Незадолго до премьеры спектакля «Женитьба Бальзаминова» в постановке Алексея Дубровского Малый театр пригласил корреспондентов «Театрала» в свои мастерские, где готовится оформление спектакля. Нашими гидами стали художник-постановщик Мария Утробина и художник-технолог Людмила Марьянова.
– Нет единой схемы, как придумать спектакль, творческий процесс всегда разный. Сначала вместе с чтением текста в воображении складывается картинка, образы, и тогда я начинаю чувствовать и рисовать эскизы, – говорит Мария Утробина. С режиссером Алексеем Дубровским Мария работает не впервые. Их творческий союз уже успел обогатить репертуар Малого «Мертвыми душами». При создании «Женитьбы Бальзаминова» постановщики также решили не отходить от традиционных мотивов и добавить в сценические образы немного народной эстетики. Мария Утробина вдохновлялась творчеством Татьяны Мавриной. Именно иллюстрации этой художницы помогли родиться уютной лубочной эстетике оформления сцены, напоминающей детскую книжку.
НЕДЕТСКИЙ КОНСТРУКТОР
Самое масштабное помещение театрально-художественных мастерских – огромный монтировочный цех. Именно здесь детали собираются воедино: спаянные металлокаркасы превращаются в объемные деревья и аккуратные домики, а расписанные художниками полотна предстают на высоких штанкетах уже готовыми занавесами. Руководит процессом Тарас Строганов. С большим вниманием рассказывает начальник цеха о способах создания масштабных декораций: сборка дома для премьерного спектакля «Женитьба Бальзаминова» для мастеров словно конструктор Lego, готовый и собранный буквально за двадцать минут.
Масштабы мастерской вступают в явный контраст с компактным, наглядным макетом, разработанным художником-постановщиком и режиссером.
– Такое место для художника очень важно, – говорит Мария Утробина. – Здесь он впервые видит отражение своего замысла. Это очень отличается от самого сценического пространства, ведь здесь мы все собираем, дописываем, доводим до совершенства.
«ПРЯНИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Бутафорский цех Малого театра Мария Утробина называет в шутку «пряничным». На время подготовки к спектаклю «Женитьба Бальзаминова» его заполнили огромные корзины со сладостями из папье-маше и блестящие разноцветные «леденцы» из пластика. Бутафоры склонились над столами, рисуя глазурные узоры на пряниках. У одной из работниц цеха, Елены, здесь трудился сначала отец, а сейчас вместе с ней работает сын. В Малом театре, говорит Людмила Марьянова, творческие династии есть даже здесь. Бутафоры работают над мелкими деталями, которые, как говорит художник-постановщик, и создают «театральное чудо».
Чудо – это огромная гора бутафорских грецких орехов с трещинками на скорлупе, и пряники в форме кошек, перекликающиеся с оранжево-фиолетовым котом, который будет сидеть на крыше дома. Это и нарисованные корзины с яблоками – любимая деталь Утробиной, созданная в живописном цехе: «Я очень люблю деревню! Вдохновляюсь ее простотой. Поэтому такие элементы очень дороги мне, как создателю. Вот эта корзинка с яблоками, котик – это, казалось бы, мелочи, но они оставляют особое впечатление. За такие детали обычно и благодарят зрители».
ФРУКТОВЫЙ САД
Живописная мастерская и цех мягких тканей располагаются на втором этаже мастерских. К полу гвоздями прибита сетка, к которой работники прикрепляют нарисованные декорации. Эту сетку вручную плетут работницы цеха мягких тканей. Здесь же лежат прямоугольники грубой материи, на которых художники изображают кусты фруктового сада. Резкие, широкие мазки множества оттенков зеленого и теплого оранжевого переплетаются с вкраплениями фиолетового и бирюзового. Краска попадает и на пол, смешиваясь с брызгами и пятнами, оставшимися от работы над другими декорациями.
– Для наших художников это большой творческий процесс, это история создания новых постановок. По этим следам можно понять, что и когда здесь расписывалось, – рассказывает Людмила Марьянова.
Художники вручную расписывают большую часть декораций «Женитьбы Бальзаминова», находясь в постоянном творческом поиске вместе с Марией Утробиной. Одна из художниц, Вера Вистинецкая, наносит широкими мазками фиолетовую краску на один из будущих кустов.
– Здесь можно наконец-то «оторваться», – говорит она. – Важный момент – это чувство свободы. Когда делаешь декорации, без чувства свободы и какой-то уверенности сложно работать.
Главное, что отмечают создатели – это ручная работа. Все декорации сделаны руками мастеров, почти без вмешательств машинного оборудования. Ручная роспись на вязе, созданная в живописном цехе, расписанные бутафорами сладости, деревянные детали, выпиленные столярами, – все это большой творческий процесс, налаженный одной командой.
– Ручной элемент в создании декораций, будь то крупные элементы или мелкий декор, на мой взгляд, является самым важным. В то, что сделано руками, вложена душа мастера, и это находит отклик в зрительном зале, – уверена Мария Утробина.
Малый театр выпускает семь спектаклей в год. Меньше месяца занимает у профессионалов процесс создания некоторых деталей, от идеи до воплощения. Но, как мы знаем, творчество не заканчивается за пределами этих площадок. Прямо из творческих мастерских готовые декорации отправляются на Ордынку, где волшебство создания спектакля «Женитьба Бальзаминова» продолжается уже на сцене.
– Нет единой схемы, как придумать спектакль, творческий процесс всегда разный. Сначала вместе с чтением текста в воображении складывается картинка, образы, и тогда я начинаю чувствовать и рисовать эскизы, – говорит Мария Утробина. С режиссером Алексеем Дубровским Мария работает не впервые. Их творческий союз уже успел обогатить репертуар Малого «Мертвыми душами». При создании «Женитьбы Бальзаминова» постановщики также решили не отходить от традиционных мотивов и добавить в сценические образы немного народной эстетики. Мария Утробина вдохновлялась творчеством Татьяны Мавриной. Именно иллюстрации этой художницы помогли родиться уютной лубочной эстетике оформления сцены, напоминающей детскую книжку.
НЕДЕТСКИЙ КОНСТРУКТОР
Самое масштабное помещение театрально-художественных мастерских – огромный монтировочный цех. Именно здесь детали собираются воедино: спаянные металлокаркасы превращаются в объемные деревья и аккуратные домики, а расписанные художниками полотна предстают на высоких штанкетах уже готовыми занавесами. Руководит процессом Тарас Строганов. С большим вниманием рассказывает начальник цеха о способах создания масштабных декораций: сборка дома для премьерного спектакля «Женитьба Бальзаминова» для мастеров словно конструктор Lego, готовый и собранный буквально за двадцать минут.

– Такое место для художника очень важно, – говорит Мария Утробина. – Здесь он впервые видит отражение своего замысла. Это очень отличается от самого сценического пространства, ведь здесь мы все собираем, дописываем, доводим до совершенства.

Бутафорский цех Малого театра Мария Утробина называет в шутку «пряничным». На время подготовки к спектаклю «Женитьба Бальзаминова» его заполнили огромные корзины со сладостями из папье-маше и блестящие разноцветные «леденцы» из пластика. Бутафоры склонились над столами, рисуя глазурные узоры на пряниках. У одной из работниц цеха, Елены, здесь трудился сначала отец, а сейчас вместе с ней работает сын. В Малом театре, говорит Людмила Марьянова, творческие династии есть даже здесь. Бутафоры работают над мелкими деталями, которые, как говорит художник-постановщик, и создают «театральное чудо».

ФРУКТОВЫЙ САД
Живописная мастерская и цех мягких тканей располагаются на втором этаже мастерских. К полу гвоздями прибита сетка, к которой работники прикрепляют нарисованные декорации. Эту сетку вручную плетут работницы цеха мягких тканей. Здесь же лежат прямоугольники грубой материи, на которых художники изображают кусты фруктового сада. Резкие, широкие мазки множества оттенков зеленого и теплого оранжевого переплетаются с вкраплениями фиолетового и бирюзового. Краска попадает и на пол, смешиваясь с брызгами и пятнами, оставшимися от работы над другими декорациями.
– Для наших художников это большой творческий процесс, это история создания новых постановок. По этим следам можно понять, что и когда здесь расписывалось, – рассказывает Людмила Марьянова.

– Здесь можно наконец-то «оторваться», – говорит она. – Важный момент – это чувство свободы. Когда делаешь декорации, без чувства свободы и какой-то уверенности сложно работать.
Главное, что отмечают создатели – это ручная работа. Все декорации сделаны руками мастеров, почти без вмешательств машинного оборудования. Ручная роспись на вязе, созданная в живописном цехе, расписанные бутафорами сладости, деревянные детали, выпиленные столярами, – все это большой творческий процесс, налаженный одной командой.
– Ручной элемент в создании декораций, будь то крупные элементы или мелкий декор, на мой взгляд, является самым важным. В то, что сделано руками, вложена душа мастера, и это находит отклик в зрительном зале, – уверена Мария Утробина.
