3 марта официально считается днем рождения Театра им. Моссовета. В этом году ему исполняется 100 лет и весь нынешний сезон поэтому для театра – особенный: свое столетие коллектив отмечает чередой премьер, творческих вечеров и лекций. 24 апреля в театре пройдет праздничный вечер в постановке Марины Брусникиной. Незадолго до юбилейной даты директор коллектива Алексей Черепнёв рассказал «Театралу» о нынешней жизни театра, неизбежных сложностях и новых горизонтах.
– Алексей Анатольевич, мы впервые беседуем с вами в статусе директора Театра им. Моссовета. Кажется, года полтора прошло с того момента, как вы заняли эти должность.
– Да, меня назначили в июле 2021 года.
– Стало быть, прошлый сезон был уже полноценным?
– Да, полный цикл прошел. Хотя у нас сложно конструируются сезоны. Отпуск в Театре им. Моссовета в июне, потом мы еще играем в июле и в августе, а следующий сезон открываем уже в сентябре.
В нынешнем году мы попробуем изменить эту традицию, если, конечно, перманентно идущий ремонт не нарушит наших планов. Мы планируем 1 июня закрыть сотый, юбилейный сезон, а 1 июля открыть уже сто первый сезон, причем сделаем это в саду «Аквариум» с активностью на пленэре: давно пора обживать наш сад. Поставим площадку, организуем зрительскую зону, позовем гостей и прессу.
– Это удобно еще и потому, что зрителю летом особо некуда податься – мероприятий мало, а туристов наоборот слишком много…
– Конечно, исторически так сложилось, что Театр им. Моссовета как раз и занимал эту нишу для людей, которые приезжают в Москву. И несмотря на «мертвый сезон», у нас, как правило, всегда полные залы.
Как я уже сказал, этот сезон для театра особенно важен – это наш сотый юбилейный сезон. В марте театру исполняется сто лет. 24 апреля состоится большой праздничный вечер (церемонию готовит Марина Брусникина), а 3 марта (официальная дата создания театра) мы соберемся закрытым кругом и поздравим друг друга.
Изначально наш театр создавался как передвижной коллектив, который в первые несколько сезонов своего существования выступал на заводах и фабриках, работал в интересах профсоюзов – агитировал, просвещал. У него была первоклассная труппа (сюда перешли артисты из бывшего Театра Корша) и постепенно он обрел громкую славу, поменял художественную программу, получил стационарное помещение сначала в саду «Эрмитаж», а после Великой Отечественной войны уже в нашем саду «Аквариум». За долгую историю театром руководили Сергей Прокофьев, Евсей Любимов-Ланской, Юрий Завадский, Павел Хомский. На сцене театра работали легендарные артисты Фаина Раневская, Серафима Бирман, Софья Гиацинтова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов и многие другие. Этим летом мы обновили интерьер нижнего фойе – теперь там можно увидеть портретную галерею тех, кто сыграл особую роль в истории театра. Также в этом году мы планируем выпустить большую книгу, приуроченную к Столетию.
Вообще множество событий проходит у нас в юбилейный год, много премьер: «Соло для часов с боем», «БЕСприданница», «ШекспирГамлет», чуть раньше вышли «Волки и овцы», «Укрощение строптивой». Есть и бенефисные спектакли с солирующими ролями, есть ансамблевые, но главное мы старались задействовать всю труппу, сделать так, чтобы все, кто может и хочет играть – получили новые роли. Кроме того, сейчас у нас снимается серия фильмов, в которых рассказывается не только о народных и заслуженных артистах, но и о молодых актерах и о тех людях, которые работают в цехах, во вспомогательных службах, в администрации.
У нас довольно много людей, которые проработали в коллективе не одно десятилетие: Валентина Талызина и Мария Кнушевицкая в театре 64 года, Владимир Сулимов – 62 года, Юрий Беркун – 59 лет, Леонид Евтифьев – 58 лет, Нэлли Пшенная – 54 года. И это далеко не полный список.
– Далеко не каждый театр может похвастаться таким количеством корифеев, но в то же время появляются, вероятно, и дополнительные социальные обязательства…
– Конечно, но это ведь всегда было миссией любого репертуарного театра – отношение к коллективу как к большой семье. Уже много лет подряд театр помогает пожилым артистам. Все, что от нас зависит в отношении быта, лекарств, хороших клиник, трансфера, мы, разумеется, организуем.
Валентина Талызина в свои 88 лет собирает полные залы. Мы всегда за нее волнуемся – стараемся помогать. И всякий раз не перестаем восхищаться этой театральной магии: выходит актриса на сцену и… видно, какую колоссальную энергетическую подпитку дает ей спектакль.
Вообще, это очень важная вещь – эмоциональная память (есть же понятие «намоленное место»), когда не нужно лишних слов и пояснений, когда собираются люди как в храм, чтобы еще раз соприкоснуться с великой историей, с духовным опытом былых поколений, поэтому в планах нашего юбилейного вечера ретроспективно пройти дистанцию длинной в сто лет, разбив ее на периоды и окунувшись в каждый из них благодаря воспоминаниям. Есть у нас в труппе, кстати, артисты, которые учились у Юрия Завадского, которые помнят жизнь коллектива в 1960 – 1970-е годы.
Кроме того, сейчас мы проводим цикл общеобразовательных лекций для тех, кто интересуется историей театра. Например, режиссер Борис Щедрин, выпускник Студии Завадского, провел для нас вечер воспоминаний о своем легендарном учителе, и мы очень благодарны Борису Ефимовичу за то, что он специально для этого приехал из Германии. Надеемся, что такими лекциями мы сможем привлечь новую публику, которой будет интересно познакомиться с традициями нашего театра.
– Сейчас очень популярны театральные экскурсии. Наверняка они есть и в ваших юбилейных планах.
– Да, сейчас мы их запускаем в пилотном режиме – дорабатываем, подстраиваем под репертуар. В марте экскурсии будут проходить уже на регулярной основе.
Планов очень много. Ясное дело, что человеческие ресурсы не безграничны и потому многое из намеченного мы будем продолжать и в последующие сезоны.
Пройдут у нас, например, режиссерские лаборатории, плюс мы планируем проводить регулярные театральные программы в саду «Аквариум». Раньше ведь там было какое-то культурное движение, хотелось бы его возродить. Сейчас мы постепенно встаем на ноги (за минувшие полтора года внебюджетные доходы театра выросли на 30% в сравнении с допандемийным 2019 годом) и поэтому мы готовы к новым экспериментам, готовы двигаться в разных направлениях – как в классическом, так и в современном, экспериментальном.
– В этом смысле вы можете, наверное, анализировать уже, как меняется состав аудитории?
– Конечно. Мы постоянно пользуемся маркетинговыми инструментами, оцениваем и рисуем портрет своего зрителя.
– Много появилось молодежи?
– Да, молодежи стало заметно больше. У нас прошло несколько лабораторий. Так, например, в конце 2022 года мы провели лабораторию, посвященную пьесам о Москве – совместно с цехом драматургов объявили конкурс под названием «Московские истории», победила пьеса Сергея Решетнева «Прощай, любимая!» Спектакль поставил Сергей Аронин, его уже можно увидеть на сцене «Под крышей». Кроме того, Павел Пархоменко приступил к постановке спектакля, который тоже участвовал в этой лаборатории. Эскиз по пьесе Александра Архипова «Москва – общий вагон» был выполнен так талантливо, что в порядке эксперимента мы решили принять его к постановке.
Вообще наша малая сцена генерирует множество идей: помимо лабораторий там проходят и другие эксперименты, которые впоследствии вырастают до полноценных спектаклей. Такая творческая площадка нам очень нужна, поскольку во все времена театр делают молодые. И те молодые ребята, которые сейчас участвуют в лабораториях, лет через десять могут стать лицом театра, может быть, не нашего, может быть, какого-то другого, но главное, что они начинали свой путь в Театре им. Моссовета.
– В лабораториях участвуют артисты только вашей труппы?
– Да, на это и расчет. У нас много новичков. Недавно мы приняли в штат выпускников курса Андрея Кончаловского, выпускников курса Евгения Писарева, двух выпускниц из Школы-студии МХАТ.
У нас подпитка молодыми кадрами идет постоянно, их всех нужно задействовать, чтобы они принимали самое активное участие в жизни коллектива.
– Это к вопросу о балансе творческих сил…
– Да. На малой сцене у нас идет спектакль «Васса», в котором задействовано больше возрастных актеров, а есть и «Общага-на-крови», сюжет которой предполагает участие совсем молодых артистов. Вот в «Общаге», кстати, играет и несколько приглашенных артистов – это нормальный творческий процесс для любого театра – хотя мы, конечно, стараемся, чтобы основная труппа была больше занята.
– Когда Евгений Марчелли выбирает материал для постановки, вы стараетесь рассчитать риски успешности или неуспешности? Бюджет театра априори не безграничен.
– Естественно, мы обсуждаем, если вдруг видятся риски, но окончательное решение у нас принимает художественный руководитель. Я формулирую проблему, могу обозначить расходы, которые для театра будут избыточными. И тогда уже совместными усилиями мы ищем компромисс.
Разумеется, универсальной формулы успеха не существует, даже блестяще выверенный с продюсерской точки зрения спектакль может потерпеть фиаско – примеров великое множество…
– Химии не случилось…
– Именно! А бывает наоборот, когда из скромной зарисовки вдруг рождается полноценный спектакль, который на протяжении многих лет собирает полные залы. Или какой-то режиссер приходит с новым видением, и… Москва начинает шуметь, билеты раскупаются в первый же день продаж и т.д.
Поэтому о рисках, о смелых шагах тоже забывать нельзя. Когда Евгений Жозефович выпускал «Гамлета», многие нас предостерегали: мол, это слишком рискованно, что нового можно сказать в таком произведении! А получился, в итоге отличный спектакль, который пользуется большим интересом у зрителя.
Вообще мы стремимся к формированию сбалансированного репертуара, чтобы в нем присутствовали произведения и классиков, и новаторов.
– Плюс, к тому же, сейчас и наши чиновники требуют от театра большей хрестоматийности. Но нельзя не отметить при этом и довольно большую роль, которую сыграла Пушкинская карта. Наверняка она позволяет и вашему театру активнее привлекать школьников, взращивать свою аудиторию.
– Пушкинская карта действительно дает ощутимые результаты. И потому мы стараемся расширять наш репертуар в том числе и в сторону юных зрителей. Долгие годы на нашей сцене шел замечательный спектакль «Шиворот-навыворот». Сейчас у нас, наконец, появился первый детский спектакль «Карлсон», на очереди – «Бременские музыканты». И непременно эту традицию будем расширять. Мы хотим, чтобы количество наших зрителей продолжало расти и охватывать все новые возрастные категории.
– У себя в Фейсбуке вы написали, что обновили оборудование на сцене.
– Да, мы частично обновили аппаратуру светоцеха.
– Решили идти этапами?
– Пока, да. Театр — это большой сложный механизм. Если вдруг мы прервемся на ремонт и приостановим показ спектаклей, могут возникнуть определенные финансовые трудности, связанные с основной деятельностью театра. Это значит, что для того, чтобы закрыться на ремонт, нам нужно иметь хорошую финансовую подушку месяца на два-три. К сожалению, для нас это пока невозможно.
– И во Дворец на Яузе вам не съехать...
– Яуза – сложная история. Мы сейчас столкнулись с различными видами ремонтных работ и со сложностями проведения процедур через конкурсы и тендеры. Увы, зачастую такого рода конкурсы приводят к нам дешевых, низкокачественных специалистов. Требуются время и многочисленные маневры, чтобы решить возникающие в процессе ремонта вопросы, поэтому долгосрочный переезд чреват масштабными рисками. Безопаснее все-таки двигаться небольшими шагами - неспешно, но настойчиво.
Да и в отношении переезда на Яузу – вопрос не самый простой, дворец культуры, как правило, занят: много желающих его арендовать на время ремонта.
– А нет опасности, что так небольшими шагами можно невольно уйти если не в долгострой, то в долгоремонт?
– К сожалению, иного выхода у нас нет, к этому решению мы пришли, рассмотрев множество вариантов. Летом прошлого года сделали ремонт нижнего фойе. И частично доделывали его уже при зрителях – приходится подстраиваться под обстоятельства.
– Конечно, нельзя не спросить и о новой сцене – театре МОСТ, который, напомним читателям, в прошлом году вошел в состав Театра им. Моссовета…
– Нас объединили с самобытным коллективом, который имеет свою давнюю историю и сложившиеся традиции. Официально театр МОСТ стал структурным подразделением нашего театра, но никаких кардинальных перемен мы вносить в его сложившуюся структуру не будем: у театра МОСТ своя политика, у них своя публика, свои артисты и, разумеется, своя художественная программа. Мы готовы оказать театру поддержку в финансовом и организационных планах, ну и, конечно, стараемся по мере сил осуществлять творческую интеграцию. Мы готовы с интересом перенять от новых коллег опыт работы с молодежью, например, в наших последних премьерных постановках были задействованы и молодые артисты театра МОСТ.
– Не первый год подряд в вашем театре развивается социальная программа для пенсионеров, для малоимущих…
– Да, все льготные программы у нас сохранены. На спектакли Театра им. Моссовета можно купить билеты за 500 рублей, а определенные категории граждан из социально-незащищенных слоев населения могут попасть в театр и бесплатно.
Кроме того, мы развиваем и другие социальные направления. В прошлом году мы запустили проект по тифлокомментированию спектаклей нашего репертуара для слабовидящих зрителей. Дальше планируем реализовывать этот проект уже на регулярной основе.
Журнал "Театрал" поздравляет прославленный коллектив Театра им. Моссовета с вековым юбилеем и искренне желает в новом веке - новых успехов, признаний, наград и оваций!
– Алексей Анатольевич, мы впервые беседуем с вами в статусе директора Театра им. Моссовета. Кажется, года полтора прошло с того момента, как вы заняли эти должность.
– Да, меня назначили в июле 2021 года.
– Стало быть, прошлый сезон был уже полноценным?
– Да, полный цикл прошел. Хотя у нас сложно конструируются сезоны. Отпуск в Театре им. Моссовета в июне, потом мы еще играем в июле и в августе, а следующий сезон открываем уже в сентябре.
В нынешнем году мы попробуем изменить эту традицию, если, конечно, перманентно идущий ремонт не нарушит наших планов. Мы планируем 1 июня закрыть сотый, юбилейный сезон, а 1 июля открыть уже сто первый сезон, причем сделаем это в саду «Аквариум» с активностью на пленэре: давно пора обживать наш сад. Поставим площадку, организуем зрительскую зону, позовем гостей и прессу.
– Это удобно еще и потому, что зрителю летом особо некуда податься – мероприятий мало, а туристов наоборот слишком много…
– Конечно, исторически так сложилось, что Театр им. Моссовета как раз и занимал эту нишу для людей, которые приезжают в Москву. И несмотря на «мертвый сезон», у нас, как правило, всегда полные залы.
Как я уже сказал, этот сезон для театра особенно важен – это наш сотый юбилейный сезон. В марте театру исполняется сто лет. 24 апреля состоится большой праздничный вечер (церемонию готовит Марина Брусникина), а 3 марта (официальная дата создания театра) мы соберемся закрытым кругом и поздравим друг друга.
Изначально наш театр создавался как передвижной коллектив, который в первые несколько сезонов своего существования выступал на заводах и фабриках, работал в интересах профсоюзов – агитировал, просвещал. У него была первоклассная труппа (сюда перешли артисты из бывшего Театра Корша) и постепенно он обрел громкую славу, поменял художественную программу, получил стационарное помещение сначала в саду «Эрмитаж», а после Великой Отечественной войны уже в нашем саду «Аквариум». За долгую историю театром руководили Сергей Прокофьев, Евсей Любимов-Ланской, Юрий Завадский, Павел Хомский. На сцене театра работали легендарные артисты Фаина Раневская, Серафима Бирман, Софья Гиацинтова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов и многие другие. Этим летом мы обновили интерьер нижнего фойе – теперь там можно увидеть портретную галерею тех, кто сыграл особую роль в истории театра. Также в этом году мы планируем выпустить большую книгу, приуроченную к Столетию.
Вообще множество событий проходит у нас в юбилейный год, много премьер: «Соло для часов с боем», «БЕСприданница», «ШекспирГамлет», чуть раньше вышли «Волки и овцы», «Укрощение строптивой». Есть и бенефисные спектакли с солирующими ролями, есть ансамблевые, но главное мы старались задействовать всю труппу, сделать так, чтобы все, кто может и хочет играть – получили новые роли. Кроме того, сейчас у нас снимается серия фильмов, в которых рассказывается не только о народных и заслуженных артистах, но и о молодых актерах и о тех людях, которые работают в цехах, во вспомогательных службах, в администрации.
У нас довольно много людей, которые проработали в коллективе не одно десятилетие: Валентина Талызина и Мария Кнушевицкая в театре 64 года, Владимир Сулимов – 62 года, Юрий Беркун – 59 лет, Леонид Евтифьев – 58 лет, Нэлли Пшенная – 54 года. И это далеко не полный список.
– Далеко не каждый театр может похвастаться таким количеством корифеев, но в то же время появляются, вероятно, и дополнительные социальные обязательства…
– Конечно, но это ведь всегда было миссией любого репертуарного театра – отношение к коллективу как к большой семье. Уже много лет подряд театр помогает пожилым артистам. Все, что от нас зависит в отношении быта, лекарств, хороших клиник, трансфера, мы, разумеется, организуем.
Валентина Талызина в свои 88 лет собирает полные залы. Мы всегда за нее волнуемся – стараемся помогать. И всякий раз не перестаем восхищаться этой театральной магии: выходит актриса на сцену и… видно, какую колоссальную энергетическую подпитку дает ей спектакль.
Вообще, это очень важная вещь – эмоциональная память (есть же понятие «намоленное место»), когда не нужно лишних слов и пояснений, когда собираются люди как в храм, чтобы еще раз соприкоснуться с великой историей, с духовным опытом былых поколений, поэтому в планах нашего юбилейного вечера ретроспективно пройти дистанцию длинной в сто лет, разбив ее на периоды и окунувшись в каждый из них благодаря воспоминаниям. Есть у нас в труппе, кстати, артисты, которые учились у Юрия Завадского, которые помнят жизнь коллектива в 1960 – 1970-е годы.
Кроме того, сейчас мы проводим цикл общеобразовательных лекций для тех, кто интересуется историей театра. Например, режиссер Борис Щедрин, выпускник Студии Завадского, провел для нас вечер воспоминаний о своем легендарном учителе, и мы очень благодарны Борису Ефимовичу за то, что он специально для этого приехал из Германии. Надеемся, что такими лекциями мы сможем привлечь новую публику, которой будет интересно познакомиться с традициями нашего театра.
– Сейчас очень популярны театральные экскурсии. Наверняка они есть и в ваших юбилейных планах.
– Да, сейчас мы их запускаем в пилотном режиме – дорабатываем, подстраиваем под репертуар. В марте экскурсии будут проходить уже на регулярной основе.
Планов очень много. Ясное дело, что человеческие ресурсы не безграничны и потому многое из намеченного мы будем продолжать и в последующие сезоны.
Пройдут у нас, например, режиссерские лаборатории, плюс мы планируем проводить регулярные театральные программы в саду «Аквариум». Раньше ведь там было какое-то культурное движение, хотелось бы его возродить. Сейчас мы постепенно встаем на ноги (за минувшие полтора года внебюджетные доходы театра выросли на 30% в сравнении с допандемийным 2019 годом) и поэтому мы готовы к новым экспериментам, готовы двигаться в разных направлениях – как в классическом, так и в современном, экспериментальном.
– В этом смысле вы можете, наверное, анализировать уже, как меняется состав аудитории?
– Конечно. Мы постоянно пользуемся маркетинговыми инструментами, оцениваем и рисуем портрет своего зрителя.
– Много появилось молодежи?
– Да, молодежи стало заметно больше. У нас прошло несколько лабораторий. Так, например, в конце 2022 года мы провели лабораторию, посвященную пьесам о Москве – совместно с цехом драматургов объявили конкурс под названием «Московские истории», победила пьеса Сергея Решетнева «Прощай, любимая!» Спектакль поставил Сергей Аронин, его уже можно увидеть на сцене «Под крышей». Кроме того, Павел Пархоменко приступил к постановке спектакля, который тоже участвовал в этой лаборатории. Эскиз по пьесе Александра Архипова «Москва – общий вагон» был выполнен так талантливо, что в порядке эксперимента мы решили принять его к постановке.
Вообще наша малая сцена генерирует множество идей: помимо лабораторий там проходят и другие эксперименты, которые впоследствии вырастают до полноценных спектаклей. Такая творческая площадка нам очень нужна, поскольку во все времена театр делают молодые. И те молодые ребята, которые сейчас участвуют в лабораториях, лет через десять могут стать лицом театра, может быть, не нашего, может быть, какого-то другого, но главное, что они начинали свой путь в Театре им. Моссовета.
– В лабораториях участвуют артисты только вашей труппы?
– Да, на это и расчет. У нас много новичков. Недавно мы приняли в штат выпускников курса Андрея Кончаловского, выпускников курса Евгения Писарева, двух выпускниц из Школы-студии МХАТ.
У нас подпитка молодыми кадрами идет постоянно, их всех нужно задействовать, чтобы они принимали самое активное участие в жизни коллектива.
– Это к вопросу о балансе творческих сил…
– Да. На малой сцене у нас идет спектакль «Васса», в котором задействовано больше возрастных актеров, а есть и «Общага-на-крови», сюжет которой предполагает участие совсем молодых артистов. Вот в «Общаге», кстати, играет и несколько приглашенных артистов – это нормальный творческий процесс для любого театра – хотя мы, конечно, стараемся, чтобы основная труппа была больше занята.
– Когда Евгений Марчелли выбирает материал для постановки, вы стараетесь рассчитать риски успешности или неуспешности? Бюджет театра априори не безграничен.
– Естественно, мы обсуждаем, если вдруг видятся риски, но окончательное решение у нас принимает художественный руководитель. Я формулирую проблему, могу обозначить расходы, которые для театра будут избыточными. И тогда уже совместными усилиями мы ищем компромисс.
Разумеется, универсальной формулы успеха не существует, даже блестяще выверенный с продюсерской точки зрения спектакль может потерпеть фиаско – примеров великое множество…
– Химии не случилось…
– Именно! А бывает наоборот, когда из скромной зарисовки вдруг рождается полноценный спектакль, который на протяжении многих лет собирает полные залы. Или какой-то режиссер приходит с новым видением, и… Москва начинает шуметь, билеты раскупаются в первый же день продаж и т.д.
Поэтому о рисках, о смелых шагах тоже забывать нельзя. Когда Евгений Жозефович выпускал «Гамлета», многие нас предостерегали: мол, это слишком рискованно, что нового можно сказать в таком произведении! А получился, в итоге отличный спектакль, который пользуется большим интересом у зрителя.
Вообще мы стремимся к формированию сбалансированного репертуара, чтобы в нем присутствовали произведения и классиков, и новаторов.
– Плюс, к тому же, сейчас и наши чиновники требуют от театра большей хрестоматийности. Но нельзя не отметить при этом и довольно большую роль, которую сыграла Пушкинская карта. Наверняка она позволяет и вашему театру активнее привлекать школьников, взращивать свою аудиторию.
– Пушкинская карта действительно дает ощутимые результаты. И потому мы стараемся расширять наш репертуар в том числе и в сторону юных зрителей. Долгие годы на нашей сцене шел замечательный спектакль «Шиворот-навыворот». Сейчас у нас, наконец, появился первый детский спектакль «Карлсон», на очереди – «Бременские музыканты». И непременно эту традицию будем расширять. Мы хотим, чтобы количество наших зрителей продолжало расти и охватывать все новые возрастные категории.
– У себя в Фейсбуке вы написали, что обновили оборудование на сцене.
– Да, мы частично обновили аппаратуру светоцеха.
– Решили идти этапами?
– Пока, да. Театр — это большой сложный механизм. Если вдруг мы прервемся на ремонт и приостановим показ спектаклей, могут возникнуть определенные финансовые трудности, связанные с основной деятельностью театра. Это значит, что для того, чтобы закрыться на ремонт, нам нужно иметь хорошую финансовую подушку месяца на два-три. К сожалению, для нас это пока невозможно.
– И во Дворец на Яузе вам не съехать...
– Яуза – сложная история. Мы сейчас столкнулись с различными видами ремонтных работ и со сложностями проведения процедур через конкурсы и тендеры. Увы, зачастую такого рода конкурсы приводят к нам дешевых, низкокачественных специалистов. Требуются время и многочисленные маневры, чтобы решить возникающие в процессе ремонта вопросы, поэтому долгосрочный переезд чреват масштабными рисками. Безопаснее все-таки двигаться небольшими шагами - неспешно, но настойчиво.
Да и в отношении переезда на Яузу – вопрос не самый простой, дворец культуры, как правило, занят: много желающих его арендовать на время ремонта.
– А нет опасности, что так небольшими шагами можно невольно уйти если не в долгострой, то в долгоремонт?
– К сожалению, иного выхода у нас нет, к этому решению мы пришли, рассмотрев множество вариантов. Летом прошлого года сделали ремонт нижнего фойе. И частично доделывали его уже при зрителях – приходится подстраиваться под обстоятельства.
– Конечно, нельзя не спросить и о новой сцене – театре МОСТ, который, напомним читателям, в прошлом году вошел в состав Театра им. Моссовета…
– Нас объединили с самобытным коллективом, который имеет свою давнюю историю и сложившиеся традиции. Официально театр МОСТ стал структурным подразделением нашего театра, но никаких кардинальных перемен мы вносить в его сложившуюся структуру не будем: у театра МОСТ своя политика, у них своя публика, свои артисты и, разумеется, своя художественная программа. Мы готовы оказать театру поддержку в финансовом и организационных планах, ну и, конечно, стараемся по мере сил осуществлять творческую интеграцию. Мы готовы с интересом перенять от новых коллег опыт работы с молодежью, например, в наших последних премьерных постановках были задействованы и молодые артисты театра МОСТ.
– Не первый год подряд в вашем театре развивается социальная программа для пенсионеров, для малоимущих…
– Да, все льготные программы у нас сохранены. На спектакли Театра им. Моссовета можно купить билеты за 500 рублей, а определенные категории граждан из социально-незащищенных слоев населения могут попасть в театр и бесплатно.
Кроме того, мы развиваем и другие социальные направления. В прошлом году мы запустили проект по тифлокомментированию спектаклей нашего репертуара для слабовидящих зрителей. Дальше планируем реализовывать этот проект уже на регулярной основе.
Журнал "Театрал" поздравляет прославленный коллектив Театра им. Моссовета с вековым юбилеем и искренне желает в новом веке - новых успехов, признаний, наград и оваций!