В последние дни на страницах СМИ и в телеграм-каналах активно обсуждается тема возможных вскоре замен руководителей ряда московских театров. В числе наиболее вероятных газета «МК» назвала «Гоголь-центр», «Современник» и «Школу современной пьесы». Журнал «Театрал» дозвонился Иосифу Райхельгаузу и получил короткий комментарий, который сводится, по сути, к классическому: «Не дождетесь!»
Блуждающая информация о грядущих перестановках директоров театров и художественных руководителей всерьез всколыхнула наш театральный мир, который за последние месяцы уже, казалось, научился быть ко всему готовым. И, тем не менее, тревожные новости о возможных переменах в «Гоголь-центре», где в начале июля истекают контракты директора Алексея Кабешева и художественного руководителя Алексея Аграновича («Театрал» об этом недавно писал) всерьез обеспокоили читателей и зрителей. Театр даже был вынужден обратиться через телеграм-канал к своей публике, чтобы успокоить ее. Приведенные в этом обращении цифры действительно свидетельствуют, что объективных причин для смены руководства у вышестоящего начальства нет. Театр вполне успешен, заполняемость зала выше 90 процентов, на 154 миллиона бюджетных рублей заработано только за первое полугодие 162 миллиона, за последние полтора сезона выпущено уже 7 премьер, хорошо принятых публикой. О таких показателях некоторые коллективы могут только мечтать. Но в последние времена не только и не столько объективные причины становятся поводом для перемен.
Субъективные факторы, о которых чаще всего приходится лишь догадываться, начинают играть все более заметную роль в кадровых решениях и репертуарной политике. Публично эти причины официальные структуры, как правило, не оглашают. Так, например, неоднократные попытки журнала «Театрал» получить комментарий руководящих структур о причинах слияния театров и принципах их выбора, неизменно оставались безуспешными – даже самого формального ответа редакция ни разу не получила.
О кадровых планах и решениях говорить и вовсе не приходится, тут интрига сохраняется до последней минуты. Стоит ли удивляться, что слухи в конечном итоге и становятся источником волнений и спекуляций. Ровно так произошло и на этот раз, когда всех театралов всполошили новости о «Современнике», «Гоголь-Центре» и «Школе современной пьесы». Возникающие периодически претензии к «Современнику», как правило, инспирируются в анонимных дурно пахнущих информационных ресурсах, либо провоцируются не менее сомнительными деятелями, выдающими себя за представителей общественности. На деле же театр «Современник» под руководством Виктора Рыжакова, переживающий не самые простые времена поиска новых смыслов и форматов, по-прежнему любим публикой и не лишен ее внимания.
А «Школа современной пьесы» скорее страдает от избытка внимания к своим премьерам, проектам и «изюминкам», на которые из-за этого избытка довольно сложно попасть. Финансовые показатели театра тоже могут лишь вызвать зависть у коллег по цеху, не оставляя поводов ворчать и руководству. Поэтому невозможно было воспринять всерьез новость о том, что Иосифа Райхельгауза – духовного, творческого, ментального лидера и отца-основателя одного из самых ярких и успешных театральных коллективов Москвы могут отстранить от родного детища. Но времена нынче таковы, что приходится верить худшему, а привычные и приличные критерии откладывать до лучших времен. Политическая целесообразность и псевдопатриотическая верность становится главным мерилом даже там, где всегда царило искусство. Поэтому так и встревожились театралы и читатели, пытаясь выяснить у нас – что правда в этих слухах, а что нет.
«Театрал» в поисках ответа обратился к первоисточникам. Департамент культуры столицы, как всегда, хранит молчание. Театр «Гоголь-Центр», как мы уже сообщали, решил ответить сразу всем через свой телеграм-канал. Правда, в этом ответе ничего не говорится о том, какая судьба ожидает руководство коллектива. Но похоже, что и для театра это остается загадкой. Театр «Современник», судя по упорному молчанию, занял выжидательную позицию и воздерживается от комментариев, надеясь на все хорошее.
Не захотел погружаться в подробности и Иосиф Райхельгауз. Но в отличие от своих коллег, он не стал избегать общения и ответил на звонок. В комментариях скандальной новости был, как всегда, ироничен и откровенен. Сказал, что подал бы в суд на газету «МК» за распространение недостоверных слухов, если бы не любил эту газету, и если бы Марина Райкина (автор публикации) не была его давним и добрым другом. А так липовую новость, вылетевшую первоначально из-под каких-то неприличных закулисных интернет-источников, он воспринимать всерьез не станет. В суд не пойдет. В пресс-конференциях и скандал-шоу принимать участия не будет. Откликаться на прилетевшие предложения возглавить другие коллективы не видит смысла. А покидать свою страну – тем более не намерен.
У театра все билеты до конца сезона проданы. Ближайшие две недели расписаны личными сольными выступлениями в Израиле. А на грядущий сезон – планов громадье, о чем и будет рассказано при его открытии. Так что слухи об увольнении преждевременны, и добровольного ухода тоже, как говорится, «не дождетесь».
Блуждающая информация о грядущих перестановках директоров театров и художественных руководителей всерьез всколыхнула наш театральный мир, который за последние месяцы уже, казалось, научился быть ко всему готовым. И, тем не менее, тревожные новости о возможных переменах в «Гоголь-центре», где в начале июля истекают контракты директора Алексея Кабешева и художественного руководителя Алексея Аграновича («Театрал» об этом недавно писал) всерьез обеспокоили читателей и зрителей. Театр даже был вынужден обратиться через телеграм-канал к своей публике, чтобы успокоить ее. Приведенные в этом обращении цифры действительно свидетельствуют, что объективных причин для смены руководства у вышестоящего начальства нет. Театр вполне успешен, заполняемость зала выше 90 процентов, на 154 миллиона бюджетных рублей заработано только за первое полугодие 162 миллиона, за последние полтора сезона выпущено уже 7 премьер, хорошо принятых публикой. О таких показателях некоторые коллективы могут только мечтать. Но в последние времена не только и не столько объективные причины становятся поводом для перемен.
Субъективные факторы, о которых чаще всего приходится лишь догадываться, начинают играть все более заметную роль в кадровых решениях и репертуарной политике. Публично эти причины официальные структуры, как правило, не оглашают. Так, например, неоднократные попытки журнала «Театрал» получить комментарий руководящих структур о причинах слияния театров и принципах их выбора, неизменно оставались безуспешными – даже самого формального ответа редакция ни разу не получила.
О кадровых планах и решениях говорить и вовсе не приходится, тут интрига сохраняется до последней минуты. Стоит ли удивляться, что слухи в конечном итоге и становятся источником волнений и спекуляций. Ровно так произошло и на этот раз, когда всех театралов всполошили новости о «Современнике», «Гоголь-Центре» и «Школе современной пьесы». Возникающие периодически претензии к «Современнику», как правило, инспирируются в анонимных дурно пахнущих информационных ресурсах, либо провоцируются не менее сомнительными деятелями, выдающими себя за представителей общественности. На деле же театр «Современник» под руководством Виктора Рыжакова, переживающий не самые простые времена поиска новых смыслов и форматов, по-прежнему любим публикой и не лишен ее внимания.
А «Школа современной пьесы» скорее страдает от избытка внимания к своим премьерам, проектам и «изюминкам», на которые из-за этого избытка довольно сложно попасть. Финансовые показатели театра тоже могут лишь вызвать зависть у коллег по цеху, не оставляя поводов ворчать и руководству. Поэтому невозможно было воспринять всерьез новость о том, что Иосифа Райхельгауза – духовного, творческого, ментального лидера и отца-основателя одного из самых ярких и успешных театральных коллективов Москвы могут отстранить от родного детища. Но времена нынче таковы, что приходится верить худшему, а привычные и приличные критерии откладывать до лучших времен. Политическая целесообразность и псевдопатриотическая верность становится главным мерилом даже там, где всегда царило искусство. Поэтому так и встревожились театралы и читатели, пытаясь выяснить у нас – что правда в этих слухах, а что нет.
«Театрал» в поисках ответа обратился к первоисточникам. Департамент культуры столицы, как всегда, хранит молчание. Театр «Гоголь-Центр», как мы уже сообщали, решил ответить сразу всем через свой телеграм-канал. Правда, в этом ответе ничего не говорится о том, какая судьба ожидает руководство коллектива. Но похоже, что и для театра это остается загадкой. Театр «Современник», судя по упорному молчанию, занял выжидательную позицию и воздерживается от комментариев, надеясь на все хорошее.
Не захотел погружаться в подробности и Иосиф Райхельгауз. Но в отличие от своих коллег, он не стал избегать общения и ответил на звонок. В комментариях скандальной новости был, как всегда, ироничен и откровенен. Сказал, что подал бы в суд на газету «МК» за распространение недостоверных слухов, если бы не любил эту газету, и если бы Марина Райкина (автор публикации) не была его давним и добрым другом. А так липовую новость, вылетевшую первоначально из-под каких-то неприличных закулисных интернет-источников, он воспринимать всерьез не станет. В суд не пойдет. В пресс-конференциях и скандал-шоу принимать участия не будет. Откликаться на прилетевшие предложения возглавить другие коллективы не видит смысла. А покидать свою страну – тем более не намерен.
У театра все билеты до конца сезона проданы. Ближайшие две недели расписаны личными сольными выступлениями в Израиле. А на грядущий сезон – планов громадье, о чем и будет рассказано при его открытии. Так что слухи об увольнении преждевременны, и добровольного ухода тоже, как говорится, «не дождетесь».