Статус веры

Премьера «Прозрачное солнце осени» в театре «Сфера»

 
На сцене театра «Сфера» прошла премьера спектакля «Прозрачное солнце осени» режиссера Александра Коршунова. Постановка объединяет семь рассказов «трех Юриев»: Юрия Домбровского, Юрия Трифонова и Юрия Казакова.

Истории не связаны сюжетно, но составляют единую сценическую композицию. Крайне важно их расположение: «На полустанке», «Неоконченный холст», «Голубиная гибель», «Арест», «Прошлогодний снег», «Свечечка», завершает спектакль «Прозрачное солнце осени». Первые три новеллы повествуют о невозможности счастья, в то время как финальные эпизоды вселяют чувство веры.

Сценическое оформление не отличается изобилием декораций, внимание зрителя притягивает живая и выразительная актерская игра. Стоит отметить световые решения спектакля. В критический момент изображения, проецирующиеся на стенах, становятся черно-белыми, обрекая истории на несчастливый финал.

Эпизоды первого акта объединяет общая трагическая нота. В рассказе «На полустанке» девушка (Полина Каленова) расстается с парнем (Даниил Толстых). Он, перебивая стук навсегда уходящего поезда, выкрикивает: «Слышь... Не приеду я больше! Слышь...». В новелле «Неоконченный холст» зазнавшийся художник Сергей Муранов (Иван Мишин) оставляет Веру (Елена Маркелова). В рассказе «Голубиная гибель» старики из-за бессмысленной жестокости теряют тех, кого любят. Заслуженная артистка России Людмила Корюшкина особенно тронула чутким исполнением роли Клавдии Никифоровны. 

Несколько выбивается из четкой структуры спектакля рассказ Юрия Домбровского «Арест», который расположен посередине двух зеркальных частей. И дело не только в том, что действие переносит зрителя из советского времени в девятнадцатый век, прямо в пекло декабристского восстания. В основу легла история из биографии Александра Грибоедова: во время службы на Кавказе, в штабе генерала Ермолова, писателя было приказано арестовать, однако его причастность к восстанию не была доказана. Здесь нет сокрушений по поводу невозможности счастья или веры в зыбкое будущее. Это история о людях, о взаимоотношениях, которые могут пройти даже испытания огнём. Во время действия пламя буквально охватило театр: бушевали страсти, горели записи Грибоедова, полыхали костры на стенах зрительного зала.



Следующий акт спектакля, напротив, благостный и жизнеутверждающий. Все истории заканчиваются прозрачной надеждой и верой в будущее, лишь возможное счастье. 
Таковым предстает «счастье» в новелле «Прошлогодний снег». Эта часть спектакля показалась особенно роковой. Взаимоотношения Веры (Нелли Шмелева) и Николая (Павел Гребенников) трагичны. Их случайная связь оборачивается большим чувством, которое, как наваждение прошлого, как прошлогодний снег, настигает героев в настоящем. Счастье Веры и Николая кажется невозможным, но в переломный момент изображение на фоне не становится черно-белым – герои остаются вместе в пустой комнате.


«Прошлогодний снег» плавно перетекает в рассказ «Свечечка». Он об амбивалентном чувстве родительской любви, его силе и одновременно боли. Тема отцов и детей раскрывается через случай из прошлого. Отец вспоминает, как однажды потерял сына в лесу. Народный артист России Дмитрий Ячевский точно передает страх, тревогу за сына и облегчение, счастье, когда мальчишка выбегает к папе из темноты. Свечечка метафорически становится символом света, надежды на будущее, воссоединения спустя годы. Любопытно, как на сцене воплощен рассказ Казакова. Это сильный монолог отца, обращенный к повзрослевшему сыну (Павел Степанов), который молчаливо слушает. Объятие – нежная и проникновенная точка в этой истории.

Спектакль носит название рассказа Юрия Трифонова «Прозрачное солнце осени». Два бывших товарища-спортсмена, сопровождающие своих подопечных, встречаются в аэропорту и вспоминают молодость. Герои осознают, насколько по-разному сложился их жизненный путь. Взгляды спортсменов ностальгически обращены в прошлое, но их ученики – носители веры в будущее, в то, что все в жизни еще успеет произойти.

Неслучайно в двух рассказах мы встречаем имя «Вера», которое отсылает не только к содержанию, но и к мысли о том, что вера в будущее должна быть сильна. Душевность, простота, подлинные чувства сплетены в единую линию жизни. Судьбы разных людей складываются в философскую притчу о счастье и несчастье, о любви и нелюбви, о вере и безверии. Это намекает на миссию театра. Как отметил Александр Коршунов, «“Сфера” – это статус веры».


Поделиться в социальных сетях: