«Без вины виноватые» Островского на сцене «Сферы». Это и переплетение судеб, и любовь, и горе, и сама правда жизни. Вся и без остатка.
Вечная тема — взаимоотношения родителей и детей. Для каждого человека, не только для литературных классиков. В комедии «Без вины виноватые» Островский как раз поразмышлял об отношениях между матерями и их детьми. Но сделал это в необычном ключе, воссоздав сказку об обретенном матерью сыне на сцене губернского театра.
«Без вины виноватые» до сих пор ставят везде и всюду, на разные лады обыгрывая образы провинциальных актеров и философские монологи главной героини. На сцене театра «Сфера» мещанскую комедию разрешают как психологическую драму, герои которой никак не могут найти себе места — и поэтому вызывают сочувствие.
Главная особенность театра «Сфера» – сцена, которая находится посреди зала, в окружении зрительских мест. Когда впервые оказываешься в этой «воронке», начинаешь ощущать себя ближе к актёрам. Происходит излом «четвёртой стены», и зритель оказывается вовлечен в действие с головой. Особенно это было заметно в постановке «Без вины виноватые».
Незамысловатый пролог отделен от основного действия шторками молодости, недоговоренности и нервозности. Бедная девушка Любовь Отрадная (Елена Маркелова) работает швеей, утешается мечтами о свадьбе с отцом своего пятилетнего сына, Григорием Муровым (Иван Мишин). Нервная от страсти Любушка третирует своего красавца утомительными «а если» и пылкими обещаниями «во что бы то ни стало» воспитать общего ребенка. «Во что бы то ни стало», кстати, появляется прямо на сцене, в образе игриво нарумяненной Таисы Шелавиной (Екатерина Богданова).
Александр Коршунов с самого начала создает контраст комедийно-мещанских и психологически-глубоких образов — пока «душка» Любушка чуть ли не в обморок падает из предательства возлюбленного, Таиса игриво обмахивает бедняжку саквояжем и залихватски пьет за ее здоровье из дамского кисета. Вместе с Таисой сцену покидает и комедийная динамика — герои начинают объясняться в нелюбви, чести и благородстве, звучат по-молодецки наивно, злобно и серьезно и превращают финал пролога в качественную мелодраму.
В перерывах между актами коллектив «Сферы» под веселую цыганскую музыку преображает декорации. Режиссер Александр Коршунов мастерски работает с круглой сценой, выстраивая мизансцены так, чтобы они захватывали зрителей с любого ракурса. Из противоположных секторов картинка смотрится по-разному — получается своеобразный диалог со зрителем, который сам выбирает, с какого угла ему смотреть на представление. За причудливым танцем времени наблюдают и сами персонажи спектакля. Чтобы не отвлекать внимание от атмосферы постановки, фигуры героев выделяют прожекторами — а актеры с помощью поз и мимики показывают реакцию своего героя на вызовы судьбы.
И такие передышки между насыщенными драматическими сценами — как глоток свежего воздуха.
Повзрослевшая Любочка Отраднова — она же Елена Ивановна Кручинина — в пьесе Островского явилась спасительницей мещанских душ и заезжей праведницей. Евгения Казарина отыграла «мессию» так, что она ни разу не вызвала отторжения — какое движение, каждый взгляд и жест раскрывали образ с реалистичной стороны. Никакого вранья, фальши и переигрывания — лишь закономерные человеческие реакции и тоска по умершему пятилетнему Грише.
«Мне приятно вызывать образ моего сына, приятно разговаривать с ним, приятно думать, что он жив»
Её «отрада» сменилась «кручиною» и, несмотря на всю боль, она продолжила спасть людей на сцене. Добрым и праведным словом, например, спасла провинциального актёра Гришу Незнамова (Илья Ковалёв).
Второй главный герой спектакля — бескомпромиссный сирота Гриша —- на сцене появлялся и в амплуа алкоголика, и дебошира, и халдея. И главное — каждая отталкивающая черта героя пришлось к месту, как будто молодой Илья Ковалев пропустил боль одинокого сироты через своего сердце и артистично пересказал — сначала коллегам, а потом зрителям.
Историю жизни сироты-Незнамова в спектакле емко изложил Нил Стратоныч Дудукин — богатый барин, которого сыграл Дмитрий Новиков. Меценат идеально вписался в закулисный мир провинциального театра — и во многом это заслуга талантливого актера, направо и налево раздававшего очаровательные улыбки, советы, шутки и простые эмоции.
Всё действие происходит в одном провинциальном городе. И почти все главные герои — артисты. Роли актеров отдали Олегу Алексеенко, Александре Чичковой и Дмитрию Бероеву — и за их взаимодействиями можно наблюдать, как за отдельным комедийным шоу — самобытным, несерьезным и уморительно смешным.
Несмотря на такое переплетение «театральной жизни», жанров и героев, спектакль не перестаёт держать зрителя в напряжении — смех перемежается со слезами, сочувствие сменяется недоумением, симпатия — восхищением.
«Без вины виноватые» раскрывает отношения между родителями и детьми — отношения сложные и противоречивые. Люди могут любить друг друга, но наносить много боли и обид. Этот спектакль показывает, как пережить негативные эмоции, возвыситься над мелочными обидами и обрести желанное счастье.
Образ Елены Кручининой показывает, что предела материнской любви нет. Даже чужой человек поддается ее ласке и находит в ее заботе черты давно забытой матери.
И вот в эти моменты понимаешь, как глупо было отрицать, что любви нет. Она есть даже в тех, кто с нами может быть и не связан. В каждом атоме человека есть любовь. И ключом является эта доброта и нежность к миру. Вот какие впечатления производит этот спектакль. И вины здесь нет. Есть только любовь.
Вечная тема — взаимоотношения родителей и детей. Для каждого человека, не только для литературных классиков. В комедии «Без вины виноватые» Островский как раз поразмышлял об отношениях между матерями и их детьми. Но сделал это в необычном ключе, воссоздав сказку об обретенном матерью сыне на сцене губернского театра.
«Без вины виноватые» до сих пор ставят везде и всюду, на разные лады обыгрывая образы провинциальных актеров и философские монологи главной героини. На сцене театра «Сфера» мещанскую комедию разрешают как психологическую драму, герои которой никак не могут найти себе места — и поэтому вызывают сочувствие.
Главная особенность театра «Сфера» – сцена, которая находится посреди зала, в окружении зрительских мест. Когда впервые оказываешься в этой «воронке», начинаешь ощущать себя ближе к актёрам. Происходит излом «четвёртой стены», и зритель оказывается вовлечен в действие с головой. Особенно это было заметно в постановке «Без вины виноватые».
Незамысловатый пролог отделен от основного действия шторками молодости, недоговоренности и нервозности. Бедная девушка Любовь Отрадная (Елена Маркелова) работает швеей, утешается мечтами о свадьбе с отцом своего пятилетнего сына, Григорием Муровым (Иван Мишин). Нервная от страсти Любушка третирует своего красавца утомительными «а если» и пылкими обещаниями «во что бы то ни стало» воспитать общего ребенка. «Во что бы то ни стало», кстати, появляется прямо на сцене, в образе игриво нарумяненной Таисы Шелавиной (Екатерина Богданова).
Александр Коршунов с самого начала создает контраст комедийно-мещанских и психологически-глубоких образов — пока «душка» Любушка чуть ли не в обморок падает из предательства возлюбленного, Таиса игриво обмахивает бедняжку саквояжем и залихватски пьет за ее здоровье из дамского кисета. Вместе с Таисой сцену покидает и комедийная динамика — герои начинают объясняться в нелюбви, чести и благородстве, звучат по-молодецки наивно, злобно и серьезно и превращают финал пролога в качественную мелодраму.

И такие передышки между насыщенными драматическими сценами — как глоток свежего воздуха.

«Мне приятно вызывать образ моего сына, приятно разговаривать с ним, приятно думать, что он жив»
Её «отрада» сменилась «кручиною» и, несмотря на всю боль, она продолжила спасть людей на сцене. Добрым и праведным словом, например, спасла провинциального актёра Гришу Незнамова (Илья Ковалёв).
Второй главный герой спектакля — бескомпромиссный сирота Гриша —- на сцене появлялся и в амплуа алкоголика, и дебошира, и халдея. И главное — каждая отталкивающая черта героя пришлось к месту, как будто молодой Илья Ковалев пропустил боль одинокого сироты через своего сердце и артистично пересказал — сначала коллегам, а потом зрителям.

Всё действие происходит в одном провинциальном городе. И почти все главные герои — артисты. Роли актеров отдали Олегу Алексеенко, Александре Чичковой и Дмитрию Бероеву — и за их взаимодействиями можно наблюдать, как за отдельным комедийным шоу — самобытным, несерьезным и уморительно смешным.
Несмотря на такое переплетение «театральной жизни», жанров и героев, спектакль не перестаёт держать зрителя в напряжении — смех перемежается со слезами, сочувствие сменяется недоумением, симпатия — восхищением.
«Без вины виноватые» раскрывает отношения между родителями и детьми — отношения сложные и противоречивые. Люди могут любить друг друга, но наносить много боли и обид. Этот спектакль показывает, как пережить негативные эмоции, возвыситься над мелочными обидами и обрести желанное счастье.
Образ Елены Кручининой показывает, что предела материнской любви нет. Даже чужой человек поддается ее ласке и находит в ее заботе черты давно забытой матери.
И вот в эти моменты понимаешь, как глупо было отрицать, что любви нет. Она есть даже в тех, кто с нами может быть и не связан. В каждом атоме человека есть любовь. И ключом является эта доброта и нежность к миру. Вот какие впечатления производит этот спектакль. И вины здесь нет. Есть только любовь.