Физиология дури

«Красная птица» в театре «Практика»

 

Пьесу Павла Рассолько «Красная птица» поставил в московском театре «Практика» польский режиссер Войтек Урбаньский. Как считает художественный руководитель театра Иван Вырыпаев, «сочетание русской школы и польского художественного сознания – вот то, что является особенно привлекательным в этом спектакле».
В 40-е годы XIX века в русской литературе появилось целое направление бытописательских очерков, рассказывающих о «физиологии» тех или иных городов (скажем, «Физиология Петербурга» Некрасова) или разнообразных общественных слоев – обитателей «углов», городских шарманщиков, извозчиков и т.д. Мода пришла из Европы, прежде всего из Франции, где за десятилетия были написаны целые тома на тему – «Физиология Парижа», «Физиология лавочника», «Физиология рантье», «Физиология тюрьмы», «Физиология полиции и суда» и даже «Физиология зонтика». Не претендуя на художественность слога, на увлекательность сюжета, наконец, на какую-либо литературную занимательность, очеркисты ставили целью рассказать образованным и читающим классам о быте и нравах низших, необразованных слоев с позиций беспристрастного наблюдателя. Как писал Белинский, характеризуя писателя этого направления: «У него нет таланта чистого творчества... он не может создавать характеров, ставить их в такие отношения между собой, из которых образуются сами собой романы и повести. Он может изображать действительность, виденную или изученную им, или, если угодно, творить, но из готового, данного действительностью материала».

В начале века ХХI в нашем театре, опять же следуя за европейской модой, также возникло целое направление – «физиологических спектаклей», в которых ходящей в театр публике рассказывают о быте и нравах публики, к культурному театральному досугу не склонной. Речь идет о физиологии бомжей, наркоманов, опустившихся обитателях городских окраин, криминальных сообществ, молодых людей из неблагополучных семей, о физиологии различных групп радикальной молодежи, фашиков и антифы, люберов, гопников и т.д.

В новой постановке польского режиссера Войтека Урбаньского нам рассказывают историю молодежной компании, у которой хватало денег на пиво и не хватало на ресторан (оттуда приходилось сбегать, не заплатив), хватало на «травку» и не было на съемную хату, а посему баловаться наркотой приходилось во дворах и возле проезжей части…

Фото: Михаил Гутерман Драматург Павел Рассолько, как и положено по жанру, специально указал в программке, что «события, которые описывает автор в пьесе, были пережиты им в период с 2005 по 2008 год. Все герои – реальные люди и наши современники. Автор зафиксировал на бумаге их настоящие диалоги». Действительно, и события кажутся правдоподобными, и диалоги звучат как документальная расшифровка реальных голосов. Убедителен и сам музыкант Паша (творческий псевдоним – «Организм»), который пишет электронную музыку, и его новые знакомцы, хорошо разбирающиеся в дури. Вполне узнаваема школьница, привычно хамящая по телефону и обладающая словарем Эллочки-людоедки, и подросток Малой, страстно мечтающий приобщиться к радостям взрослой жизни. Наконец, и физиология дури, и ее действие на неподготовленные организмы обрисованы точно.

Актеры театра «Практика» достоверно показывают своих сверстников. Хотя задача перед ними стоит весьма скромная – убедительно произнести текст. Наклеенные пластырем на щеки микрофоны, которые в малюсеньком зале «Практики» для силы звука не очень нужны, однако придают всем голосам персонажей отдаляющий металлический призвук некачественной радиопередачи. Действие разворачивается на гигантских видеоэкранах с панорамами города, его автострад и скверов, двориков и ресторанов. На сцене актеры на переднем плане только обозначают действия – бег, поцелуи, дружеский ужин в ресторане…

Интерес к персонажам пьесы – чисто этнографический (одна из примет жанра – полное бесстрастие автора). Даже глупая гибель подростка Малого (Артур Мухамадияров), потерявшего голову от первого же приема наркотика, воспринимается не столько потрясением и трагедией, сколько еще одной подробностью, характеризующей среду («чо химия-то делает!»).

…Начавшиеся с газетных карикатур, «физиологичекие очерки» сумели подняться до высот романов Достоевского. Так что можно верить, что на смену «физиологическим пьесам» тоже придет Автор театра, который сумеет увидеть и расслышать, дофантазировать и воссоздать не только общую правду факта, но и стоящие за ней индивидуальные бездны.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • Театр на Юго-Западе начал сезон премьерой спектакля «Тиль»

    Театр на Юго-Западе открыл 44 театральный сезон премьерой – спектаклем по пьесе Григория Горина «Тиль», режиссер-постановщик Наталия Бухальцева.   Впервые пьеса Горина была поставлена в 1974 году на сцене «Ленкома» и стала началом возрождения театра под руководством Марка Захарова. ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
Читайте также