Марк Розовский: «Смеются над Дон Кихотом лишь тупицы и мерзавцы!»

 
Март  и апрель – для театра «У Никитских ворот» были богаты на торжества. 27 марта театру исполнился сорок один год, а 3 апреля – день рождения отмечал художественный руководитель театра, народный артист России МАРК РОЗОВСКИЙ.  «Театрал» не мог обойти эти два события и побеседовал с мэтром, которого давно пора занести в книгу рекордов по числу постановок, где он является не только режиссером, но и автором пьес, а также поэтом и композитором. 

Марк Григорьевич, 27 марта театру «У Никитских ворот» исполнился 41 год, что удалось, а что не случилось за эти годы?
– В нашем театре поставлено за эти годы около двухсот спектаклей, некоторые из которых идут с  успехом по сей день, то есть по двадцать-тридцать и даже сорок сезонов подряд. Удалось сколотить мощную труппу, создать и сохранить студийность, как первооснову творчества, построить новый успешный московский театр – дело моей жизни. А что «не случилось» – так это достойного финансирования, ибо существует, мне кажется, дурацкий закон, по которому государство осуществляет поддержку муниципального театра, исходя из вместимости зрительного зала… У нас прекрасный зал всего на 198 мест, и это обрекает нас на самое низкое обеспечение. Да, мы изредка получаем «гранты», но денег на стабильную жизнь катастрофически  не хватает. И это при том, что настоящего закона о меценатстве, столь необходимого людям культуры в нашей стране, как не было, так и нет. Простите за откровенность.

В этом сезоне у вас было несколько громких премьер: «Дон Кихот» по роману Булгакова, «Лента поэзии. Бродский» и «Голос отца» по Платонову, почему выбор премьер столь  разнопланов?
– Потому что классика, наверно, велика прежде всего своей философичностью, человечностью и… разноплановостью.

Давайте по порядку, вы выбрали для постановки пьесу Михаила Булгакова «Дон Кихот», хотя для театрального действа это довольно рискованный выбор, автор сузил круг действующих лиц,  да и к тому же его пьеса  была в свое время плохо принята критиками и зрителями…  Что заставило вас пойти на осознанный риск?
– Пьеса по «Дон Кихоту», как известно, была написана в 1938 году. О какой «критике» во времена сталинщины могла идти речь?! Писать про Дон Кихота в те годы было вообще булгаковским подвигом. Эту пьесу надо, я уверен, вернуть в наше театральное сознание, она актуальна всегда, в любые, даже самые темные времена, без всякой специальной актуализации.

Основой донкихотства у Булгакова явился  факт, что имя героя Сервантеса стало, по свидетельству Тургенева, «смешным прозвищем в устах русских мужиков», а  вашем спектакле  Дон Кихот какой?

– Он – герой, бесстрашный и бескорыстный. Он тот, кто отдает жизнь свою за ради торжества справедливости и правды. Смеются над  Дон Кихотом лишь тупицы и мерзавцы. Думающие люди на Руси наперекор тургеневским «мужикам», не умевшим читать, Дон Кихотом восхищались.
У вас не было соблазна «осовременить» Дон Кихота,  переселив его в Москву 2024 года?
– Ни в коем случае, я же говорю, в этом нет никакой нужды. Любое «осовременивание» ведет к безвкусице и шарлатанству. В «Дон Кихоте» нет «фиг в кармане», а есть глобальное неприятие мирового зла.

Кстати, в инсценировке Булгакова отсутствует амбивалентность сервантесовского персонажа,  а вы обычно  подобные «секреты»  заложенные автором не пропускаете,  почему вы  тоже от  этого отказались ?
– Амбивалентность есть двойственность, расщепление, а Дон Кихот абсолютно гармоничен. Он подобен самому Христу, хотя со стороны порой выглядит безумцем. Но это его лучезарное безумие, так сказать, уравновешивается обаятельным благоразумием Санчо Пансы – отсюда главный трагикомический эффект, который можно назвать гениально найденным еще Сервантесом «единством противоположностей». Эти два персонажа взаимоискрят, их нельзя воспринимать в отрыве друг от друга. Только в образном монолите.

Давайте перейдем к классику «перекличек и противоположностей» Бродскому. Слушая его стихи, приходят на ум картины  вечеров в Политехническом музее, на котором свои стихи читали  Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, а вот Бродского среди них не было.  Почему, сейчас, в 2024 году он актуален и современен?
– Опять вы про пресловутую «актуальность»… Поймите, Поэт масштаба Бродского живет скорее в вечности, чем в сегодняшнем дне. Так называемый «сегодняшний день» взывает к боли и интеллектуальным терзаниям; несовершенства реальной жизни переживаются Поэтом как трагедия собственного несчастливого существования. Поэт свободен и счастлив только, когда он творит честно, только в момент писания нового стихотворения, сходного со священнодействием. Так было у Пушкина, Ахматовой, у всех языкотворцев… Бродский – не исключение. Ему самому нравилось цитировать Мрожека: «Я – не говорящий писатель, я писатель пишущий».

В наше время люди хотят больше развлекаться, меньше думать…   Я знаю, что в репертуаре вашего театра достаточно много веселых мюзиклов, типа «Трех мушкетеров», «Пляшущих человечков» и других спектаклей позитивной коннотации.  И все же ваш выбор недавно пал на пьесу  Платонова, почему  именно этот автор?
– Между прочим, тот же Бродский, как известно, преклонялся перед Платоновым, случайно ли? Текст Платонова – это эпос, это фрески, художник которых патетичен, как пророк, и правдив, как музыка. Ощущение планетарности, возвышенности этой правды, разлитой в каждой человеческой душе,  движет Платоновым, когда он разрабатывает  психологию своих героев. Для Платонова все живое, весь мир одухотворен – травы, камни, твари, люди…

Это своеобразный поэтический пантеизм, при котором человеческим мерилом испытывается весь макромир звучащий и зрелищный, то есть театральный.  Если смешать Тютчева со Львом Толстым, то, может быть, получилось бы нечто близкое к стилю Андрея Платонова.

– Вы первый из советских режиссеров, решившихся на театральный эксперимент – Платонов на сцене. Сатирическая повесть «Город Градов» в 1996 году была вами поставлена в  знаменитой студии  МГУ «Наш дом». В 2024 ваш выбор пал на «Голос отца», почему?
– «Голос отца» говорит об опасности разрушения  памяти и связи с предками, с теми, кто создавал новый мир. Платонов предупреждает нас о потере сокровенного – единства живых и мертвых, об одичании людей, ставших «манкуртами». Сегодня нужда в этой теме, мне кажется, обострилась…

 – Перейдем от грустного к более позитивным вещам, 3 апреля  у вас день рождения, что вам самому хочется себе пожелать, учитывая   столь солидную дату?
– Я себе говорю: «Не обращай внимания на цифры возраста. Что цифры? Только расписание репетиций и числа премьер должны тебя волновать в каждодневном служении Театру «У Никитских ворот» – и, может быть, проживаешь тогда чуть больше, чем тебе отпущено судьбой!»


Поделиться в социальных сетях: