«На сцену выплескивается глумление и ерничанье над традиционными ценностями»

Союз писателей разочарован приостановлением проекта о духовно-нравственных ценностях.

 
15 февраля Союз писателей России на своем заседании выразил «сожаление и разочарование» тем, что Минкульт приостановил общественное обсуждение проекта «Основ госполитики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей», против которого ранее выступали театральные деятели. Российские писатели опубликовали письмо в поддержку «Основ...» и «противостоянии ультра-либеральным «ценностям» и устремлениям», которое адресовали министру культуры Ольге Любимовой и одному из разработчиков проекта Владимиру Аристархову.
 
Авторы отмечают, что опубликовать письмо их подтолкнула «истерия в СМИ по поводу защиты прав так называемых «свободных художников»», а также мнения противников проекта, которые, «вцепившись в частности», «поставили под удар саму суть документа — духовно-нравственное начало». «Театрал» приводит текст письма.

«Наш творческий союз активно участвовал в его обсуждении, публиковал на своих информационных площадках личные мнения литераторов и участвовал в дискуссиях по данной теме. В этом контексте прошла встреча секретарей Союза писателей России с директором Института наследия В.В. Аристарховым, в чьем ведомстве разрабатывался проект. На встрече было высказано общее положительное мнение о необходимости «Основ», даны оценки отдельным положениям, сделаны критические замечания и предложения.

Именно поэтому нас не мог не взволновать явно срежиссированный поток оскорбительных ярлыков и клеветы в адрес Проекта в различных СМИ, порой профильно далеких от какого-либо художественного творчества. Одно дело – частные мнения, на которые можно и нужно реагировать частным образом. Однако когда против даже самой идеи государственного самоопределения в области культуры выступил тот же председатель Союза театральных деятелей, это потребовало публичного заявления, объясняющего коллективную позицию членов Союза писателей России.

Право на нашу общую позицию определено тем, что, пожалуй, мы единственный творческий союз, в Приемной комиссии которого рассматриваются не только талант и мастерство кандидата, но и его нравственные позиции. Не религиозные, не политические, а именно нравственные. Так что каким бы талантом писатель не обладал, осквернителям родной речи, смакующим извращения и уродства - в нашем Союзе не место.

Именно поэтому для нашего сознания незыблема неразрывность духовного и нравственного в искусстве, ожидание, даже требование от новых произведений не просто красоты и интеллектуальности, но одухотворенной красоты, нравственной мудрости. И вот это как раз и является главным раздражителем для тех, кто видит творчество лишь как «эксперимент», как «игру», эстетический «умственный процесс» без каких-либо этических обременений. «Игра», тиражируемая театральными сценами, кино и телеэкранами, «эксперимент» с чужим сознанием, чужими чувствами без какой-либо ответственности. А зачастую, лишь прикрываемая экспериментированием прямая пропаганда извращений молодого поколения, надругательство над святынями поколений старших.

Мы понимаем: всегда был и будет риск глупого исполнения законов, но для защиты от некомпетентности чиновников и создан институт общественных палат, в которых специалисты обсуждают профессиональные проблемы, вырабатывают рекомендации по их решению. Нужно лишь доработать механизм прохождения этих рекомендаций в законодательную власть для реализации исполнительной. Все решаемо, и мы ведь только гордимся такими цензорами, как Тютчев, Пирогов, Гончаров, Полонский, Майков. Разве слова последнего чем-то сковывали чье-то творчество: «На нас, писателях, лежит великий долг – увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».

Совершенно ясно прочитывается в наигранной СМИ истерии «возвращения совковой цензуры» передергивание – подмена долговременных педагогических задач культуры оперативными, якобы политическими. Нужно ли кому напоминать: культура – это и есть система общих правил, поощрений и ЗАПРЕТОВ, отделяющих человека от животного? Правила эти не появлялись произвольно, по чьей-то прихоти, они есть коллективный опыт, осознанный, порой приобретенный очень дорогой ценой и веками перепроверяемый в народном общежитии. Чем выше культура данного общества – тем больше правил, устойчивее их иерархия, сложнее механизмы взаимного регулирования. Россия не представима без своих идеалов – недавняя общенародная поддержка обновления Конституции, подтвердившей вечные базисные ценности нации, тому пример. И если великая история великой России доказала сверхценность духовности для нашего выживания, нравственности и справедливости для развития и процветания, то почему наше государство «не вправе» защищать нас от любого посягательства на главные жизненные основы? Оно просто обязано это делать.

Мы не считаем деньги в чужом кармане, тем более, что СП России как общественная организация не получает финансирования от государства, а потому более чем кто либо свободна в своем мнении. И потому категорически не согласны с мнением Союза театральных деятелей, настаивающих на формуле: получая государственные деньги, исключить любое мнение государства на самовыражение режиссеров и трупп в выносимых на сцены спектаклей. В данном случае писатели защищают в первую очередь классическую литературу, которая не может защитить себя сама от некоторых «прочтений», извращающих саму суть произведений. Когда на сцену выплескивается глумление и ерничанье над традиционными ценностями, историей Отечества — это самовыражение может идти за личный счет подобных «творцов», но не за бюджетные деньги! Писатели же России во главу угла ставят духовность, и подтверждают это поддержкой Проекта».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Антон Яковлев: «Не надо сохранять театр, который был до тебя. Нужно создавать свой!»

    Окончание театрального сезона ознаменовано каскадом громких «кадровых премьер» в столичных учреждениях.  Политика слияния театральных коллективов, не оправдавшая себя, сменилась неожиданными кадровыми перестановками. ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
Читайте также