6 апреля 90-летие отмечает Станислав Любшин. Друзья и коллеги поделились с «Театралом» добрыми словами и пожеланиями имениннику.

ВИКТОР РЫЖАКОВ, РЕЖИССЕР:
– Быть может, не только у меня одного в детстве происходили события, заставлявшие по-другому почувствовать мир и осознать самого себя в каком-то совершенно другом временном измерении, в другом образе. Так, неожиданно на меня, тогда ещё первоклассника, обрушилась киноэпопея «Щит и меч», где герой, явленный молодым артистом Станиславом Любшиным, заставил меня замирать и волноваться, сопереживать и страдать. Коварная киновлюбленность...
Жизнь других героев, исполненных Станиславом Андреевичем в картинах «Не стреляйте в белых лебедей» и «Пять вечеров», наполнила мою собственную жизнь и связала меня с этим особенным, выдающимся Человеком на долгие-долгие годы. С той лишь оговоркой, что всё это происходило лишь в моей фантазии, в моем воображении, придуманном мире с дружеским общением и строгим наставничеством, со спорами и диалогами, с игрой и представлением. Пока не случилась наша встреча в реальной жизни.
После премьеры спектакля «Прокляты и убиты» по одноименному роману Виктора Астафьева в художественном театре, за кулисами мы столкнулись со Станиславом Андреевичем, который пожал мне руку и представился: «Любшин. Хочу с вами работать, давайте сделаем спектакль...» В ответ обезумевший от неожиданного явления Героя, я промолвил: «Конечно, обязательно сделаем». На следующий вопрос «Обещаешь?!», мог быть дан лишь один ответ: «Обещаю!».
Дальше время летело в переполненном вагоне по давно проложенному маршруту и утвержденному расписанию, что даже в голову не приходила мысль действительно поверить в серьёзность намерения знаменитого Актёра, желающего исполнить этот план. При встречах на театральных мероприятиях фраза «ты помнишь свое обещание, я жду!» стала привычной. Она воспринималась уже больше с иронией. И вот в один день, убегая к студентам из театра после репетиции «какого-то очередного спектакля без Любшина», в гардеробе подхватываю свою верхнюю одежду и скрываюсь в американской студии, что в другом подъезде в глубоких недрах Школы-студии. Закончились учебные занятия часов в восемь вечера. Собираясь домой, я вдруг обнаружил, что моей верхней одежды в школьной преподавательской нет, а висит чья-то чужая куртка. Вспомнить, где оставил свою, не могу. Побродив по этажам, возвращаюсь в театр.
На улицу не выйти – зима. В служебном фойе встречаю расстроенного и даже разгневанного артиста Любшина, который уже пятый час не может выехать из театра, потому что исчезла его куртка, в которой ключи от квартиры. И другого способа попасть в дом не существует. Подняты на ноги все службы театра, звонки родственникам, в полицию и т.д... Одиноко болтающаяся куртка в театральном служебном гардеробе не его, вывод: какой-то идиот надел не свою одежду и бесследно исчез. Выслушиваю его горькую историю и вглядываюсь в единственную, уныло висящую на плечиках куртку. Вдруг болезненно понимаю, что «идиот» – это я, что куртка моя и что в спешке унесенная мной в американскую студию куртка принадлежит Мэтру. И все эти часы поисков, взбудораженная администрация и общественность – моя вина. Дальше было долгое признание, объятия, смех, слезы и слова: «Только одним ты можешь получить прощение. Сделав со мной спектакль!» Вот так и началась наша другая часть знакомства, где были репетиции, премьеры, гастроли, дачные вечера, съёмки фильма, дружба домами и долгие застолья с бесконечными невероятными историями от моего любимого Человека и Героя!
Главная награда для меня – это время, отпущенное нам на общение. И как в детских играх «в детей и взрослых»: семья Станислава Андреевича и Ирины совершили акт моего усыновления. Теперь я названый сын Любшина и каждый день погибаю от гордости и счастья за предоставленную мне удивительную Жизнь!
С днём рождения, дорогой Станислав Андреевич! С днем рождения, Великий Человек и Горячо любимый Отец! Моя жизнь и судьба.

ЮРИЙ СТОЯНОВ, АКТЕР:
– Наша первая встреча со Станиславом Андреевичем была очень смешная и удивительная. Это было лет 20 назад в поселке Порошкино, в котором у нас были съемки. И на встречу, совершенно непонятно почему, по поселку, который в 30 километрах от Санкт-Петербурга, шел Станислав Андреевич. Оказалось, у него тоже были съемки. Мы не были знакомы, но встретились, как родные люди.
Я обожал и обожаю этого артиста. И наши объятия, и хорошие слова не были общими. Он очень скромный человек и невероятно демократичный в общении, в самом замечательном смысле этого слова. Я почему-то сразу спел песню из фильма «Позови меня в даль светлую», который он срежиссировал и там сыграл одну из главных ролей. Он пел там песню «Небо, небо, небо, небо», пел как скороговорку. Я ему ее сразу спел, мы посмеялись и расстались ровно на пять лет. А потом мы уже встретились в МХТ им. Чехова.
Мы играем со Станиславом Андреевичем в спектакле «Игра в «Городки», который сейчас называется спектакль, а тогда, пять лет назад, это задумывалось в формате одного вечера. Мы распределили рассказы, Станиславу Андреевичу достался «Дорогой Юра». Так как это была разовая акция, на сцене, естественно, стояли пюпитры с текстом. Идет репетиция, доходит очередь до Станислава Андреевича. Он выходит, кладет текст на пюпитр и наизусть читает рассказ. Повторюсь, наизусть! Мы все помрачнели, говорим: «Дядя Слава, что это такое? Мы, значит, двоечники, а вы отличник?». Он сказал, что иначе он не может. И это повторялось не один раз в других спектаклях. Он приходит на первую репетицию с уже выученным текстом, хотя первая репетиция – это только знакомство актеров с текстом. А он приходит и наизусть читает текст. Это говорит не только про его физическое и душевное здоровье, но еще про какое-то невероятное отношение к профессии и делу. В том числе и ко мне, как к автору скромного рассказа, который можно прочитать за 10 минут.
На спектакле «Игра в «Городки» мы приняли решение, чтобы Станислав Любшин выходил последним со своим рассказом, не только потому, что он – украшение и нам нужен мощный финал, но и потому, что это – человек, с которым прошла жизнь. Это любимейший артист. Красавец, с абсолютно иконописным лицом. Иногда хочется спросить: «Дядь Слав, а когда вы паспорт подделали? Когда заменили цифры? Где лысина, где вставная челюсть?». Непонятно. Помните, из фильма «Щит и меч» песню «С чего начинается Родина? С весенней запевки скворца, с букваря...». Для меня Родина начинается с такого человека, как Станислав Андреевич.
У нас принято называть артистов великими после их ухода. Но знаете, я уже много лет думаю и говорю ему в глаза, и скажу это еще раз на юбилее, что он – поистине великий актер!
Себе бы я пожелал – быть рядом с ним еще много-много лет, дружить с ним. Я не буду сейчас желать здоровья или еще чего-то, это все предполагается. Я знаю, что для него самое главное. Я желаю ему много тех ролей, которые он сам хочет сыграть, потому что эти роли принесут ему и здоровье, и много лет жизни. Вот такой он человек!

ЕВГЕНИЯ ДОБРОВОЛЬСКАЯ, АКТРИСА:
– Станислав Андреевич невероятно красивый человек, аристократичный, прекрасный! Конечно же, для меня он – киногерой, совершенно необыкновенный! Я помню свои первые впечатления, когда я была еще подростком, от фильма «Не стреляйте в белых лебедей». Он на меня произвел неизгладимое впечатление. Потом я стала следить за этим артистом, он был совершенно разным во всех своих работах. Вспомните, например, «Щит и меч» или «Пять вечеров»!
Когда я пришла в Художественный театр, у меня был первый спектакль «Эквус», где Станислав Андреевич играл главную роль. Я играла с ним, очень боялась и переживала, но старый МХТ и старая школа располагает. Эти люди такие прекрасные партнеры! У меня сразу страх прошел, мне стало спокойно. Мы репетировали часто, он всячески меня поддерживал. Оказалось, что это совершенно простой, родной, доступный, душевный и невероятного обаяния человек.
Вообще Станислав Андреевич – миротворец. Например, если случается какой-то конфликт на сцене или на репетициях, то Станислав Андреевич всегда мирит коллег. Станислав Андреевич – это трепетная и ранимая душа, но вместе с тем очень сильная, гордая, харизматичная. Я с ним познакомилась уже в зрелом возрасте, но то, что про него говорили и говорят, это правда. Он хулиган, в самом хорошем смысле этого слова. Я желаю ему здоровья, бодрости духа, сил. Желаю вдохновения, чтобы он радовал нас, зрителей, своими работами, ролями!

АВАНГАРД ЛЕОНТЬЕВ, АКТЕР:
– Станислав Андреевич был моим любимым артистом после фильма «Щит и меч» режиссера Владимира Басова. Любшин меня поражает по сей день своей отличительной от всех доброжелательностью. Если есть какой-то повод сказать человеку что-то приятное, в основном в творческом плане – будь то появление в хорошем фильме или участие в телеинтервью, то Станислав Андреевич не упустит возможности сказать теплые слова. Он много раз подходил ко мне, говорил приятные вещи, а ведь мог этого не делать. У него есть какая-то внутренняя потребность говорить приятное людям. Она ему присуща, и это, пожалуй, его отличительная черта.
Я бы хотел, чтобы ангел-хранитель Станислава Андреевича не оставлял его своими заботами. Любшин замечательно оптимистичен, когда ему сегодня девять десятков. Он обращен в будущее, он не превратился в пожилого мемуариста, вспоминающего прошлые успехи. Он живет завтрашним днем своей семьи, своего дома, коллег по театру и кино. Он все видит, все знает и радуется успехам окружающих. Я хотел бы, чтобы это продолжалось как можно дольше.

НИКОЛАЙ ЧИНДЯЙКИН, АКТЕР:
– Познакомились мы с Любшиным, как это часто бывает, на съемках. Потом в 2008 году, когда меня Олег Павлович Табаков пригласил в Художественный театр, Станислав Андреевич принял меня, как будто мы уже давно дружили. Он удивительный человек, мало на кого похожий. Естественно, я воспринимаю его, как великого русского актера, но в жизни с друзьями он абсолютно скромный, сентиментальный. Он может подарить неожиданно, например, книгу или сувенир, просто так, не на день рождения или другой праздник. Я почувствовал, что это родной, близкий человек. Он – мой товарищ, у нас многое совпадает. Мы много играли и играем вместе в спектаклях, какие-то уже сошли с репертуара, какие-то еще идут. Мы никогда не спешим после спектакля домой, любим посидеть, пофилософствовать.
Что-то пожелать ему на самом деле очень трудно и одновременно очень просто. Он – художник, большой мастер. Именно поэтому прежде всего хочется пожелать, чтобы сбывались его планы, мечты. Я знаю, что они у него есть. Сейчас, например, кое-что начинает сбываться. Он репетирует то, что хотел репетировать. Я не буду говорить, что именно, но мечты потихоньку сбываются, поэтому желаю ему, чтобы у него все шло так, как он задумал. Он – человек самодостаточный, творческий. Он полон жизни!

ВИКТОР РЫЖАКОВ, РЕЖИССЕР:
– Быть может, не только у меня одного в детстве происходили события, заставлявшие по-другому почувствовать мир и осознать самого себя в каком-то совершенно другом временном измерении, в другом образе. Так, неожиданно на меня, тогда ещё первоклассника, обрушилась киноэпопея «Щит и меч», где герой, явленный молодым артистом Станиславом Любшиным, заставил меня замирать и волноваться, сопереживать и страдать. Коварная киновлюбленность...
Жизнь других героев, исполненных Станиславом Андреевичем в картинах «Не стреляйте в белых лебедей» и «Пять вечеров», наполнила мою собственную жизнь и связала меня с этим особенным, выдающимся Человеком на долгие-долгие годы. С той лишь оговоркой, что всё это происходило лишь в моей фантазии, в моем воображении, придуманном мире с дружеским общением и строгим наставничеством, со спорами и диалогами, с игрой и представлением. Пока не случилась наша встреча в реальной жизни.
После премьеры спектакля «Прокляты и убиты» по одноименному роману Виктора Астафьева в художественном театре, за кулисами мы столкнулись со Станиславом Андреевичем, который пожал мне руку и представился: «Любшин. Хочу с вами работать, давайте сделаем спектакль...» В ответ обезумевший от неожиданного явления Героя, я промолвил: «Конечно, обязательно сделаем». На следующий вопрос «Обещаешь?!», мог быть дан лишь один ответ: «Обещаю!».
Дальше время летело в переполненном вагоне по давно проложенному маршруту и утвержденному расписанию, что даже в голову не приходила мысль действительно поверить в серьёзность намерения знаменитого Актёра, желающего исполнить этот план. При встречах на театральных мероприятиях фраза «ты помнишь свое обещание, я жду!» стала привычной. Она воспринималась уже больше с иронией. И вот в один день, убегая к студентам из театра после репетиции «какого-то очередного спектакля без Любшина», в гардеробе подхватываю свою верхнюю одежду и скрываюсь в американской студии, что в другом подъезде в глубоких недрах Школы-студии. Закончились учебные занятия часов в восемь вечера. Собираясь домой, я вдруг обнаружил, что моей верхней одежды в школьной преподавательской нет, а висит чья-то чужая куртка. Вспомнить, где оставил свою, не могу. Побродив по этажам, возвращаюсь в театр.
На улицу не выйти – зима. В служебном фойе встречаю расстроенного и даже разгневанного артиста Любшина, который уже пятый час не может выехать из театра, потому что исчезла его куртка, в которой ключи от квартиры. И другого способа попасть в дом не существует. Подняты на ноги все службы театра, звонки родственникам, в полицию и т.д... Одиноко болтающаяся куртка в театральном служебном гардеробе не его, вывод: какой-то идиот надел не свою одежду и бесследно исчез. Выслушиваю его горькую историю и вглядываюсь в единственную, уныло висящую на плечиках куртку. Вдруг болезненно понимаю, что «идиот» – это я, что куртка моя и что в спешке унесенная мной в американскую студию куртка принадлежит Мэтру. И все эти часы поисков, взбудораженная администрация и общественность – моя вина. Дальше было долгое признание, объятия, смех, слезы и слова: «Только одним ты можешь получить прощение. Сделав со мной спектакль!» Вот так и началась наша другая часть знакомства, где были репетиции, премьеры, гастроли, дачные вечера, съёмки фильма, дружба домами и долгие застолья с бесконечными невероятными историями от моего любимого Человека и Героя!
Главная награда для меня – это время, отпущенное нам на общение. И как в детских играх «в детей и взрослых»: семья Станислава Андреевича и Ирины совершили акт моего усыновления. Теперь я названый сын Любшина и каждый день погибаю от гордости и счастья за предоставленную мне удивительную Жизнь!
С днём рождения, дорогой Станислав Андреевич! С днем рождения, Великий Человек и Горячо любимый Отец! Моя жизнь и судьба.

ЮРИЙ СТОЯНОВ, АКТЕР:
– Наша первая встреча со Станиславом Андреевичем была очень смешная и удивительная. Это было лет 20 назад в поселке Порошкино, в котором у нас были съемки. И на встречу, совершенно непонятно почему, по поселку, который в 30 километрах от Санкт-Петербурга, шел Станислав Андреевич. Оказалось, у него тоже были съемки. Мы не были знакомы, но встретились, как родные люди.
Я обожал и обожаю этого артиста. И наши объятия, и хорошие слова не были общими. Он очень скромный человек и невероятно демократичный в общении, в самом замечательном смысле этого слова. Я почему-то сразу спел песню из фильма «Позови меня в даль светлую», который он срежиссировал и там сыграл одну из главных ролей. Он пел там песню «Небо, небо, небо, небо», пел как скороговорку. Я ему ее сразу спел, мы посмеялись и расстались ровно на пять лет. А потом мы уже встретились в МХТ им. Чехова.
Мы играем со Станиславом Андреевичем в спектакле «Игра в «Городки», который сейчас называется спектакль, а тогда, пять лет назад, это задумывалось в формате одного вечера. Мы распределили рассказы, Станиславу Андреевичу достался «Дорогой Юра». Так как это была разовая акция, на сцене, естественно, стояли пюпитры с текстом. Идет репетиция, доходит очередь до Станислава Андреевича. Он выходит, кладет текст на пюпитр и наизусть читает рассказ. Повторюсь, наизусть! Мы все помрачнели, говорим: «Дядя Слава, что это такое? Мы, значит, двоечники, а вы отличник?». Он сказал, что иначе он не может. И это повторялось не один раз в других спектаклях. Он приходит на первую репетицию с уже выученным текстом, хотя первая репетиция – это только знакомство актеров с текстом. А он приходит и наизусть читает текст. Это говорит не только про его физическое и душевное здоровье, но еще про какое-то невероятное отношение к профессии и делу. В том числе и ко мне, как к автору скромного рассказа, который можно прочитать за 10 минут.
На спектакле «Игра в «Городки» мы приняли решение, чтобы Станислав Любшин выходил последним со своим рассказом, не только потому, что он – украшение и нам нужен мощный финал, но и потому, что это – человек, с которым прошла жизнь. Это любимейший артист. Красавец, с абсолютно иконописным лицом. Иногда хочется спросить: «Дядь Слав, а когда вы паспорт подделали? Когда заменили цифры? Где лысина, где вставная челюсть?». Непонятно. Помните, из фильма «Щит и меч» песню «С чего начинается Родина? С весенней запевки скворца, с букваря...». Для меня Родина начинается с такого человека, как Станислав Андреевич.
У нас принято называть артистов великими после их ухода. Но знаете, я уже много лет думаю и говорю ему в глаза, и скажу это еще раз на юбилее, что он – поистине великий актер!
Себе бы я пожелал – быть рядом с ним еще много-много лет, дружить с ним. Я не буду сейчас желать здоровья или еще чего-то, это все предполагается. Я знаю, что для него самое главное. Я желаю ему много тех ролей, которые он сам хочет сыграть, потому что эти роли принесут ему и здоровье, и много лет жизни. Вот такой он человек!

ЕВГЕНИЯ ДОБРОВОЛЬСКАЯ, АКТРИСА:
– Станислав Андреевич невероятно красивый человек, аристократичный, прекрасный! Конечно же, для меня он – киногерой, совершенно необыкновенный! Я помню свои первые впечатления, когда я была еще подростком, от фильма «Не стреляйте в белых лебедей». Он на меня произвел неизгладимое впечатление. Потом я стала следить за этим артистом, он был совершенно разным во всех своих работах. Вспомните, например, «Щит и меч» или «Пять вечеров»!
Когда я пришла в Художественный театр, у меня был первый спектакль «Эквус», где Станислав Андреевич играл главную роль. Я играла с ним, очень боялась и переживала, но старый МХТ и старая школа располагает. Эти люди такие прекрасные партнеры! У меня сразу страх прошел, мне стало спокойно. Мы репетировали часто, он всячески меня поддерживал. Оказалось, что это совершенно простой, родной, доступный, душевный и невероятного обаяния человек.
Вообще Станислав Андреевич – миротворец. Например, если случается какой-то конфликт на сцене или на репетициях, то Станислав Андреевич всегда мирит коллег. Станислав Андреевич – это трепетная и ранимая душа, но вместе с тем очень сильная, гордая, харизматичная. Я с ним познакомилась уже в зрелом возрасте, но то, что про него говорили и говорят, это правда. Он хулиган, в самом хорошем смысле этого слова. Я желаю ему здоровья, бодрости духа, сил. Желаю вдохновения, чтобы он радовал нас, зрителей, своими работами, ролями!

АВАНГАРД ЛЕОНТЬЕВ, АКТЕР:
– Станислав Андреевич был моим любимым артистом после фильма «Щит и меч» режиссера Владимира Басова. Любшин меня поражает по сей день своей отличительной от всех доброжелательностью. Если есть какой-то повод сказать человеку что-то приятное, в основном в творческом плане – будь то появление в хорошем фильме или участие в телеинтервью, то Станислав Андреевич не упустит возможности сказать теплые слова. Он много раз подходил ко мне, говорил приятные вещи, а ведь мог этого не делать. У него есть какая-то внутренняя потребность говорить приятное людям. Она ему присуща, и это, пожалуй, его отличительная черта.
Я бы хотел, чтобы ангел-хранитель Станислава Андреевича не оставлял его своими заботами. Любшин замечательно оптимистичен, когда ему сегодня девять десятков. Он обращен в будущее, он не превратился в пожилого мемуариста, вспоминающего прошлые успехи. Он живет завтрашним днем своей семьи, своего дома, коллег по театру и кино. Он все видит, все знает и радуется успехам окружающих. Я хотел бы, чтобы это продолжалось как можно дольше.

НИКОЛАЙ ЧИНДЯЙКИН, АКТЕР:
– Познакомились мы с Любшиным, как это часто бывает, на съемках. Потом в 2008 году, когда меня Олег Павлович Табаков пригласил в Художественный театр, Станислав Андреевич принял меня, как будто мы уже давно дружили. Он удивительный человек, мало на кого похожий. Естественно, я воспринимаю его, как великого русского актера, но в жизни с друзьями он абсолютно скромный, сентиментальный. Он может подарить неожиданно, например, книгу или сувенир, просто так, не на день рождения или другой праздник. Я почувствовал, что это родной, близкий человек. Он – мой товарищ, у нас многое совпадает. Мы много играли и играем вместе в спектаклях, какие-то уже сошли с репертуара, какие-то еще идут. Мы никогда не спешим после спектакля домой, любим посидеть, пофилософствовать.
Что-то пожелать ему на самом деле очень трудно и одновременно очень просто. Он – художник, большой мастер. Именно поэтому прежде всего хочется пожелать, чтобы сбывались его планы, мечты. Я знаю, что они у него есть. Сейчас, например, кое-что начинает сбываться. Он репетирует то, что хотел репетировать. Я не буду говорить, что именно, но мечты потихоньку сбываются, поэтому желаю ему, чтобы у него все шло так, как он задумал. Он – человек самодостаточный, творческий. Он полон жизни!