В Театре «Мастерская» представили премьеру «Варшавской мелодии»

 
В начале мая премьерный спектакль «Варшавская мелодия», поставленный режиссером Александром Гошуковым, был показан в Санкт-Петербурге в театре «Мастерская». Эскиз был представлен публике еще год назад: без особых декораций, музыки и многочисленных костюмов, отражающих послевоенную советскую эпоху, перед зрителем предстала обнаженная актерская игра, поразившая всех чистотой и проникновенностью, с которой были показаны герои. Премьеру полюбившейся пьесы встретили громкими продолжительными овациями.

«В Москве, в сорок шестом, декабрь был мягкий, пушистый. Воздух был свежий, хрустящий на зубах. По вечерам на улицах было шумно, людям, должно быть, не сиделось дома. Мне, во всяком случае, не сиделось. А таких, как я, было много», – так начинается пьеса Леонида Зорина, а что же такое «Варшавская мелодия» Александра Гошукова?

Металлические тонкие трубы, как духовые трубы органа, развешанные на сцене, отражают блики приглушенного света. Небольшой зал заполняется дымкой и тихими звуками инструмента. Через пару минут на сцену выйдут актеры – Дарья Завьялова в роли Гелены – польской девушки, мечтающей стать певицей, и Глеб Савчук, исполняющий роль будущего винодела Виктора. Оба – московские студенты, приехавшие стремиться к своей мечте. Судьба невзначай сведет их в консерватории: Виктор, никогда не увлекающийся музыкой, решил выкупить билет на Шопена у «девушки в рыжем пальто» и получил место рядом с симпатичной полькой. Последняя негодует: какой-то молодой человек бесцеремонно занял место ее однокурсницы Аси! В продолжение завязавшегося разговора Гелена узнает, что подруга продала свой билет ради встречи с мужчиной. Теперь придется терпеть общество незнакомца, ничего не знающего о Шопене, но пришедшего его слушать!.. Она будет звать его Витек, он ее – Геля. Билет, выкупленный Виктором у Аси, окажется ничем иным, как билетом, врученным ему судьбой.
Первый акт мелодично повествует историю главных героев. После концерта молодые люди неторопливо идут домой. Несмотря на жуткий мороз, они не спешат расстаться друг с другом. Стальные трубы, только что походившие на орган, теперь кажутся окаменевшими деревьями, вокруг которых ходят герои пьесы.

Края сцены представлены как личные «уголки» каждого из влюбленных, левый – комната Гели, правый – Виктора; и, хотя у каждого из них есть свой «уголок», они всегда сходятся в центре, чтобы быть вместе.
История показана мультимедийно: так, на прикрепленных к декорациям полупрозрачных полотнах появятся лица главных персонажей, как всплывшее у героев воспоминание о первой встрече, к которому они будут возвращаться на протяжении всей жизни.

Также во время одной из прогулок Виктор и Геля укрываются от холода в музее, где, между строк, в разговоре о повседневном, признаются друг другу в любви, периодически изображая древнегреческие скульптуры. На тех же вышеупомянутых полотнах выступает фон: подлинные фотографии статуй, чьи мотивы повторяют герои.

Казалось бы, счастье есть: молодые студенты, нашедшие друг друга случайно, теперь планировали совместное будущее; представляли, как закончат университет, поженятся… Счастье, безусловно, было в жизни Гели и Виктора, но длилось оно недолго: 5 февраля 1947 года вышел Указ Президиума Верховного Совета  о запрете браков между гражданами СССР и иностранцами. Это известие обрушилось на молодых и смело их гармоничную действительность в омут колебаний и страхов: как теперь жить? что делать дальше?

В попытке понять и услышать они, всегда бегущие друг другу на встречу, в этот раз стояли на месте – каждый в своем «уголке». В порыве отчаяния Геля все-таки переходит «черту» и срывается к нему:

– Витек, единственный мой… Придумай… Придумай… что-нибудь. Ты счастливчик. Тебе все удается. Ты всегда умел хорошо придумывать. Я умоляю тебя, придумай.

Острый луч прожектора освещает лишь их двоих. В зале тишина. Свет приглушается, и вдруг звучит голос Виктора: «Но я так ничего и не придумал».

Во втором акте показаны две встречи бывших влюбленных: спустя 10 и 20 лет после расставания. Она – известная польская певица, а он, наконец, может угостить ее вином собственного производства. Личная жизнь не сложилась ни у одного из них, ведь, как известно, люди «не вольны в поступках», потому не все складывается наилучшим образом.

В первую встречу Гелену окатило волной давно забытого страха вновь потерять любимого: столько лет она жила во мраке без родного человека; каждый день представляла, как он войдет в дверь ее дома и знала, какие слова при этом скажет…И вот он сидит перед ней в варшавском кабаке: приодетый, свежий, не сводящий с нее взгляда. По просьбе узнавшего ее хозяина кабака она выходит на сцену и поет ту самую песню, которую она пела ему в их первый, встреченный вместе, Новый год. Тогда, стоя на стульчике в общежитии, она надела подаренные им красные туфли, и пела, пела, пела…Сейчас эту песню исполняла совсем не та милая и любимая им девушка…  В конце встречи Геля, как и десять лет назад, умоляла его остаться, но жизненный принцип «человек не волен в поступках» оказался сильнее.  Девушка вновь осталась одна – в темноте.

Они встретились вновь через 10 лет, но уже в знойной, готовящейся к лету Москве: вечер, маленькая комнатка перед выходом на сцену. Певица, приехавшая на гастроли, совсем не успевает отдохнуть в короткие перерывы между концертами. Он – постаревший и всего добившейся, зашел к ней за кулисы. Во время разговора Виктор медленно переходит из ее левой гримерки в свой «уголок». Геля окликнула его, он стал вполоборота, и снова они оказываются по краям сцены – как тогда, перед ее уходом.


– Я еще день – в Москве. Позвони, если будет время. Отель «Варшава», двести восьмой. Тебе записать или ты запомнишь?
– Конечно, запомню. Будь здорова.

В Москве все меняется стремительно и быстро, но так ли быстро все меняется в человеческих сердцах? Встретятся ли потерявшиеся в предрассудках влюбленные или человек действительно «не волен в поступках»? Режиссер оставляет этот вопрос открытым.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Лев Додин поставил чеховскую повесть «Палата №6»

    5 и 7 мая в МДТ-Театре Европы пройдут премьерные показы постановки Льва Додина «Палата №6». «Мы очень хотим поделиться с вами подробностями о предстоящей премьере спектакля «Палата №6». Но пока можем рассказать только о творческой группе и премьерных датах в этом сезоне», – говорится в телеграм-канале театра. ...
  • В Новой Голландии появится «Летний театр»

    25 мая на территории Новой Голландии, во дворе здания «Бутылка», откроется «Летний театр», сообщает Фонтанка.ру. По пятницам, субботам и воскресеньям здесь будут проходить спектакли независимых театров и перформансы, джазовые концерты, выступления академических и экспериментальных музыкантов. ...
  • В РАМТе сыграют премьеру по биографии и текстам Грина

    Сегодня, 26 апреля, в РАМТе пройдет премьерный показ спектакля «Человек летающий», по биографии и произведениям Александра Грина. Премьеру, запланированную на 23 марта, театр перенес в связи с трагедией в «Крокус сити холле». ...
  • «Голод по любви»

    Эта премьера в МХТ помогла вернуться в профессию уникальному актеру. Сергей Волков приехал из Петербурга в Москву за своим мастером, Юрием Бутусовым, оставил работу в Театре Ленсовета, оставил в прошлом роль Брехта, за которую получил «Золотую Маску» в 23 года, – и попал в труппу Театра Вахтангова. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Лев Додин поставил чеховскую повесть «Палата №6»

    5 и 7 мая в МДТ-Театре Европы пройдут премьерные показы постановки Льва Додина «Палата №6». «Мы очень хотим поделиться с вами подробностями о предстоящей премьере спектакля «Палата №6». Но пока можем рассказать только о творческой группе и премьерных датах в этом сезоне», – говорится в телеграм-канале театра. ...
  • В Новой Голландии появится «Летний театр»

    25 мая на территории Новой Голландии, во дворе здания «Бутылка», откроется «Летний театр», сообщает Фонтанка.ру. По пятницам, субботам и воскресеньям здесь будут проходить спектакли независимых театров и перформансы, джазовые концерты, выступления академических и экспериментальных музыкантов. ...
  • В РАМТе сыграют премьеру по биографии и текстам Грина

    Сегодня, 26 апреля, в РАМТе пройдет премьерный показ спектакля «Человек летающий», по биографии и произведениям Александра Грина. Премьеру, запланированную на 23 марта, театр перенес в связи с трагедией в «Крокус сити холле». ...
  • «Голод по любви»

    Эта премьера в МХТ помогла вернуться в профессию уникальному актеру. Сергей Волков приехал из Петербурга в Москву за своим мастером, Юрием Бутусовым, оставил работу в Театре Ленсовета, оставил в прошлом роль Брехта, за которую получил «Золотую Маску» в 23 года, – и попал в труппу Театра Вахтангова. ...
Читайте также