«А судьи кто?»

 

В позапрошлом номере зампредседателя СТД Геннадий Смирнов рассказал на страницах «Театрала» о предстоящих поправках в Трудовой кодекс РФ, которые коснутся судьбы артистов, работающих на бессрочных договорах. Напомним: теперь каждые пять лет этой категории артистов надлежит проходить комиссию, где будет решаться, востребован ли человек в репертуаре. Если востребованность равна нулю, то артиста благодаря этой «процедуре переизбрания на должность» могут уволить. Тема вызвала много откликов. Публикуем некоторые из них.

Анна Якунина, директор Хабаровского ТЮЗа:


– Я бы не назвала эту проблему самой острой в сегодняшнем театре. По крайней мере, в театрах нашего города. К сожалению, мы уже привыкли к тому, что пока вся история дойдет до реальных решений, большинство страстей поутихнет.

Учитывая, что с руководителями еще не заключены так называемые «эффективные контракты», слабо верится в то, что так быстро будут разработаны все необходимые нормативно-правовые документы, если еще сегодня нет поправок в Гражданском и Трудовом кодексах.

И, на мой взгляд, самый сложный момент – это критерии оценки деятельности артистов. Если документ, четко и ясно разъясняющий порядок «аттестации» не пройдет на федеральном уровне, мы утонем в судопроизводстве.

Также я не разделяю высказанного оптимизма по поводу того, что артист найдет себя в другом театре. Учитывая, что в нашем городе два драматических театра, куда должен отправиться артист? Тогда пострадавшей стороной, наверняка, будут артисты, которым далеко за…, при этом имеющие заслуги, звания и прочее. И то, что они будут протестовать всеми доступными способами, у меня не вызывает сомнений.

Сергей Казаков, худрук Пензенского областного драматического театра имени Луначарского:


– По-моему, переизбрание на творческие должности в России не может существовать категорически. Самое главное: «А судьи кто?» В провинции это все стопроцентно будет проходить по одной из двух схем: или всех поголовно будут переаттестовывать, чтобы не поднимать шума, или же – что самое страшное – начнется сведение счетов. Не понравился какой-то артист, выступил с критикой – и он не проходит переаттестацию. У нас уже есть опыт конца 80-х, когда это пробовали применить в первый раз. Я наблюдал своими глазами, как в одном из поволжских театров главный режиссер серьезно поругался с народным артистом. И народного артиста не переаттестовали! Оценка актерской профессии не должна превращаться в «судилище». В театре существует единственный критерий – творческий профессионализм.

Мне кажется, что эту проблему помогло бы решит введение контрактной системы. Скажу о нашем опыте. У нас в театре сейчас работают актеры и на срочных договорах, и на бессрочных. И вот, если, допустим, человек, работающий «в штате», по объективным причинам в течение сезона мало занят в репертуаре, то вполне может прийти трудовая инспекция и спросить: почему он не занят? В случае контракта этот вопрос отпадает – там, к примеру, прописано: «одна роль в сезон». Ну, или две. И всё!

Но в первую очередь контрактная система – это мощный стимулятор работы. Возникает – в хорошем смысле – конкуренция, актер мобилизуется. А это, естественно, очень важно для качества спектаклей в целом. Актеры, работающие на контракте, развиваются, они более управляемы в творческом плане. Перед окончанием контракта я каждого из них приглашаю к себе и говорю: ребята, вы не сделали то-то и то-то, вам нужно работать над тем-то и тем-то. И «срочники» знают, что если не станут работать над собой, то следующего разговора на эту тему может и не быть. И неслучайно большинство актеров-контрактников, которые недавно пришли в театр, сейчас активно заняты в репертуаре, с ними охотно работают режиссеры, они становятся популярны у зрителей.

«Театрал» готов предоставить слово всем заинтересованным сторонам. Присылайте письма на teatral@newnews.ru

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Читатели спасают «Школу современной пьесы»

    Как сообщал «Театрал», пожар, случившийся в «Школе современной пьесы» 3 ноября из-за короткого замыкания, уничтожил чердак и крышу, принес существенный ущерб интерьерам и сценическому оборудованию. В здании начался капитальный ремонт, который растянется, как минимум, до конца года. ...
  • «Мы не сторонники конфликтов»

    Я люблю Театр Станиславского, но в последние годы там творится что-то странное: меняются худруки, бесконечно перекраивается репертуарная политика. Недавно театр возглавил Борис Юхананов и объявил, что старые спектакли морально устарели, а потому новую афишу он будет формировать с нуля. ...
  • «А судьи кто?»

    В позапрошлом номере зампредседателя СТД Геннадий Смирнов рассказал на страницах «Театрала» о предстоящих поправках в Трудовой кодекс РФ, которые коснутся судьбы артистов, работающих на бессрочных договорах. Напомним: теперь каждые пять лет этой категории артистов надлежит проходить комиссию, где будет решаться, востребован ли человек в репертуаре. ...
  • Галочка за оптимизм

    Дзержинский районный суд Петербурга потребовал закрыть лабораторию «ON.Театр» на три месяца в связи с выявленными нарушениями пожарной безопасности. Впрочем, ранее руководитель театра Милена Авимская сообщила «Театралу», что «реальная причина» в том, что площадка по адресу: ул. ...
Читайте также