Гости нашей осени

Тенденция месяца: октябрь

 
Театральный октябрь дал мощный старт фестивально-гастрольному сезону, который будет иметь не менее мощное продолжение. В Москве и Санкт-Петербурге прошли форумы, которые давно уже входят в категорию наиболее значимых: «Территория», «Балтийский дом», «Соло», начался фестиваль «Сезон Станиславского». И пока столичные театры усиленно готовились к тому, чтобы поразить воображение публики шквалом собственных событийных премьер, зрители проходили иную подготовку – испытание на прочность «другим театром».

Тут, конечно, первенство удерживает фестиваль «Территория», представляющий театр авангардный, актуальный, часто не вербального, а синтетического свойства, с эпатажными фрагментами (которые, правда, в подобном качестве воспринимаются только у нас), а потому вызывающий острейшие дискуссии. Как, например, спектакль «Первая материя» греческого режиссера Димитриса Папаиоанну. Или немецкий «Rausch», словно бы использующий приемы намеренной потери контроля над той матрицей, в которую укладываются традиционные спектакли: пьеса, роли, костюмы, переживание и прочее. Впрочем, об этом фестивале «Театрал» уже рассказывал.

А вот на петербургском фестивале «Балтийский дом» нам пытались представить нас же самих, но с позиций современного европейского менталитета. Этот форум прошел под девизом «Русские!» и показал, как известнейшие европейские режиссеры видят сегодня и произведения хрестоматийной русской классики, и русского человека как такового. И это тоже спровоцировало немало дискуссий, которые затрагивали как творческие, так и ментальные проблемы. Причем критики, да и зрители не щадили никого, любое звездное режиссерское имя не выдавало изначальной индульгенции. И если спектакли Иво ван Хове («Русские») или Алвиса Херманиса («Обломов»), представившие современное видение произведений Чехова и Гончарова, были с легкостью приняты и поняты, то знаменитый Люк Персеваль многих разочаровал своей версией «Братьев Карамазовых» по Достоевскому.

Причем это вовсе не отменяет значимости российских показов произведений европейских мастеров режиссерского цеха. Просто наша публика в последние годы успела качественного измениться в своей начитанности и «насмотренности». И вполне способна обличить зерна от плевел, ведь от ошибок, простите за банальность, не застрахован никто, будь ты трижды мэтр. Или даже не от ошибок, но от рядовых неудач, которые тоже являются признаками живого театра. Впрочем, атавизмы неприятия всего нового и непривычного просто по определению тоже сохраняются. Бывает, что зрители скандируют «Позор!» и дружными рядами покидают театральные залы, но это тоже часть «образовательного процесса», который еще далеко не завершен.

Дискуссии вызвали и знаменитый Боб Уилсон, показавший на фестивале «Соло» моноспектакль «Последняя лента Крэппа», и легендарный актер Мартин Вуттке со своей режиссерской работой «Мнимый больной» на «Сезоне Станиславского», и «волшебник европейской сцены» Люк Бонди со «Счастливыми днями Аранхуэса» на том же форуме. Вуттке упрекали в некой архаичности и отсутствии мотивации к постановке этого спектакля, хотя там была проведена весьма любопытная, в духе времени, работа над текстом Мольера, да и актерское искусство оставалось на высоте. От Бонди же, видимо, ожидали большей действенности, с трудом воспринимая действие внутреннее, которое было выстроено весьма грамотно. Хотя фестиваль «Сезон Станиславского», у которого впереди еще немало событий, продемонстрировал иные вариации «другого театра», лишенные определенного радикализма и, вероятно, более близкие нашему традиционному восприятию.

А уж если отвлечься от гостей зарубежных, то стоит, конечно, отметить еще одно событие, которое случилось в Москве в октябре. Это большие гастроли петербургского Малого драматического театра – Театра Европы со спектаклями Льва Додина, устроенные «Золотой Маской». Событие, которое тоже не обошлось без дискуссионных моментов, связанных в основном с премьерами последнего сезона – «Коварство и любовь» и «Враг народа». Можно было сравнивать эти постановки с давними легендарными спектаклями «Додина», вроде «Бесов», которых еще раз показали в столице. А можно попытаться оценить эволюцию российского мэтра, которая, кстати, весьма органично вписывалась в изменившиеся обстоятельства нашего бытия. Лаконичность новых спектаклей Додина, их стройность и строгость, порой едва ли не доходящие до схематизма, стильность, переход от психологических подробностей к более обобщенным человеческим и актерским высказываниям.

Театральное пространство российских столиц давно уже разомкнуто, открыто и готово впитать в себя все, что происходит за его пределами. О пользе подобных тенденций вряд ли и говорить стоит. В том числе и для зрителей, которым эти гостевые программы, при всей их определенной дискуссионности, помогут адекватно оценить достижения российские.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Дом Радио представит сказку и программу-посвящение Стравинскому

    В первый месяц зимы петербургское пространство на Итальянской под руководством Теодора Курентзиса продолжит цикл концертов «Петербургский Союз композиторов в Доме Радио», а также представит остросюжетную сказку. ...
  • В театре Виктюка покажут премьеру «Царь-девица»

    10 и 16 декабря в театре Виктюка представят премьеру «Царь-девица» по поэме Марины Цветаевой. Режиссер постановки – Дмитрий Бозин.   «Взяв за основу старинную сказку, Цветаева создала удивительное пространство, где ветер говорит с морем и люди говорят с ветром и морем, где чувства людские равны стихиям. ...
  • В Москве отпразднуют 90-летие Родиона Щедрина

    16 декабря, в день 90-летия композитора Родиона Щедрина, в Зале Чайковского пройдет юбилейный концерт. На вечере представят основные жанры творчества Щедрина – концерт для фортепиано с оркестром, хоровая музыка, концерт для оркестра, балет. ...
  • Театр Пушкина продолжает «Пушкин LAB»

    8 декабря в музее Пушкина в Москве в рамках проекта «Пушкин LAB» представят моноспектакль «Евгений Онегин. 6 глава» Алексея Рахманова, артиста театра Пушкина. «Моноспектакль актера театра имени Пушкина Алексея Рахманова – это попытка смахнуть пыль времен со строк, знакомых всем нам со школой скамьи. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также