Итоги сезона: человек как безусловная и главная ценность

 
По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные события минувшего сезона. Сегодня – слово театральному критику Павлу Рудневу. 

Главной работой сезона надо признать «Войну и мир» Театр Вахтангова. Спектакль эпических масштабов и эпической же осознанности, осмысленности творческого акта. При видимой классичности режиссерского рисунка, Римас Туминас позволяет себе серьезное переосмысление толстовского романа. Прежде всего, удивляет решение семьи Болконских. Отец Евгения Князева  жестокий и бесцеремонный клоун-тиран, деформирующий жизнь своих детей, но перед лицом грозы 1812 года становящийся слепым разочарованным Эдипом. Андрей Болконский в исполнении Виктора Добронравова, страдающий под диктатом самодурствующего отца, сгорает от гипертрофированного тщеславия, буквально окаменел от презрения к миру и нелепого гордячества. В Андрее живет тяготение к смерти, жертвенности и сжигающему человека героизму, жажда небытия, в котором скрыто желание бегства из мира, сформированного и ограниченного отцом. Мысль спектакля движется в русле с виражами судьбы Пьера Безухова, от шального героизма к опытному, оснащенному пацифизму. В отчаянии от травмы Отечественной войны Пьером приобретается опыт человека как безусловной и главной ценности. В заново открытом бессмертии человеческой душе видится гармония и всеединство толстовского мировоззрения.

И, на контрасте, значимым оказался скромный маленький моноспектакль в частном театре «Среда21» по «Капиталу», над которым работали режиссер Надя Кубайлат и философ-социалист Алексей Цветков. Артист Александр Николаев в роли сумасшедшего профессора очень доходчиво объясняет суть капиталистических отношений и критического отчуждения современного человека от реальности. Начинает спектакль как персонаж и завершает как личность, осознавшая глубину катастрофы и дегуманизации.

Поистине народным вышел спектакль у Юрия Муравицкого в Театре Пушкина  «Слуга двух господ. Russian Edition». Молодые артисты демонстрируют фантастическую форму владения телом и карнавальной эстетикой. Причем традиционная гоцциевская клоунада сочетается с приемами игры, рожденными Робертом Уилсоном и восточным театром. Никогда ранее игровой театр не был таким эстетичным и умным.

Спектакль Юрия Бутусова «Р» в «Сатириконе» разворачивает гоголевского «Ревизора» в современность и прячет в сюжете «Мертвых душ»: здесь гоголевские истории только повод порассуждать о современности, и мертвые души оказываются душами без погребения, невинными жертвами социальных экспериментов.

Отметил бы также опыт изящного возвращения в эстетику театра абсурда в спектакле Марфы Горвиц «Урожай» в Театре на Таганке и спектакль Георгия Суркова «Как растут ананасы» в «Современнике», в котором культивируется идея христианского прощения.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Антон Яковлев: «Не надо сохранять театр, который был до тебя. Нужно создавать свой!»

    Окончание театрального сезона ознаменовано каскадом громких «кадровых премьер» в столичных учреждениях.  Политика слияния театральных коллективов, не оправдавшая себя, сменилась неожиданными кадровыми перестановками. ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
Читайте также