Если император стремится к распаду своей империи, то как тогда должны вести себя его подданные? Поиску ответа на этот и не только этот вопрос посвящен спектакль «Ромул Великий», поставленный режиссером Уланбеком Баялиевым в Театре Вахтангова.
На первом плане сцены разбросаны тюки сена, они выполняют функцию и стола, и кровати. От былого величия императорских покоев остались лишь бюсты великих мыслителей и ораторов, которые сиротливо ютятся на задней части унылого пространства.
Комическое и трагическое тесно переплетено в спектакле. Вот Ромул, в исполнении Владимира Симонова – с оптимистическим взглядом и ироничной усмешкой, а вот его жена императрица Юлия, в исполнении Яны Соболевской, с напускной трагичностью и тенденцией драматизировать все происходящее. Герои ведут себя нарочито гиперболизировано, как будто прячась в своих эмоциях от действительности. В итоге они начинают походить на кур, которых разводит император. Эта параллель подчеркивается и в финале, когда диалог двух правителей ведется на языке птиц.
В сумбурной реальности спектакля поднимается вопрос не только личных взаимоотношений, но и общественных ценностей. И здесь интонации голоса Ромула приобретают серьезность. Император убежден, что нельзя любить родину больше, чем человека.

Ромул – неоднозначная фигура, в нем уживается одновременно и те качества, за которые его нужно осудить, и те, за которые его превозносят. Владимир Симонов проводит героя через весь спектр эмоций и переживаний, оставляя за зрителем право понимания – почему же император ведет себя именно так: это его способ победить страх или искусная маскировка непобедимого страха?
Важный акцент режиссер ставит на драме воина-героя, который искренне сражается за свою родину. Префект кавалерии, роль которого исполнил Виталийс Семеновс, врывается в мир императора как вихрь адекватности и чести. Вокруг императора все немного не в себе, у каждого оторванность от реальности, а нежелание верить в происходящее выражается по-своему. И только префект кавалерии выглядит как человек, знающий дело, стремящийся донести истинную информацию. И если поначалу к тому, что он не спал уже несколько суток, можно относится с пониманием, то со временем эта фраза, звучащая рефреном, перерастает скорее в шутку. В итоге на волне общего безумия он начинает выражать свои страдания и претензии в виде песни.
Может ли император сознательно разрушать империю, разваливать то, что создавалось так упорно и кропотливо? Кажется, что нет. Однако в сознании Ромула это вполне здравый план. Но можно ли считать такого человека нормальным? Ромул Владимира Симонова вполне добродушный, приятный, с отличным чувством юмора персонаж. Но ни он сам, ни его окружение, существующее в мире гротеска, не может принимать здравые решения. Эта война заведомо проигрышная, и он, предчувствуя это, ждет поражения. Рим изменил себе сам, правитель пытается навязать коллективную ответственность за происходящее. И действительно – если император испытывает потребность в распаде Рима, может не только его двор, но и нравы римлян способствуют приближению этих событий.
На первом плане сцены разбросаны тюки сена, они выполняют функцию и стола, и кровати. От былого величия императорских покоев остались лишь бюсты великих мыслителей и ораторов, которые сиротливо ютятся на задней части унылого пространства.
Комическое и трагическое тесно переплетено в спектакле. Вот Ромул, в исполнении Владимира Симонова – с оптимистическим взглядом и ироничной усмешкой, а вот его жена императрица Юлия, в исполнении Яны Соболевской, с напускной трагичностью и тенденцией драматизировать все происходящее. Герои ведут себя нарочито гиперболизировано, как будто прячась в своих эмоциях от действительности. В итоге они начинают походить на кур, которых разводит император. Эта параллель подчеркивается и в финале, когда диалог двух правителей ведется на языке птиц.
В сумбурной реальности спектакля поднимается вопрос не только личных взаимоотношений, но и общественных ценностей. И здесь интонации голоса Ромула приобретают серьезность. Император убежден, что нельзя любить родину больше, чем человека.

Ромул – неоднозначная фигура, в нем уживается одновременно и те качества, за которые его нужно осудить, и те, за которые его превозносят. Владимир Симонов проводит героя через весь спектр эмоций и переживаний, оставляя за зрителем право понимания – почему же император ведет себя именно так: это его способ победить страх или искусная маскировка непобедимого страха?
Важный акцент режиссер ставит на драме воина-героя, который искренне сражается за свою родину. Префект кавалерии, роль которого исполнил Виталийс Семеновс, врывается в мир императора как вихрь адекватности и чести. Вокруг императора все немного не в себе, у каждого оторванность от реальности, а нежелание верить в происходящее выражается по-своему. И только префект кавалерии выглядит как человек, знающий дело, стремящийся донести истинную информацию. И если поначалу к тому, что он не спал уже несколько суток, можно относится с пониманием, то со временем эта фраза, звучащая рефреном, перерастает скорее в шутку. В итоге на волне общего безумия он начинает выражать свои страдания и претензии в виде песни.
Может ли император сознательно разрушать империю, разваливать то, что создавалось так упорно и кропотливо? Кажется, что нет. Однако в сознании Ромула это вполне здравый план. Но можно ли считать такого человека нормальным? Ромул Владимира Симонова вполне добродушный, приятный, с отличным чувством юмора персонаж. Но ни он сам, ни его окружение, существующее в мире гротеска, не может принимать здравые решения. Эта война заведомо проигрышная, и он, предчувствуя это, ждет поражения. Рим изменил себе сам, правитель пытается навязать коллективную ответственность за происходящее. И действительно – если император испытывает потребность в распаде Рима, может не только его двор, но и нравы римлян способствуют приближению этих событий.