Матери и дети на сцене театра «Сфера»

 
«Без вины виноватые» Островского на сцене «Сферы». Это и переплетение судеб, и любовь, и горе, и сама правда жизни. Вся и без остатка.

Вечная тема — взаимоотношения родителей и детей. Для каждого человека, не только для литературных классиков. В комедии «Без вины виноватые» Островский как раз поразмышлял об отношениях между матерями и их детьми. Но сделал это в необычном ключе, воссоздав сказку об обретенном матерью сыне на сцене губернского театра. 

«Без вины виноватые» до сих пор ставят везде и всюду, на разные лады обыгрывая образы провинциальных актеров и философские монологи главной героини. На сцене театра «Сфера» мещанскую комедию разрешают как психологическую драму, герои которой никак не могут найти себе места — и поэтому вызывают сочувствие.

Главная особенность театра «Сфера» – сцена, которая находится посреди зала, в окружении зрительских мест. Когда впервые оказываешься в этой «воронке», начинаешь ощущать себя ближе к актёрам. Происходит излом «четвёртой стены», и зритель оказывается вовлечен в действие с головой. Особенно это было заметно в постановке «Без вины виноватые».

Незамысловатый пролог отделен от основного действия шторками молодости, недоговоренности и нервозности. Бедная девушка Любовь Отрадная (Елена Маркелова) работает швеей, утешается мечтами о свадьбе с отцом своего пятилетнего сына, Григорием Муровым (Иван Мишин). Нервная от страсти Любушка третирует своего красавца утомительными «а если» и пылкими обещаниями «во что бы то ни стало» воспитать общего ребенка. «Во что бы то ни стало», кстати, появляется прямо на сцене, в образе игриво нарумяненной Таисы Шелавиной (Екатерина Богданова).

Александр Коршунов с самого начала создает контраст комедийно-мещанских и психологически-глубоких образов — пока «душка» Любушка чуть ли не в обморок падает из предательства возлюбленного, Таиса игриво обмахивает бедняжку саквояжем и залихватски пьет за ее здоровье из  дамского кисета. Вместе с Таисой сцену покидает и комедийная динамика — герои начинают объясняться в нелюбви, чести и благородстве, звучат по-молодецки наивно, злобно и серьезно и превращают финал пролога в качественную мелодраму.

В перерывах между актами коллектив «Сферы» под веселую цыганскую музыку преображает декорации. Режиссер Александр Коршунов мастерски работает с круглой сценой, выстраивая мизансцены так, чтобы они захватывали зрителей  с любого ракурса. Из противоположных секторов картинка смотрится по-разному — получается своеобразный диалог со зрителем, который сам выбирает, с какого угла ему смотреть на представление. За причудливым танцем времени наблюдают и сами персонажи спектакля. Чтобы не отвлекать внимание от атмосферы постановки, фигуры героев выделяют прожекторами — а актеры с помощью поз и мимики показывают реакцию своего героя на вызовы судьбы.

И такие передышки между насыщенными драматическими сценами — как глоток свежего воздуха. 

Повзрослевшая Любочка Отраднова  — она же Елена Ивановна Кручинина — в пьесе Островского явилась спасительницей мещанских душ и заезжей праведницей. Евгения Казарина отыграла «мессию» так, что она ни разу не вызвала отторжения — какое движение, каждый взгляд и жест раскрывали образ с реалистичной стороны. Никакого вранья, фальши и переигрывания — лишь закономерные человеческие реакции и тоска по умершему пятилетнему Грише.

«Мне приятно вызывать образ моего сына, приятно разговаривать с ним, приятно думать, что он жив»
Её «отрада» сменилась «кручиною» и, несмотря на всю боль, она продолжила спасть людей на сцене. Добрым и праведным словом, например, спасла провинциального актёра Гришу Незнамова (Илья Ковалёв).

Второй главный герой спектакля — бескомпромиссный сирота Гриша —- на сцене появлялся и в амплуа алкоголика, и дебошира, и халдея. И главное — каждая отталкивающая черта героя пришлось к месту, как будто молодой Илья Ковалев пропустил боль одинокого сироты через своего сердце и артистично пересказал — сначала коллегам, а потом зрителям.

Историю жизни сироты-Незнамова в  спектакле емко изложил Нил Стратоныч Дудукин — богатый барин, которого сыграл Дмитрий Новиков. Меценат идеально вписался в закулисный мир провинциального театра — и во многом это заслуга талантливого актера, направо и налево раздававшего очаровательные улыбки, советы, шутки и простые эмоции.

Всё действие происходит в одном провинциальном городе. И почти все главные герои — артисты. Роли актеров отдали Олегу Алексеенко, Александре Чичковой и Дмитрию Бероеву — и за их взаимодействиями можно наблюдать, как за отдельным комедийным шоу — самобытным, несерьезным и уморительно смешным.

Несмотря на такое переплетение «театральной жизни», жанров и героев, спектакль не перестаёт держать зрителя в напряжении — смех перемежается со слезами, сочувствие сменяется недоумением, симпатия — восхищением.

«Без вины виноватые» раскрывает отношения между родителями и детьми — отношения сложные и противоречивые. Люди могут любить друг друга, но наносить много боли и обид. Этот спектакль показывает, как пережить негативные эмоции, возвыситься над мелочными обидами и обрести желанное счастье.

Образ Елены Кручининой показывает, что предела материнской любви нет. Даже чужой человек поддается  ее ласке и находит в ее заботе черты давно забытой матери.

И вот в эти моменты понимаешь, как глупо было отрицать, что любви нет. Она есть даже в тех, кто с нами может быть и не связан. В каждом атоме человека есть любовь. И ключом является эта доброта и нежность к миру. Вот какие впечатления производит этот спектакль. И вины здесь нет. Есть только любовь.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Суд принял к производству дело в отношении МДТ

    Куйбышевский суд Санкт-Петербурга принял к производству дело о правонарушении в отношении МДТ-Театра Европы. Об этом сообщает Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга. «Представитель Театра в объяснениях поблагодарил Роспотребнадзор за указания на имеющиеся нарушения. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
Читайте также