Жанр: Драма
Автор: Михаил Булгаков
Режиссер: Янош Сас
Исполнители: А. Белый, Н. Швец, И. Хрипунов, Н. Чиндяйкин и др.
Сцена: Основная сцена
Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность: 3 ч. 20 мин. (1 антракт)
"Спектакль Яноша Саса лишен каких-либо специально акцентированных Булгаковым тем. Особенно это касается сталинских реалий, которыми хоть и в афористичной форме, но буквально пронизан роман. На сцене МХТ разыгрываются истории любви и предательства, истории взаимоотношения смертных с высшими силами зла. Но все это лишено привязки — равно к советской Москве эпохи социалистического строительства и к библейским временам. Действие будто происходит здесь и сейчас. Персонажи (в том числе и Иешуа — Игорь Хрипунов, и Понтий Пилат — Николай Чиндяйкин) одеты в современные костюмы. На мониторы, висящие над сценой, проецируется суета московских улиц. Главный образ спектакля, придуманный художником Николаем Симоновым, — это метро: безликие застекленные двери, урбанистические входы в никуда и выходы из ниоткуда. Голос объявляет не существующую в реальности станцию «Патриаршие пруды», и венгерскому режиссеру легко можно простить подобный вымысел. Над порталом светит алая буква «М» (знак Мастера? Маргариты? Мефистофеля?), которая к сцене бала у Сатаны переворачивается, превращаясь в зловещее “W”. Вглубь сцены уходят рельсы, по которым бредет, балансируя на тонкой грани, хрупкая Маргарита (Наташа Швец). Прямо на зал движется управляемый какими-то инфернальными силами вагон, временами это лишь остов вагона, населенный нежитью.
Сцены жгучей любви сменяются скорбными сценами психушки, весьма зрелищными картинами варьете и бала. Ушлый конферансье Жорж Бенгальский (Игорь Верник) общается с публикой, подсадные дамы толпой бегут из зала на сцену за новыми платьями, а в нижнем белье появляются уже только на экранах. Бал напоминает разудалое шоу, где Коровьев — Михаил Трухин и Гелла — Мария Зорина ведут себя как заправские шоумен и шоудива. Сам Воланд, слегка усталый и импозантный, напоминает очень успешного бизнесмена. В тот момент, когда он толкует о божественном равновесии добра и зла, на мониторах сменяют одна другую сцены современного военного и политического насилия. Там же возникают изможденное лицо распятого Иешуа и отрешенное — Маргариты, летящей в гости к Сатане.
Спектакль Яноша Саса, несмотря на свою продолжительность, смотрится динамично, насыщен образами, пусть не слишком для современной театральной практики оригинальными, но достаточно убедительными. А уж информации о событиях, происходящих в романе, в нем даже больше чем достаточно. Сложнее с темой высказывания, с его, что называется, сквозной авторской болью. Но, коль скоро режиссер адресовал свой спектакль в первую очередь тем, кто с книгой не знаком, такой счастливец вынесет из театра много нового".
Наталия Каминская, "Новые известия"
Сцены жгучей любви сменяются скорбными сценами психушки, весьма зрелищными картинами варьете и бала. Ушлый конферансье Жорж Бенгальский (Игорь Верник) общается с публикой, подсадные дамы толпой бегут из зала на сцену за новыми платьями, а в нижнем белье появляются уже только на экранах. Бал напоминает разудалое шоу, где Коровьев — Михаил Трухин и Гелла — Мария Зорина ведут себя как заправские шоумен и шоудива. Сам Воланд, слегка усталый и импозантный, напоминает очень успешного бизнесмена. В тот момент, когда он толкует о божественном равновесии добра и зла, на мониторах сменяют одна другую сцены современного военного и политического насилия. Там же возникают изможденное лицо распятого Иешуа и отрешенное — Маргариты, летящей в гости к Сатане.
Спектакль Яноша Саса, несмотря на свою продолжительность, смотрится динамично, насыщен образами, пусть не слишком для современной театральной практики оригинальными, но достаточно убедительными. А уж информации о событиях, происходящих в романе, в нем даже больше чем достаточно. Сложнее с темой высказывания, с его, что называется, сквозной авторской болью. Но, коль скоро режиссер адресовал свой спектакль в первую очередь тем, кто с книгой не знаком, такой счастливец вынесет из театра много нового".
Наталия Каминская, "Новые известия"
http://www.mxat.ru/performance/main-stage/master/