Нельзя любить родину больше, чем человека

«Журфак Театрала» о спектакле «Ромул Великий» в Театре Вахтангова

 
Если император стремится к распаду своей империи, то как тогда должны вести себя его подданные? Поиску ответа на этот и не только этот вопрос посвящен спектакль «Ромул Великий», поставленный режиссером Уланбеком Баялиевым в Театре Вахтангова. 

На первом плане сцены разбросаны тюки сена, они выполняют функцию и стола, и кровати. От былого величия императорских покоев остались лишь бюсты великих мыслителей и ораторов, которые сиротливо ютятся на задней части унылого пространства.

Комическое и трагическое тесно переплетено в спектакле. Вот Ромул, в исполнении Владимира Симонова – с оптимистическим взглядом и ироничной усмешкой, а вот его жена императрица Юлия, в исполнении Яны Соболевской, с напускной трагичностью и тенденцией драматизировать все происходящее. Герои ведут себя нарочито гиперболизировано, как будто прячась в своих эмоциях от действительности. В итоге они начинают походить на кур, которых разводит император. Эта параллель подчеркивается и в финале, когда диалог двух правителей ведется на языке птиц.

В сумбурной реальности спектакля поднимается вопрос не только личных взаимоотношений, но и общественных ценностей. И здесь интонации голоса Ромула приобретают серьезность. Император убежден, что нельзя любить родину больше, чем человека.

Ромул – неоднозначная фигура, в нем уживается одновременно и те качества, за которые его нужно осудить, и те, за которые его превозносят.  Владимир Симонов проводит героя через весь спектр эмоций и переживаний, оставляя за зрителем право понимания – почему же император ведет себя именно так: это его способ победить страх или искусная маскировка непобедимого страха?

Важный акцент режиссер ставит на драме воина-героя, который искренне сражается за свою родину. Префект кавалерии, роль которого исполнил Виталийс Семеновс, врывается в мир императора как вихрь адекватности и чести. Вокруг императора все немного не в себе, у каждого оторванность от реальности, а нежелание верить в происходящее выражается по-своему. И только префект кавалерии выглядит как человек, знающий дело, стремящийся донести истинную информацию. И если поначалу к тому, что он не спал уже несколько суток, можно относится с пониманием, то со временем эта фраза, звучащая рефреном, перерастает скорее в шутку. В итоге на волне общего безумия он начинает выражать свои страдания и претензии в виде песни.

Может ли император сознательно разрушать империю, разваливать то, что создавалось так упорно и кропотливо? Кажется, что нет. Однако в сознании Ромула это вполне здравый план. Но можно ли считать такого человека нормальным? Ромул Владимира Симонова вполне добродушный, приятный, с отличным чувством юмора персонаж. Но ни он сам, ни его окружение, существующее в мире гротеска, не может принимать здравые решения. Эта война заведомо проигрышная, и он, предчувствуя это, ждет поражения. Рим изменил себе сам, правитель пытается навязать коллективную ответственность за происходящее. И действительно – если император испытывает потребность в распаде Рима, может не только его двор, но и нравы римлян способствуют приближению этих событий.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Театральные деятели поручились за Женю Беркович

    Артисты, художественные руководители театров, руководители благотворительных фондов и журналисты подписали личные поручительства за режиссерку Женю Беркович, дело об оправдании терроризма которой сегодня рассматривает Замоскворецкий суд Москвы. ...
  • Ольга Егошина: «Не надо разрушать храмы и театры – аукнется!»

    Когда меня спрашивали о моем отношении к МДТ, я обычно цитировала фразу Горького о его отношении к Художественному театру: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. ...
Читайте также