Новая жизнь театра «Шалом»

 
Театр «Шалом» завершает свой первый сезон с новым художественным руководителем – Олегом Липовецким. За это время сдвинулся с мертвой точки многолетний ремонт здания – его планируют завершить к Новому году, а в репертуаре появилось два новых названия: «Исход» Петра Шерешевского и «Жирная Люба» – моноспектакль Липовецкого по его собственной книге.

Долгое время «Шалом» будто и не существовал на театральной карте Москвы: здание на Варшавском шоссе с 2014 года грустно стояло на ремонте, театр скитался по разным площадкам, да и новостей о премьерах что-то не было слышно. Олег Липовецкий, вступивший в должность худрука в декабре прошлого года, собрался провести полную перезагрузку театра с привлечением энергичных молодых режиссеров и современной драматургии. В планах заявлены постановки Галины Зальцман, Филиппа Гуревича, Романа Кагановича, Полины Кардымон, Елизаветы Бондарь, Семёна Александровского и других.  Но уже в этом сезоне театр успел показать намеченный вектор своего развития, выпустив на Симоновской сцене Театра имени Вахтангова премьеру Петра Шерешевского по пьесе Полины Бородиной «Исход».

Моисей в амнезии

К библейским мотивам тут апеллируют только название и имя главного героя – Моисей, которое он, впрочем, придумал себе сам. А исход он совершает не из египетского рабства, а из постылой жизни с нелюбимой женой, нелюбимой работой, ребенком-аутистом и кошкой – то есть тоже из своего рода рабства. Нет, герой не лишает себя жизни, а пытается просто забыть её, стереть из памяти все, что было, и придумать себе новую личность. Под именем Моисея он живет в психоневрологическом интернате, симулирует амнезию и расписывает стены детских садов в стиле наива. Полина Бородина описывает этот курьезный случай как путь внутренней эмиграции, юродство и отказ от себя как способ вырваться из паутины социума. Но из одной несвободы он тут же попадает в другую – практически в концлагерь психбольницы, где пациентов унижают, не считают за людей и сажают в карцер за провинности.

Петр Шерешевский в свойственной ему манере рассматривает героев пьесы буквально в лупу. Посреди сцены, засыпанной белым песком, словно берег Мертвого моря, он установил маленькую коробочку – макет больничной палаты с куклами-пациентами, куда актеры заглядывают через окошки. А за ними самими все время следит глаз камеры, выводя крупные планы на экран. Получается эффект наблюдения за наблюдающими или некого «всевидящего ока», которое, без сомнения, присматривает и за нами.

Исполняющий роль Моисея Дмитрий Уросов удивительно достоверно и органично существует на крупном плане, в его молчаливом герое чувствуется какая-та загадка, второе дно, которое зрителю хочется разгадать. Остальные актеры играют более характерно, особенно колоритными получились пациенты психушки: любвеобильная Валя Янины Хачатуровой и трогательный Леха Антона Шварца, страдающий синдрома Туретта и непроизвольно матерящийся на каждом шагу. 

Сценография Надежды Лопардиной, где вполне бытовые предметы помещены в странные, алогичные условия – например, утюги подвешены на лесках, а пляжные качели соседствуют с больничной койкой, создает двойную оптику восприятия. Можно смотреть на эту историю как на частный случай, а можно как на притчу о неприкаянности и несвободе человека вообще. В финале Шерешевский добавляет еще один жесткий аккорд, которого нет в пьесе: жена героя разделывает на сцене рыбу. И эта натуралистическая отталкивающая сцена выглядит и как символическая расправа над главным героем – побег не удался.

О семье и колбасе

Финал «Жирной Любы» в этом смысле гораздо оптимистичнее. Там герою, толстому еврейскому мальчику, приходится преодолеть сущий ад буллинга, чтобы выйти из него победителем – сильным и закаленным. Постановка основана на автобиографической повести Олега Липовецкого «Жизнь номер один», где тот описывает свое детство в маленьком карельском городке, поездки к любимой бабушке и дедушке в Крыжополь, ссоры с братом, а также ненавистную школу с одноклассником Димой, который постоянно издевался над ним и прозвал «жирной Любой». Изначально спектакль был поставлен в Петербурге режиссером Юлией Каландаришвили для независимого Театрального проекта «27», но теперь вошел в репертуар «Шалома» как первый проект программы «Коллаборация». 

Олег Липовецкий играет себя-мальчика и рассказывает о своем нелегком детстве с потрясающей честностью, открытостью, юмором, нежностью и артистизмом. За 1,5 часа мы проходим с ним путь от робкого пухлого ребенка в колготках до дерзкого рокера и неформала с серьгою, переживаем вместе с ним первую любовь, первые потери и победы, и то чувство поддержки, принятия и надежного тыла, которое дает семья.

Этот спектакль обязательно нужно смотреть подросткам – как историю преодоления, как сказку про гадкого утенка, которая случилась на самом деле. Этот опыт наверняка сможет поддержать тех, кому сейчас так же плохо, кто не верит в свои силы и боится жизни. 
      
В июне спектакли «Шалома» еще можно увидеть на Симоновской сцене Театра имени Вахтангова. В следующем сезоне театр планирует переехать на собственную площадку.   


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера «Занавес» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    МХТ им. Чехова выпустил первую премьеру сезона. «Занавес» Юрия Квятковского, собраннный из разговоров с актрисами и работницами Художественного театра, от администратора до прачки, которая изучила историю вопроса и знает, как никто, почему МХТ – это место силы. ...
  • Театр НеНормативной пластики покажет «хоррор-дефиле»

    Театр НеНормативной пластики в Санкт-Петербурге выпустит премьеру «Физика трущихся поверхностей». Жанр будущей постановки Романа Когановича определен как «хоррор-дефиле». Артисты с ненормативной пластикой и набором «неудобных» тем будут разбираться со страхами, триггерами, неудачами – с тем, что нас не убивает, но и сильнее уже не сделает. ...
  • Театр сатиры открывает 100-й сезон

    В Театре сатиры сыграли премьеру «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова и поделились творческими планами на юбилейный 100-й сезон. Пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» была написана специально для Театра сатиры более 90 лет назад, но еще ни разу не была поставлена. ...
  • В «Современнике» поставят роман Водолазкина

    Театр «Современник» готовит премьеру по роману Евгения Водолазкина «Чагин». Премьерные показы пройдут 7, 8 и 14 октября. Постановка по книге о мнемонисте – человеке, способном запоминать абсолютно всё, – и об испытании памятью выросла из лаборатории «Хочу как О. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Для меня любая роль – эксперимент»

    Сегодня день рождения отмечает Алла Демидова – лауреат премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены». Ведущая актриса любимовской «Таганки», Раневская в «Вишневом саде» Эфроса, Федра – у Виктюка, Медея – у Терзопулоса. ...
  • Премьера «Занавес» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    МХТ им. Чехова выпустил первую премьеру сезона. «Занавес» Юрия Квятковского, собраннный из разговоров с актрисами и работницами Художественного театра, от администратора до прачки, которая изучила историю вопроса и знает, как никто, почему МХТ – это место силы. ...
  • Театр НеНормативной пластики покажет «хоррор-дефиле»

    Театр НеНормативной пластики в Санкт-Петербурге выпустит премьеру «Физика трущихся поверхностей». Жанр будущей постановки Романа Когановича определен как «хоррор-дефиле». Артисты с ненормативной пластикой и набором «неудобных» тем будут разбираться со страхами, триггерами, неудачами – с тем, что нас не убивает, но и сильнее уже не сделает. ...
  • Театр сатиры открывает 100-й сезон

    В Театре сатиры сыграли премьеру «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова и поделились творческими планами на юбилейный 100-й сезон. Пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» была написана специально для Театра сатиры более 90 лет назад, но еще ни разу не была поставлена. ...
Читайте также