Итоги сезона: человек как безусловная и главная ценность

 
По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные события минувшего сезона. Сегодня – слово театральному критику Павлу Рудневу. 

Главной работой сезона надо признать «Войну и мир» Театр Вахтангова. Спектакль эпических масштабов и эпической же осознанности, осмысленности творческого акта. При видимой классичности режиссерского рисунка, Римас Туминас позволяет себе серьезное переосмысление толстовского романа. Прежде всего, удивляет решение семьи Болконских. Отец Евгения Князева  жестокий и бесцеремонный клоун-тиран, деформирующий жизнь своих детей, но перед лицом грозы 1812 года становящийся слепым разочарованным Эдипом. Андрей Болконский в исполнении Виктора Добронравова, страдающий под диктатом самодурствующего отца, сгорает от гипертрофированного тщеславия, буквально окаменел от презрения к миру и нелепого гордячества. В Андрее живет тяготение к смерти, жертвенности и сжигающему человека героизму, жажда небытия, в котором скрыто желание бегства из мира, сформированного и ограниченного отцом. Мысль спектакля движется в русле с виражами судьбы Пьера Безухова, от шального героизма к опытному, оснащенному пацифизму. В отчаянии от травмы Отечественной войны Пьером приобретается опыт человека как безусловной и главной ценности. В заново открытом бессмертии человеческой душе видится гармония и всеединство толстовского мировоззрения.

И, на контрасте, значимым оказался скромный маленький моноспектакль в частном театре «Среда21» по «Капиталу», над которым работали режиссер Надя Кубайлат и философ-социалист Алексей Цветков. Артист Александр Николаев в роли сумасшедшего профессора очень доходчиво объясняет суть капиталистических отношений и критического отчуждения современного человека от реальности. Начинает спектакль как персонаж и завершает как личность, осознавшая глубину катастрофы и дегуманизации.

Поистине народным вышел спектакль у Юрия Муравицкого в Театре Пушкина  «Слуга двух господ. Russian Edition». Молодые артисты демонстрируют фантастическую форму владения телом и карнавальной эстетикой. Причем традиционная гоцциевская клоунада сочетается с приемами игры, рожденными Робертом Уилсоном и восточным театром. Никогда ранее игровой театр не был таким эстетичным и умным.

Спектакль Юрия Бутусова «Р» в «Сатириконе» разворачивает гоголевского «Ревизора» в современность и прячет в сюжете «Мертвых душ»: здесь гоголевские истории только повод порассуждать о современности, и мертвые души оказываются душами без погребения, невинными жертвами социальных экспериментов.

Отметил бы также опыт изящного возвращения в эстетику театра абсурда в спектакле Марфы Горвиц «Урожай» в Театре на Таганке и спектакль Георгия Суркова «Как растут ананасы» в «Современнике», в котором культивируется идея христианского прощения.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера «Занавес» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    МХТ им. Чехова выпустил первую премьеру сезона. «Занавес» Юрия Квятковского, собраннный из разговоров с актрисами и работницами Художественного театра, от администратора до прачки, которая изучила историю вопроса и знает, как никто, почему МХТ – это место силы. ...
  • Театр НеНормативной пластики покажет «хоррор-дефиле»

    Театр НеНормативной пластики в Санкт-Петербурге выпустит премьеру «Физика трущихся поверхностей». Жанр будущей постановки Романа Когановича определен как «хоррор-дефиле». Артисты с ненормативной пластикой и набором «неудобных» тем будут разбираться со страхами, триггерами, неудачами – с тем, что нас не убивает, но и сильнее уже не сделает. ...
  • Театр сатиры открывает 100-й сезон

    В Театре сатиры сыграли премьеру «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова и поделились творческими планами на юбилейный 100-й сезон. Пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» была написана специально для Театра сатиры более 90 лет назад, но еще ни разу не была поставлена. ...
  • В «Современнике» поставят роман Водолазкина

    Театр «Современник» готовит премьеру по роману Евгения Водолазкина «Чагин». Премьерные показы пройдут 7, 8 и 14 октября. Постановка по книге о мнемонисте – человеке, способном запоминать абсолютно всё, – и об испытании памятью выросла из лаборатории «Хочу как О. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Для меня любая роль – эксперимент»

    Сегодня день рождения отмечает Алла Демидова – лауреат премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены». Ведущая актриса любимовской «Таганки», Раневская в «Вишневом саде» Эфроса, Федра – у Виктюка, Медея – у Терзопулоса. ...
  • Премьера «Занавес» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    МХТ им. Чехова выпустил первую премьеру сезона. «Занавес» Юрия Квятковского, собраннный из разговоров с актрисами и работницами Художественного театра, от администратора до прачки, которая изучила историю вопроса и знает, как никто, почему МХТ – это место силы. ...
  • Театр НеНормативной пластики покажет «хоррор-дефиле»

    Театр НеНормативной пластики в Санкт-Петербурге выпустит премьеру «Физика трущихся поверхностей». Жанр будущей постановки Романа Когановича определен как «хоррор-дефиле». Артисты с ненормативной пластикой и набором «неудобных» тем будут разбираться со страхами, триггерами, неудачами – с тем, что нас не убивает, но и сильнее уже не сделает. ...
  • Театр сатиры открывает 100-й сезон

    В Театре сатиры сыграли премьеру «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова и поделились творческими планами на юбилейный 100-й сезон. Пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» была написана специально для Театра сатиры более 90 лет назад, но еще ни разу не была поставлена. ...
Читайте также