Нельзя любить родину больше, чем человека

«Журфак Театрала» о спектакле «Ромул Великий» в Театре Вахтангова

 
Если император стремится к распаду своей империи, то как тогда должны вести себя его подданные? Поиску ответа на этот и не только этот вопрос посвящен спектакль «Ромул Великий», поставленный режиссером Уланбеком Баялиевым в Театре Вахтангова. 

На первом плане сцены разбросаны тюки сена, они выполняют функцию и стола, и кровати. От былого величия императорских покоев остались лишь бюсты великих мыслителей и ораторов, которые сиротливо ютятся на задней части унылого пространства.

Комическое и трагическое тесно переплетено в спектакле. Вот Ромул, в исполнении Владимира Симонова – с оптимистическим взглядом и ироничной усмешкой, а вот его жена императрица Юлия, в исполнении Яны Соболевской, с напускной трагичностью и тенденцией драматизировать все происходящее. Герои ведут себя нарочито гиперболизировано, как будто прячась в своих эмоциях от действительности. В итоге они начинают походить на кур, которых разводит император. Эта параллель подчеркивается и в финале, когда диалог двух правителей ведется на языке птиц.

В сумбурной реальности спектакля поднимается вопрос не только личных взаимоотношений, но и общественных ценностей. И здесь интонации голоса Ромула приобретают серьезность. Император убежден, что нельзя любить родину больше, чем человека.

Ромул – неоднозначная фигура, в нем уживается одновременно и те качества, за которые его нужно осудить, и те, за которые его превозносят.  Владимир Симонов проводит героя через весь спектр эмоций и переживаний, оставляя за зрителем право понимания – почему же император ведет себя именно так: это его способ победить страх или искусная маскировка непобедимого страха?

Важный акцент режиссер ставит на драме воина-героя, который искренне сражается за свою родину. Префект кавалерии, роль которого исполнил Виталийс Семеновс, врывается в мир императора как вихрь адекватности и чести. Вокруг императора все немного не в себе, у каждого оторванность от реальности, а нежелание верить в происходящее выражается по-своему. И только префект кавалерии выглядит как человек, знающий дело, стремящийся донести истинную информацию. И если поначалу к тому, что он не спал уже несколько суток, можно относится с пониманием, то со временем эта фраза, звучащая рефреном, перерастает скорее в шутку. В итоге на волне общего безумия он начинает выражать свои страдания и претензии в виде песни.

Может ли император сознательно разрушать империю, разваливать то, что создавалось так упорно и кропотливо? Кажется, что нет. Однако в сознании Ромула это вполне здравый план. Но можно ли считать такого человека нормальным? Ромул Владимира Симонова вполне добродушный, приятный, с отличным чувством юмора персонаж. Но ни он сам, ни его окружение, существующее в мире гротеска, не может принимать здравые решения. Эта война заведомо проигрышная, и он, предчувствуя это, ждет поражения. Рим изменил себе сам, правитель пытается навязать коллективную ответственность за происходящее. И действительно – если император испытывает потребность в распаде Рима, может не только его двор, но и нравы римлян способствуют приближению этих событий.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Антон Яковлев: «Не надо сохранять театр, который был до тебя. Нужно создавать свой!»

    Окончание театрального сезона ознаменовано каскадом громких «кадровых премьер» в столичных учреждениях.  Политика слияния театральных коллективов, не оправдавшая себя, сменилась неожиданными кадровыми перестановками. ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
Читайте также