Феномен человеческой жестокости

Премьера «Преступление» в театре «АпАРТе»

 
В год 200-летия Достоевского в московском театре «АпАРТе» поставили спектакль «О преступлении» по мотивам самого известного романа писателя.  Режиссер Андрей Любимов наполнил адаптацию «Преступления и наказания» ветром современных улиц и дыханием наших современников.   

Герои «Преступления» носят джинсы, берцы и кроссовки, а сестра Раскольникова успокаивает нервы курением электронной сигареты, однако все реплики взяты напрямую из первоисточника без доработок. Поэтому местом и временем действия становятся не конкретные даты или локации, а сфера взаимоотношений человека с окружающим миром, моралью и самим собой. Родион Раскольников на протяжении всего спектакля разговаривает не только с другими персонажами, но и со зрителями. Он постоянно задаётся провокационными вопросами и в попытке найти ответы постоянно отталкивается от реакции зала. Он нагло ходит между рядами, разрушая четвёртую стену и делая всех соучастниками своих действий, и даже топор, то самое орудие преступления, в прямом смысле подвешен над головами зрителей.

Декорации спектакля минималистичны. Пружинная кровать без матраса, отсылающая к к койке в «жёлтом доме», превращается в телегу, которая задавила несчастного Мармеладова. Она же в конце спектакля становится решёткой, за которую отправился Раскольников вместе с верной спутницей Сонечкой. Не менее важную роль играют двери и дверные проходы, которыми постоянно оказываются окружены герои. Они символизируют и тесноту, и суету петербургских коммуналок, и бесконечные лабиринты сознания, в которые погружён главный герой. Свидригайлову, пожалуй, самому неоднозначному персонажу романа, тоже постоянно приходится иметь дело с дверьми. Он постоянно ищет выход из круга своих пороков. В свою очередь он запирает дверь перед Дуней, но потом сам же даёт ей ключ. Открытая дверь в спектакле – знак свободы. Раскольников же в сценах допроса неоднократно пытается уйти от Порфирия Петровича – но, пока он не раскается в преступлении, все двери для него закрыты.

В спектакле есть смелая ирония над тем, как в эпоху соцсетей любое происшествие (особенно такое кровавое, как убийство топором старушки и её сестры) становится общественным достоянием. Сам момент преступления снят на скрытую камеру и проецируется на экран. Зритель как будто смотрит телепередачу с криминальной хроникой или видео со страшным заголовком, набравшее 10 миллионов просмотров. Нам неприятно – и одновременно мы наблюдаем за жесткостью не отрываясь. Также мы наблюдаем и за воспоминаниями из детства Родиона, которые проецируются на экран уже в виде комикса. Надписи на экране обозначают важные временные точки в жизни персонажей («За день до…», имеется в виду, конечно же, за день до преступления, «Свидригайлов застрелился»). Они похожи на телевизионные титры и дополняют идею режиссёра о том, что человеческая жизнь похожа на жестокое шоу. Оно было таким и двести лет назад, но сейчас обросло современными технологиями.

Феномену человеческой жестокости в постановке вообще уделено особое внимание. Катерина Ивановна, которая на наших глазах хоронит мужа, теряет рассудок и пускается в безумный пляс с шарманкой, постоянно заглядывает зрителям прямо в глаза, просит их о помощи, но не получает отклика. Она умирает, и её агония срывает очень громкие аплодисменты. Не является ли это преступлением против человека – мы готовы аплодировать смерти, если она показалась нам очень красочной. Но в то же время мы совершенно искренне аплодируем раскаянию Раскольникова в финале, потому что умение признавать собственные ошибки вызывает восхищение.

Тем не менее режиссёр ни в чём не упрекает зрителей, а лишь высвечивает слабости и пороки, о которых Достоевский писал 200 лет назад, и которые с тех пор могли менять форму, но не суть. «Моей задачей было попробовать разобраться, в каких ситуациях и каким образом разные люди готовы переступить закон, мораль, через самих себя», – поясняет Любимов. «"Преступление и наказание" часто воспринимают как роман, в котором бедный студент убил старушку из-за денег – и с ним всё понятно. На самом деле, каждый из персонажей переступает черту, и я решил показать, к каким последствиям это приводит. Свидригайлов переступил черту морали и лишается жизни. Дуня переступает через саму себя и чуть не лишается брата и собственного “я”. Идею поставить что-нибудь по Достоевскому я вынашивал давно и вместе с актёрами искал разные варианты воплощений на тренингах и театральных сборах. Спектакль «О преступлении» родился в пандемию – отсюда и идея с минималистичными костюмами и декорациями, а также использование видеоматериалов».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • На спектакле в Калуге артисты в форме ВСУ инсценировали захват зрителей в заложники

    В калужской филармонии состоялась премьера иммерсивного спектакля Романа Разума о военных действиях на Донбассе «Вежливые люди», в рамках которого артисты, одетые в форму ВСУ, инсценировали стрельбу и захват зрителей в заложники. ...
  • Премьеру «Ну здравствуй, Лена!» покажет Мастерская Брусникина

    1 декабря театр «Мастерская Брусникина» и пространство «Внутри» представят премьеру спектакля «Ну здравствуй, Лена!» Михаила Мещерякова. Это современная мистерия про городок русской сказки по пьесе Марии Малухиной, вошедшей в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» в 2020 году. ...
  • Юрий Бутусов ушел из Театра Вахтангова

    Главный режиссер Юрий Бутусов уволился из Театра Вахтангова, так как сейчас находится в Париже и в ближайшее время не сможет продолжить работу над спектаклями. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директора театра Кирилла Крока. ...
  • «Петя, волк и Володя-музыкант» покинут РАМТ

    В РАМТе 12 ноября пройдут заключительные показы экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант», жанр которого авторы определяют как «симфонический цирк». Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа. ...
Читайте также