Итоги сезона: человек как безусловная и главная ценность

 
По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные события минувшего сезона. Сегодня – слово театральному критику Павлу Рудневу. 

Главной работой сезона надо признать «Войну и мир» Театр Вахтангова. Спектакль эпических масштабов и эпической же осознанности, осмысленности творческого акта. При видимой классичности режиссерского рисунка, Римас Туминас позволяет себе серьезное переосмысление толстовского романа. Прежде всего, удивляет решение семьи Болконских. Отец Евгения Князева  жестокий и бесцеремонный клоун-тиран, деформирующий жизнь своих детей, но перед лицом грозы 1812 года становящийся слепым разочарованным Эдипом. Андрей Болконский в исполнении Виктора Добронравова, страдающий под диктатом самодурствующего отца, сгорает от гипертрофированного тщеславия, буквально окаменел от презрения к миру и нелепого гордячества. В Андрее живет тяготение к смерти, жертвенности и сжигающему человека героизму, жажда небытия, в котором скрыто желание бегства из мира, сформированного и ограниченного отцом. Мысль спектакля движется в русле с виражами судьбы Пьера Безухова, от шального героизма к опытному, оснащенному пацифизму. В отчаянии от травмы Отечественной войны Пьером приобретается опыт человека как безусловной и главной ценности. В заново открытом бессмертии человеческой душе видится гармония и всеединство толстовского мировоззрения.

И, на контрасте, значимым оказался скромный маленький моноспектакль в частном театре «Среда21» по «Капиталу», над которым работали режиссер Надя Кубайлат и философ-социалист Алексей Цветков. Артист Александр Николаев в роли сумасшедшего профессора очень доходчиво объясняет суть капиталистических отношений и критического отчуждения современного человека от реальности. Начинает спектакль как персонаж и завершает как личность, осознавшая глубину катастрофы и дегуманизации.

Поистине народным вышел спектакль у Юрия Муравицкого в Театре Пушкина  «Слуга двух господ. Russian Edition». Молодые артисты демонстрируют фантастическую форму владения телом и карнавальной эстетикой. Причем традиционная гоцциевская клоунада сочетается с приемами игры, рожденными Робертом Уилсоном и восточным театром. Никогда ранее игровой театр не был таким эстетичным и умным.

Спектакль Юрия Бутусова «Р» в «Сатириконе» разворачивает гоголевского «Ревизора» в современность и прячет в сюжете «Мертвых душ»: здесь гоголевские истории только повод порассуждать о современности, и мертвые души оказываются душами без погребения, невинными жертвами социальных экспериментов.

Отметил бы также опыт изящного возвращения в эстетику театра абсурда в спектакле Марфы Горвиц «Урожай» в Театре на Таганке и спектакль Георгия Суркова «Как растут ананасы» в «Современнике», в котором культивируется идея христианского прощения.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Умер гендиректор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин

    Сегодня, 3 декабря, ушел из жизни генеральный директор Международного театрального фестиваля имени Чехова, президент Международной конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин. Ему было 83 года. «Валерия Ивановича не стало сегодня в 06:40 мск. ...
  • РАМТ проведет читку и телемост на книжной ярмарке Non/fiction

    3 декабря на книжной ярмарке Non/fiction (Гостиный двор, зал «Территория познания») РАМТ проведет театрализованную читку и обсуждение новеллы французского писателя Франка Павлоффа «Коричневое утро». Эта антифашистская 12-страничная книжка – о том, как возникает новое государство Коричневых и к чему приводят законы о единомыслии – уже больше 10 лет держится в списке бестселлеров во Франции. ...
  • Инклюзию и театральные практики обсудят на фестивале «Снежность»

    3 декабря в рамках детского благотворительного театрального фестиваля «Снежность» состоится конференция «Инклюзия детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с помощью театральных практик». ...
  • Роман Габриа выпускает премьеру «Барон Мюнхгаузен»

    Театр Комиссаржевской выпускает премьеру «Барон Мюнхгаузен» по мотивам сценария Григория Горина. Премьерные показы постановки Романа Габриа пройдут 2 и 3 декабря.  Габриа предложил артистам сделать Мюнхгаузена провокативным современным художником, который своим враньем сделал себе имя в искусстве, и соединить две реальности, театральную и медийную, выстроив на сцене телестудию. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также