 года. Дай Бог нам с этим спектаклем состояться и раскатиться. Он в полной мере может и должен быть посвящен юбилею нашего театра, все-таки у нас 2021-й — юбилейный, год 40-летия театра. Прежде всего, «Без вины виноватые» — это пьеса об актерах, о театре. Сейчас наша задача — чтобы этот спектакль зажил полнокровной жизнью, развивался и жил дальше.  

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Римас Туминас: «Авантюра меня спасла от юбилея»

    20 января один из самых значимых театральных режиссеров мира Римас Туминас отмечает семидесятилетие. Делает он это по-туминасовски – почти уединившись вдали от коллег и почитателей. И пока вахтанговцы посвящают юбилею своего Маэстро декаду его спектаклей и череду поздравлений на сайте театра, сам именинник трудится в Венеции. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    Главный подарок к своему 70-летию Римас Туминас преподнес своим зрителям и себе сам. Он поставил в Театре Вахтангова грандиозный спектакль «Война и мир», который стал одним из самых масштабных событий в театральной жизни России. ...
  • «Каждый спектакль Римаса – это событие, которое нельзя пропустить»

    Сегодня, 20 января, юбилей отмечает художественный руководитель Театра Вахтангова Римас Туминас. О самом русском литовце, поставившем едва ли не всех наших классиков, от Пушкина до Толстого, и в театральном мире ставшем абсолютной величиной, – худруки московских театров. ...
  • Ирония романтика Римаса Туминаса

    Для Римаса Туминаса величина художника измеряется величиной его идейного запроса, точнее, величиной идеи, которой художник способен увлечься. Большие художники увлекаются большими идеями. Врубель для него – огромная величина, потому что увлекся Демоном. ...
Читайте также