Нельзя любить родину больше, чем человека

«Журфак Театрала» о спектакле «Ромул Великий» в Театре Вахтангова

 
Если император стремится к распаду своей империи, то как тогда должны вести себя его подданные? Поиску ответа на этот и не только этот вопрос посвящен спектакль «Ромул Великий», поставленный режиссером Уланбеком Баялиевым в Театре Вахтангова. 

На первом плане сцены разбросаны тюки сена, они выполняют функцию и стола, и кровати. От былого величия императорских покоев остались лишь бюсты великих мыслителей и ораторов, которые сиротливо ютятся на задней части унылого пространства.

Комическое и трагическое тесно переплетено в спектакле. Вот Ромул, в исполнении Владимира Симонова – с оптимистическим взглядом и ироничной усмешкой, а вот его жена императрица Юлия, в исполнении Яны Соболевской, с напускной трагичностью и тенденцией драматизировать все происходящее. Герои ведут себя нарочито гиперболизировано, как будто прячась в своих эмоциях от действительности. В итоге они начинают походить на кур, которых разводит император. Эта параллель подчеркивается и в финале, когда диалог двух правителей ведется на языке птиц.

В сумбурной реальности спектакля поднимается вопрос не только личных взаимоотношений, но и общественных ценностей. И здесь интонации голоса Ромула приобретают серьезность. Император убежден, что нельзя любить родину больше, чем человека.

Ромул – неоднозначная фигура, в нем уживается одновременно и те качества, за которые его нужно осудить, и те, за которые его превозносят.  Владимир Симонов проводит героя через весь спектр эмоций и переживаний, оставляя за зрителем право понимания – почему же император ведет себя именно так: это его способ победить страх или искусная маскировка непобедимого страха?

Важный акцент режиссер ставит на драме воина-героя, который искренне сражается за свою родину. Префект кавалерии, роль которого исполнил Виталийс Семеновс, врывается в мир императора как вихрь адекватности и чести. Вокруг императора все немного не в себе, у каждого оторванность от реальности, а нежелание верить в происходящее выражается по-своему. И только префект кавалерии выглядит как человек, знающий дело, стремящийся донести истинную информацию. И если поначалу к тому, что он не спал уже несколько суток, можно относится с пониманием, то со временем эта фраза, звучащая рефреном, перерастает скорее в шутку. В итоге на волне общего безумия он начинает выражать свои страдания и претензии в виде песни.

Может ли император сознательно разрушать империю, разваливать то, что создавалось так упорно и кропотливо? Кажется, что нет. Однако в сознании Ромула это вполне здравый план. Но можно ли считать такого человека нормальным? Ромул Владимира Симонова вполне добродушный, приятный, с отличным чувством юмора персонаж. Но ни он сам, ни его окружение, существующее в мире гротеска, не может принимать здравые решения. Эта война заведомо проигрышная, и он, предчувствуя это, ждет поражения. Рим изменил себе сам, правитель пытается навязать коллективную ответственность за происходящее. И действительно – если император испытывает потребность в распаде Рима, может не только его двор, но и нравы римлян способствуют приближению этих событий.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
  • Театр простодушных обратился за поддержкой

    Театр простодушных, первый в России и Европе драматический театр для людей с синдромом Дауна, обратился за поддержкой в связи с угрозой закрытия. Пост в социальных сетях опубликовал директор и режиссер театра Дмитрий Чернэ. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также