В начале июля в театре Практика состоялась премьера спектакля «Деревенские истории, известные и не очень». Театр Вкуса перенес зрителей в российскую глубинку и предложил свой вариант возникновения знакомых с детства сказок.
В «Деревенских историях…» нет волшебства, но есть смекалка, задор и соревновательный дух. Здесь вместо проворной мышки – дед Мишка, а вместо хвостика – молоток. «Самое главное, мне бы хотелось, чтобы за тот час, который семья проводит вместе с нами, она стала друг к другу ближе. Семейное совместное творчество нас учит простым, но очень важным вещам: пониманию, любви и фантазии», – говорит режиссер спектакля Юрий Макеев.
Перед зрителями развернулся целый деревенский двор. В углу со своими домашними делами копошится бабушка. На завалинках сидят соседи, играют что-то на баяне, балалайке да гуслях. Все, кто пришел на спектакль, тоже становятся соседями и дорогими гостями.
Главные герои спектакля – Илья, Добрыня, Алеша – не богатыри, а обычные деревенские парни. Встретившись после дневных дел, они начинают на радость публике в шутку мериться силами. Кто больше яблоко надкусит, кто дальше шелуху от семечек плюнет, кто воды больше выпьет. Юные гости из зала не отстают, тоже участвуют в состязаниях. У каждого раскрываются свои таланты: один брат голыми руками гвозди вбивает, другой муху на лету ловит. Но самым тяжелым поединком становится рассказывание небылиц. Говорящий хлеб, золотое яйцо и гигантская репа – до чего только не додумались «богатыри».
Вдоволь насмеявшись и наигравшись, герои напоминают, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Издавна самыми разными способами взрослые хотят уберечь детей от бед, научить уму разуму. Не отчаиваться, быть осторожными, внимательными, сплоченными и дружными – простые истины, которыми завершается спектакль.
Большую роль в постановке играют зрители. Они становятся героями историй, вместе с актерами гонятся за колобком, тянут репку и даже соревнуются в силе с богатырями. Театр Вкуса собирает вместе зрителей всех возрастов и окунает их в мир театра, свободы и детства. «Это часть нашей концепции, наш язык. Наш театр не детский, не взрослый, а семейный. Здесь важно зрителя сделать соучастником, соавтором истории. Мы часто говорим, что наши спектакли на 70% зависят от зрителей, и это не просто фигура речи. Когда зрителю предлагаешь вот такую манеру взаимодействия – он включается по-настоящему. Люди открываются, они готовы к игре. А игра – это возвращение в детство. Для меня театр – это возможность вернуться к себе настоящему. Ты настоящий где-то в детстве. Потом ты обрастаешь комплексами, всякой шелухой. И вот такой живой театр, как мне кажется, снимает вот эту шкурку, обнажает твои струны. Это так здорово, когда здесь и сейчас что-то случается со зрителями, с актерами, музыкантами, и люди вдруг плачут, смеются», – делится Юрий Макеев.
Живая музыка на народных инструментах, привезенные из деревни костюмы, текучее веселое повествование погружают зрителя в атмосферу российской глубинки. «Деревенские истории…» во многом про любовь к таким уголкам нашей страны. Юрий Макеев: «Деревня – это истоки. Это наша корневая система. Чтобы жить в настоящем и понимать, какое возможно будущее, нам нужно знать наше прошлое и осмысленно к нему относиться. Важно брать ответственность за те плоды, которые принесут наши действия. Горожанин становится очень современным, «вавилонским» я бы даже сказал, он как будто отсекает от себя природу, с которой так или иначе связана деревня».
После завершения спектакля актеры пригласили всех зрителей в Петровский деревенский театр. Это арт-резиденция Театра Вкуса, проект, благодаря которому жители деревни Петровка Смоленской области становятся ближе к театру и искусству, а городские гости знакомятся с традиционными промыслами. Строительство дома-театра идет уже 9 лет. Благодаря помощи меценатов, зрителей, вдохновленных спектаклями и идеей, медленно, но верно создается уникальный культурный центр Смоленской области.
Вот что говорит об этом главный идейный вдохновитель Юрий Макеев:
«Это мое возращение в свою мечту детскую. Я городской мальчишка, родился в Москве, но когда-то был очарован деревней, в которой я сейчас проживаю, был в нее влюблен. В далекие 1990-е годы я видел, что она, к сожалению, умирает, исчезает, жители уезжают в города. Для меня театр – это маленький инструментик, который может помочь людям из моей деревни наполнить жизнь смыслом. Напротив деревни стоит уже обрушенный дом культуры, с колоннами, на 300 посадочных мест. Глядя на эти руины, я и захотел построить дом-театр. Здесь важно словосочетание «дом-театр». Петровский деревенский театр – это большая гостиная, как когда-то, может быть, в усадьбах было, некое пространство, в котором вдруг оживает театр. Камерный театр, маленький, лаборатория, где мы ищем смыслы, дурачимся, ошибаемся, что тоже очень важно. Но у него есть большая миссия. В деревнях живут мальчишки и девчонки, которые, к сожалению, лишены возможности общаться с театральным миром. Мне захотелось это немножко изменить по крайней мере в том месте, где я живу. А если все удастся, наш опыт будет примером для других коллективов творческих, актерских, в том числе городских. Мне кажется, это наша сверхмечта и сверхзадача».
В «Деревенских историях…» нет волшебства, но есть смекалка, задор и соревновательный дух. Здесь вместо проворной мышки – дед Мишка, а вместо хвостика – молоток. «Самое главное, мне бы хотелось, чтобы за тот час, который семья проводит вместе с нами, она стала друг к другу ближе. Семейное совместное творчество нас учит простым, но очень важным вещам: пониманию, любви и фантазии», – говорит режиссер спектакля Юрий Макеев.
Перед зрителями развернулся целый деревенский двор. В углу со своими домашними делами копошится бабушка. На завалинках сидят соседи, играют что-то на баяне, балалайке да гуслях. Все, кто пришел на спектакль, тоже становятся соседями и дорогими гостями.


Большую роль в постановке играют зрители. Они становятся героями историй, вместе с актерами гонятся за колобком, тянут репку и даже соревнуются в силе с богатырями. Театр Вкуса собирает вместе зрителей всех возрастов и окунает их в мир театра, свободы и детства. «Это часть нашей концепции, наш язык. Наш театр не детский, не взрослый, а семейный. Здесь важно зрителя сделать соучастником, соавтором истории. Мы часто говорим, что наши спектакли на 70% зависят от зрителей, и это не просто фигура речи. Когда зрителю предлагаешь вот такую манеру взаимодействия – он включается по-настоящему. Люди открываются, они готовы к игре. А игра – это возвращение в детство. Для меня театр – это возможность вернуться к себе настоящему. Ты настоящий где-то в детстве. Потом ты обрастаешь комплексами, всякой шелухой. И вот такой живой театр, как мне кажется, снимает вот эту шкурку, обнажает твои струны. Это так здорово, когда здесь и сейчас что-то случается со зрителями, с актерами, музыкантами, и люди вдруг плачут, смеются», – делится Юрий Макеев.
Живая музыка на народных инструментах, привезенные из деревни костюмы, текучее веселое повествование погружают зрителя в атмосферу российской глубинки. «Деревенские истории…» во многом про любовь к таким уголкам нашей страны. Юрий Макеев: «Деревня – это истоки. Это наша корневая система. Чтобы жить в настоящем и понимать, какое возможно будущее, нам нужно знать наше прошлое и осмысленно к нему относиться. Важно брать ответственность за те плоды, которые принесут наши действия. Горожанин становится очень современным, «вавилонским» я бы даже сказал, он как будто отсекает от себя природу, с которой так или иначе связана деревня».

Вот что говорит об этом главный идейный вдохновитель Юрий Макеев:
«Это мое возращение в свою мечту детскую. Я городской мальчишка, родился в Москве, но когда-то был очарован деревней, в которой я сейчас проживаю, был в нее влюблен. В далекие 1990-е годы я видел, что она, к сожалению, умирает, исчезает, жители уезжают в города. Для меня театр – это маленький инструментик, который может помочь людям из моей деревни наполнить жизнь смыслом. Напротив деревни стоит уже обрушенный дом культуры, с колоннами, на 300 посадочных мест. Глядя на эти руины, я и захотел построить дом-театр. Здесь важно словосочетание «дом-театр». Петровский деревенский театр – это большая гостиная, как когда-то, может быть, в усадьбах было, некое пространство, в котором вдруг оживает театр. Камерный театр, маленький, лаборатория, где мы ищем смыслы, дурачимся, ошибаемся, что тоже очень важно. Но у него есть большая миссия. В деревнях живут мальчишки и девчонки, которые, к сожалению, лишены возможности общаться с театральным миром. Мне захотелось это немножко изменить по крайней мере в том месте, где я живу. А если все удастся, наш опыт будет примером для других коллективов творческих, актерских, в том числе городских. Мне кажется, это наша сверхмечта и сверхзадача».