В Красноярске расцвел индийский цветок Лакме

 
В Красноярском театре оперы и балета поставили знаменитую оперу Лео Делиба «Лакме». Это первое полномасштабное воплощение в России этого произведения французского композитора-романтика об Индии XIX века, уживающейся с английскими колонизаторами.
 
Египетский поход Наполеона на стыке XVIII-XIX веков открыл европейскому искусству восток – тогда на западе стали присматриваться, писать, строить, лепить, говорить с оглядкой и интересом к колонизированным территориям. Началась новая веха европейского искусства – романтический ориентализм. Стремление понять, а точнее вообразить, представить загадочный экзотический Восток охватила архитекторов, живописцев, литераторов и просто не могла обойти стороной композиторов (из наиболее известного – «Искание жемчуга» Бизе и «Аида» Верди). 
 
Опера «Лакме», написанная французским композитором Лео Делибом, пронизана восточным колоритом – действие происходит в конце XIX века в колонизированной Индии, когда многие индусы были вынуждены скрывать свою веру. Лакме (французское звучание индийского имени Лакшми) – дочь верховного жреца храма брахман, борющегося с британскими колонизаторами. Девушка влюбляется в одного из врагов своего отца – британского офицера Джеральда, и эта любовь её в конце концов губит.

 
Мода на восток не обошла стороной и Российскую империю – в Большом театре опера впервые прозвучала в 1895 году, через 12 лет после ее создания. Несмотря на визуальную красочность и узнаваемость сюжетной линии оперы – «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» – она не прижилась на российской сцене. Спустя столетие, Красноярский театр оперы и балета взялся за полномасштабную постановку «Лакме» на языке оригинала.
 
Если в оригинальном либретто действие происходит в конце XIX века в британской Индии, то в красноярской постановке его перенесли в наше время. Сочетание индийских традиционных нарядов, современной повседневной одежды и высотных зданий поражает зрителя, как и задумал режиссер постановки. Неожиданное узнавание, спрятанное за маской традиционного спектакля – отличительная черта режиссерского стиля Сергея Новикова.

 
Сюжет оперы знаком зрителю – два человека, между которыми пропасть культурных различий, влюбляются друг в друга, и эта любовь смертоносна. Однако было бы упрощением и невнимательностью упустить из виду другой смысловой аспект – это история о важности культурного взаимопонимания, бережного отношения, терпимости, об ответственности Запада за «приручение» Востока. Она – Восток, он – Запад.
 
Постановка «Лакме» – масштабное событие для всех сибиряков-любителей классики. В ней задействованы 3 состава актеров, главные партии исполняет артистка «Геликон-оперы» Анна Гречишкина и солист Михайловского театра Сергей Кузьмин. Для спектакля созданы самые большие декорации за историю театра (художник Мария Высотская) – задумка сценографов погружает нас в атмосферу манящей Индии.
 
Тепло и восторженно сибиряки встретили эту сложную оперу, и это безусловная заслуга Красноярского театра – они в силах поставить такой многослойный спектакль. Постановка заслуживает быть представленной в Большом театре, а также перед французской и индийской публикой.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также