«Любовь, которая исцеляет»

Премьера «Симон» в Театре Маяковского

 
В «Маяковке» поставили спектакль «Симон» по одноименному роману Наринэ Абгарян. Режиссером новой постановки стал Денис Хуснияров, петербургский режиссер, бывший главреж Камерной сцены Театра на Васильевском, новый худрук театра «СамАрт».

Спектакли Хусниярова сейчас идут по всей России: в Ижевске, в Челябинске, в Петербурге, — а в Москве идет его постановка «Дон Жуана» Мольера в НДТ. Театральные критики удостоили «Золотой Маски» его спектакль «Камень» — историю немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга о матери и дочери, рассказанную на фоне меняющихся эпох.

Роман «Симон» вышел в 2020 году и сразу стал бестселлером. Имя Наринэ Абгарян у большинства читателей ассоциируется с «Манюней» — наивной, трогательной автобиографической историей о взрослении советской школьницы. В романе «Симон», напротив, нет почти ничего, что связано с детством. Автор рассказывает историю жизни взрослого, состоявшегося человека — восьмидесятилетнего каменщика Симона, судьба которого становится источником для пересуд у жителей небольшого армянского поселка, но фокусируется автор не на жизненном пути каменщика, а на судьбе женщин, окружавших его.

Режиссер Денис Хуснияров рассказал журналистам, что для инсценировки нежной и сентиментальной, немного запутанной прозы Абгарян искали драматурга, который сможет написать выверенную и более структурированную пьесу — и автором инсценировки стала Ирина Васьковская.

Место действия — солнечная Армения, небольшой городок Берд. Здесь живут блаженная Вардануш, аристократичная Сильвия, хозяйственная Элиза, домовитая Меланья, влюбчивая Софья и, конечно же, Симон — каменщик, который по-разному любил всех этих женщин. В спектакле Симону возвращают не только утраченную молодость (герой Алексея Дякина никак не тянет на 79 лет, обозначенные в романе), но и звание главного героя — на сцене исследуют те встречи, которые становятся для него знаменательными. О том, что происходит с четырьмя женщинами после расставания, рассказывают вскользь. Присутствие Симона формирует мир других персонажей.

Антураж замкнутого деревенского мира, в котором все про всех всё знают, создают за счет декораций. Художник Семен Пастух подобрал для армянского города очень точную фактуру — обработанные доски, прилегая друг к другу, образуют щели, через которые пробивается солнечный свет. В «коробке», напоминающей стены деревенской избы, находятся окошки и дверцы, через которые герои наблюдают за происходящим на сцене.

Поначалу спектакль кажется бесхитростным и легким: народные армянские мелодии (композитор Василий Тонковидов) перемежаются легкими философскими разговорами о природе любви, шуточными ссорами через распахнутое оконце, зажигательными танцами (хореограф Павел Самохвалов), обсуждениями поверхностных бытовых переживаний и, конечно же, сплетен о местном Дон Жуане и его «жертвах». Сознательно уходя в первом акте от линейной постановки романа, команда спектакля сплетает из сцен легенду о «вечном страннике любви» Симоне, который проживает свою жизнь в беззаботной легкости и следует единственной жизненной философии: «Расставаться нужно так, чтобы баба, встретившись с тобой на улице, не прожгла плевком!»

Внезапная смерть Симона превращает эту демонстрацию прелестей местячкового уклада в диалог о жизни в глубинке со всеми ее проблемами. Тяжелое событие моментально разрушает атмосферу солнечного города. Диалоги о простоте жизни сменяются откровенными монологами об усопшем — и в них проявляется уже совсем другая жизнь, та самая, о которой принято говорить только за закрытыми дверьми.

В этой теневой, сокрытой от посторонних глаз стороне жизни, у каждых из героинь скрывается своя трагедия. Меланья (Александра Ровенских) справедливо упрекает мужа в бесконечных изменах. Боль Вдовой Сильвии (Дарья Повереннова) — это потерянная дочь, предательство мужа и физический недуг, о котором в маленьком городке не говорят вслух. Элиза (Зоя Кайдановская) рассказывает о том, как строить семью, если в ней тебя любят все, кроме мужа. У главной красавицы Берда Софии (Наталия Филиппова) не получается стать матерью, а Сусанна (Юлия Силаева) выходит замуж за нелюбимого из-за роковой случайности... Монологи героинь, которые обретают слушательниц в лице друг друга, служат для них моментами истины.

В этих рассказах возникает образ совсем другого Симона. Невозможность пережить боль превращает жизнь женщин в круговую поруку, а рядовой каменщик, совершая свои «странствия вечной любви», возвращает своим женщинам чувство душевной целостности и помогает обрести долгожданный покой. Своей упрямой, неправильно с точки зрения морали любовью, которая всегда исходит исключительно от него, он собирает сломанные судьбы пяти женщин по частям, возвращая им возможность любить жизнь и самих себя. Ведь Симон, по словам автора романа, обладает тем «редким утешительным качеством, свойственным только детям и старцам: в его присутствии отступают призраки прошлого, и порой достаточно одного его прикосновения, чтобы успокоилось сердце и развеялась тревога».

Жизнь женщин оберегает и Вардануш (Елена Мольченко) — городская юродивая, которая обладает редким даром оказываться рядом в трудную секунду и излечивать душевную боль прикосновением искренней человеческой нежности. Рассказы женщин звучат, как фрагменты «лебединой песни» самого Симона — и по задумке режиссера, ее финальный куплет слышит и понимает только блаженная Вардануш.

У Дениса Хусниярова получается очень трогательный и жизнеутверждающий спектакль о людях, у каждого из которых — своя «война». Роман Наринэ Абгарян, в котором воспоминания о Симоне накатывают на героинь асинхронными волнами, роман, так похожий на притчу, на сцене «Маяковки» превращается в старинную народную хоровую песнь, которую исполняют, чтобы на душе стало легче.


Поделиться в социальных сетях: