Мы поздравляем выдающегося артиста – лауреата премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены» – Александра Збруева. 31 марта актеру исполняется 85 лет. Друзья и коллеги поделились с «Театралом» добрыми словами и пожеланиями имениннику, к которым мы присоединяемся и желаем Александру Викторовичу здоровья и творческих сил!
Марк Варшавер, директор театра «Ленком Марка Захарова»:
– С Александром Викторовичем я знаком сорок с лишним лет и всегда относился к этому артисту с уважением, потому что он – уникальный. Я его видел в большом количестве фильмов. Это была дичайшая популярность в советское время. Его любил и любит зритель необыкновенно! Сейчас мы с ним ближайшие друзья, люди, которые друг друга ценят и уважают. Я попросил его быть председателем творческого совета директора театра. Он согласился. Мы вместе решаем различные вопросы, связанные с театральной жизнью. Он замечательный, надежный человек с большим талантом, который любит свой театр. И бывает в театре даже тогда, когда не задействован в спектакле. Пожелать ему я хочу только одного: здоровья, здоровья и еще раз здоровья. Я это желаю ему всегда и по телефону, и при личных встречах. Здоровье нужно всем, а ему как никому. Возраст, который вы называете, – это не про Александра Викторовича, ему не дашь больше 60. Он – бодр и многое еще сможет!
Андрей Леонов, актер:
– Сразу скажу, что Александр Викторович – один из самых близких и дорогих мне людей, которых я практически боготворю. Впервые я увидел его в фильме «Большая перемена». Смотрел и не думал, что увижу его в жизни и что в дальнейшем мы с ним так сойдемся. Когда я пришел в театр, мы познакомились уже лично. Я до сих пор смотрю на него снизу вверх, потому что он – непререкаемый авторитет. Когда не стало моего папы, я «перенес» все мои сомнения, вопросы и проблемы на дорогого Александра Викторовича. Александр Викторович – теплый, прекрасный, внимательный человек. Какую бы чушь я ему ни говорил, он всегда терпелив по отношению ко мне. Он делится со мной мудростями. Он – мой наставник, а в театре очень важно иметь такого близкого и родного человека, который пожурит, направит, даст добрый совет. Раньше очень часто Александр Викторович приходил к нам домой, приносил кассеты, и мы все вместе – папа, я и Александр Викторович смотрели фильмы, которые только-только появлялись. Он мне тогда сказал, что всегда ездит на машине с полным баком. Даже когда потратил немного бензина, он всегда заправляет бак. Я ему хочу пожелать, чтобы его «баки» всегда были полные и их еще хватило на долгую-долгую дорогу.
Иван Агапов, актер:
– Разумеется, я знал Александра Викторовича как театрального и киноактера задолго до нашей личной встречи, когда пришел работать в «Ленком» в 1989 году. Мне посчастливилось в первом же спектакле «Мудрец» играть с Александром Викторовичем, я выносил стул на заднем плане. Александра Викторовича, как и всех артистов, нельзя охарактеризовать одним словом. Впрочем, он – хулиган. Он даже любит в чем-то эпатировать окружающих и своих коллег. С другой стороны, он достаточно закрытый человек. Вот так просто с улицы к нему не подойдешь и по плечу не похлопаешь. Он держит дистанцию, он – «многоликий». Однако если он принимает человека, то может себе позволить откровенные беседы о творчестве, давать какие-то советы, в чем-то направлять на путь истинный. Если он к человеку равнодушен, то он сохраняет вежливую дистанцию и в душу к себе не пускает. С Александром Викторовичем каждый спектакль играть – в удовольствие. Иногда он может сказать что-то не написанное автором. И не очень понятно, то ли это случайность, то ли Александр Викторович проверяет своих коллег на умение не засмеяться. В спектакле «Ва-банк» он играет богатого купца, а я – его племянника. В конце сцены, где мы доставляем ему не самые приятные новости, он должен сказать: «А шли бы вы, гости дорогие, в гостиную. Там для вас стол накрыт, заодно и пообедаем». Видимо, были какие-то гастроли или переезды, он на нас очень мрачно посмотрел и сказал: «Шли бы вы, гости дорогие, в гостиницу. Там и отдохнем». Мы подумали: в гостиницу, так в гостиницу. Еще через какое-то количество спектаклей он долго думал и сказал: «Шли бы вы, гости дорогие, куда подальше». Мы спорить не стали: куда подальше, значит, куда подальше. 85 лет – эта нереальная цифра и совершенно не относится к Александру Викторовичу, потому что он хулиган и брызжет энергией. Ему не надо никому ничего доказывать, потому что он уже все доказал и своим талантом, и своей жизнью, и своей игрой в театре, и своими ролями. Он сам по себе – явление. Он история, он – «Ленком». Он работал с Эфросом, он работал с Захаровым и с еще огромным количеством других режиссеров. Пожелать ему хочется еще поработать с замечательным режиссером и сыграть в новом замечательном спектакле.
Анна Большова, актриса:
– Наше творческое взаимодействие с Александром Викторовичем началось, когда меня ввели в спектакль «Все оплачено». Это подарок судьбы, огромное наслаждение – оказаться с таким артистом на одной сцене! Его пронзительный монолог во втором акте каждый раз вызывал мурашки и наводил на мысли, что уходят друзья, большие артисты, с которыми он выходил на эту сцену, и, какие бы мы ни были прекрасные, его тоска и боль по ушедшим велика, она чувствуется. Всегда, когда я слушаю его монолог в этом спектакле, у меня внутри все сжимается. Мы, конечно, пытаемся соответствовать, но все равно не выдерживаем сравнения с ним и его предыдущими партнерами по сцене. Александр Викторович – прекрасный! Я ему благодарна за теплое, очень нежное отношение ко мне, за долгие телефонные разговоры, за чудесное общение на гастролях, когда я доставала его своими вопросами. Александр Викторович с большим вниманием и интересом относится к молодому поколению коллег. Он открыт новым веяниям, пытается найти для себя интерес в неожиданных и противоречащих его представлениям о профессии предложениям молодых режиссеров. Он пережил «смену власти» после ухода Анатолия Эфроса, и потом, когда ушел Марк Анатольевич, он понимал, чего ждать. Он – герой, так как находит в себе силы и терпение. Он старается оптимистично смотреть в будущее, прекрасно понимая, что происходит. Я представляю, как это тяжело, когда есть с чем сравнивать, имея такой колоссальный опыт и огромное количество прекрасных ролей в кино. Я желаю Александру Викторовичу здоровья, оптимизма и вдохновения, чтобы он подарил нам новую, прекрасную творческую работу.

– С Александром Викторовичем я знаком сорок с лишним лет и всегда относился к этому артисту с уважением, потому что он – уникальный. Я его видел в большом количестве фильмов. Это была дичайшая популярность в советское время. Его любил и любит зритель необыкновенно! Сейчас мы с ним ближайшие друзья, люди, которые друг друга ценят и уважают. Я попросил его быть председателем творческого совета директора театра. Он согласился. Мы вместе решаем различные вопросы, связанные с театральной жизнью. Он замечательный, надежный человек с большим талантом, который любит свой театр. И бывает в театре даже тогда, когда не задействован в спектакле. Пожелать ему я хочу только одного: здоровья, здоровья и еще раз здоровья. Я это желаю ему всегда и по телефону, и при личных встречах. Здоровье нужно всем, а ему как никому. Возраст, который вы называете, – это не про Александра Викторовича, ему не дашь больше 60. Он – бодр и многое еще сможет!

– Сразу скажу, что Александр Викторович – один из самых близких и дорогих мне людей, которых я практически боготворю. Впервые я увидел его в фильме «Большая перемена». Смотрел и не думал, что увижу его в жизни и что в дальнейшем мы с ним так сойдемся. Когда я пришел в театр, мы познакомились уже лично. Я до сих пор смотрю на него снизу вверх, потому что он – непререкаемый авторитет. Когда не стало моего папы, я «перенес» все мои сомнения, вопросы и проблемы на дорогого Александра Викторовича. Александр Викторович – теплый, прекрасный, внимательный человек. Какую бы чушь я ему ни говорил, он всегда терпелив по отношению ко мне. Он делится со мной мудростями. Он – мой наставник, а в театре очень важно иметь такого близкого и родного человека, который пожурит, направит, даст добрый совет. Раньше очень часто Александр Викторович приходил к нам домой, приносил кассеты, и мы все вместе – папа, я и Александр Викторович смотрели фильмы, которые только-только появлялись. Он мне тогда сказал, что всегда ездит на машине с полным баком. Даже когда потратил немного бензина, он всегда заправляет бак. Я ему хочу пожелать, чтобы его «баки» всегда были полные и их еще хватило на долгую-долгую дорогу.

– Разумеется, я знал Александра Викторовича как театрального и киноактера задолго до нашей личной встречи, когда пришел работать в «Ленком» в 1989 году. Мне посчастливилось в первом же спектакле «Мудрец» играть с Александром Викторовичем, я выносил стул на заднем плане. Александра Викторовича, как и всех артистов, нельзя охарактеризовать одним словом. Впрочем, он – хулиган. Он даже любит в чем-то эпатировать окружающих и своих коллег. С другой стороны, он достаточно закрытый человек. Вот так просто с улицы к нему не подойдешь и по плечу не похлопаешь. Он держит дистанцию, он – «многоликий». Однако если он принимает человека, то может себе позволить откровенные беседы о творчестве, давать какие-то советы, в чем-то направлять на путь истинный. Если он к человеку равнодушен, то он сохраняет вежливую дистанцию и в душу к себе не пускает. С Александром Викторовичем каждый спектакль играть – в удовольствие. Иногда он может сказать что-то не написанное автором. И не очень понятно, то ли это случайность, то ли Александр Викторович проверяет своих коллег на умение не засмеяться. В спектакле «Ва-банк» он играет богатого купца, а я – его племянника. В конце сцены, где мы доставляем ему не самые приятные новости, он должен сказать: «А шли бы вы, гости дорогие, в гостиную. Там для вас стол накрыт, заодно и пообедаем». Видимо, были какие-то гастроли или переезды, он на нас очень мрачно посмотрел и сказал: «Шли бы вы, гости дорогие, в гостиницу. Там и отдохнем». Мы подумали: в гостиницу, так в гостиницу. Еще через какое-то количество спектаклей он долго думал и сказал: «Шли бы вы, гости дорогие, куда подальше». Мы спорить не стали: куда подальше, значит, куда подальше. 85 лет – эта нереальная цифра и совершенно не относится к Александру Викторовичу, потому что он хулиган и брызжет энергией. Ему не надо никому ничего доказывать, потому что он уже все доказал и своим талантом, и своей жизнью, и своей игрой в театре, и своими ролями. Он сам по себе – явление. Он история, он – «Ленком». Он работал с Эфросом, он работал с Захаровым и с еще огромным количеством других режиссеров. Пожелать ему хочется еще поработать с замечательным режиссером и сыграть в новом замечательном спектакле.

– Наше творческое взаимодействие с Александром Викторовичем началось, когда меня ввели в спектакль «Все оплачено». Это подарок судьбы, огромное наслаждение – оказаться с таким артистом на одной сцене! Его пронзительный монолог во втором акте каждый раз вызывал мурашки и наводил на мысли, что уходят друзья, большие артисты, с которыми он выходил на эту сцену, и, какие бы мы ни были прекрасные, его тоска и боль по ушедшим велика, она чувствуется. Всегда, когда я слушаю его монолог в этом спектакле, у меня внутри все сжимается. Мы, конечно, пытаемся соответствовать, но все равно не выдерживаем сравнения с ним и его предыдущими партнерами по сцене. Александр Викторович – прекрасный! Я ему благодарна за теплое, очень нежное отношение ко мне, за долгие телефонные разговоры, за чудесное общение на гастролях, когда я доставала его своими вопросами. Александр Викторович с большим вниманием и интересом относится к молодому поколению коллег. Он открыт новым веяниям, пытается найти для себя интерес в неожиданных и противоречащих его представлениям о профессии предложениям молодых режиссеров. Он пережил «смену власти» после ухода Анатолия Эфроса, и потом, когда ушел Марк Анатольевич, он понимал, чего ждать. Он – герой, так как находит в себе силы и терпение. Он старается оптимистично смотреть в будущее, прекрасно понимая, что происходит. Я представляю, как это тяжело, когда есть с чем сравнивать, имея такой колоссальный опыт и огромное количество прекрасных ролей в кино. Я желаю Александру Викторовичу здоровья, оптимизма и вдохновения, чтобы он подарил нам новую, прекрасную творческую работу.