Должно ли искусство существовать вне политики? Иными словами, поддерживаете ли вы отказ целого ряда зарубежных деятелей культуры приезжать на гастроли в Россию?

Оксана Мысина:
– Окружающие страны воспринимают сейчас Россию, как агрессора. Через письма, заявления, отказы от фестивалей и гастролей нам дают понять, что мы – нарушители, мы не часть цивилизованного мира. Вот как надо понимать тот месседж, который нам отправляют, например, из Грузии и Литвы. Я не осуждаю моих коллег. Актеры из Литвы хотели бы приехать в Россию, я читала их письмо. Но они понимают, что в этой ситуации важнее передать свое отношение к действиям страны, обидевшей другую страну. Это их посыл – ценой отмененных гастролей достучаться до наших сердец. В том числе и тех людей, которые считают, что подобное поведение нашей страны – в прядке вещей.
Конечно, политика должна быть отделена от искусства, но в этой ситуации наши зарубежные коллеги поступили все-таки правильно. Фактически они использовали последний шанс выразить российским властям свое недовольство.
Ситуация такова, что еще в прошлом месяце мы жили в одной стране, а сейчас – в другой. И что произойдет еще через месяц, никто предсказать не в состоянии. Россия действовала методами, которые до сих пор ей не были присущи.
На волне спортивных побед наша страна позволила себе такой агрессивный выпад в отношении Украины!.. Олимпиада – символ того, что люди должны радоваться успехам друг друга. Это мирное соревнование, где все равны, все прекрасны и все любят друг друга. Но общий ажиотаж говорил о том, что даже здесь у нас была нарушена важная моральная установка. Все крутилось вокруг того, чтобы любой ценой завоевать побольше медалей: мы лучшие, мы круче всех, мы самые сильные, а все прочие – да кто они такие, мы и без них проживем!
И вот на этой волне был захвачен Крым. В действие был приведен закон джунглей и применен против тех, кто решил лишить власти человека, для которого такой же закон джунглей был приемлемым методом руководства страной.
Наши соотечественники с нежностью говорят про Крым, вспоминая детство и проведенные там с родителями каникулы. Конечно, все тогда было нежно и чудесно. Но это же не повод нарушать международные конвенции и ставить себя в противовес всему цивилизованному миру. Это очень опасно.
И страшно, если вспомнить, в каком положении оказалась наша страна после распада Советского союза, когда был голод, ничего не оставалось на полках, и наши европейские соседи, пошли нам навстречу, чтобы мы заново научились ходить, чтобы поняли, что такое рыночная экономика. Они насытили рынок, у нас появилось то, что мы сейчас имеем. Они закрывали глаза на многие наши ошибки, понимая, как нам трудно, поскольку мы вынуждены жить и мыслить по-другому.

Евгений Князев, ректор Театрального института им. Б. Щукина:
– Мне кажется, что политику и театр смешивать нельзя. Все эти демарши не делают чести тем, кто их предпринимает. Они ведь идут против здравого смысла. Только-только стали налаживаться российско-грузинские отношения, не пускать туда Сергея Безрукова, чтобы что-то доказать России, на мой взгляд, глупо и нелепо. Люди искусства призваны наводить мосты, а не взрывать их.
Если же говорить о политических и экономических санкциях, которые к нам пытаются применить, то они просто несправедливы. Я много работал на Украине, бывал там до самого последнего времени, когда обстановка в Киеве начала накаляться. Среди тех, кто выходил на Майдан, были люди, которых я хорошо знаю. И они говорили мне, что затевалось все вовсе не за тем, чтобы пришли к власти фашиствующие молодчики. Люди хотели, чтобы власть их услышала и поняла, что дальше так продолжаться не может. За 23 года существования страны под названием Украина эта власть не смогла ничего сделать для того, чтобы простые люди жили достойно, чтобы могли кормить свои семьи, не бояться за будущее детей. Это была проблема украинской власти, и Россия тут совершенно ни при чем. Да, ее нужно было сменить, но, как говорили мне мои украинские друзья, они рассчитывали на нормальный цивилизованный ход событий.
Можно только сожалеть, что их надежды не оправдались. Хотя, возможно, они и не могли оправдаться, если у власти стояли люди, которые даже между собой выясняли отношения с помощью мордобоя, и не где-нибудь на площади, а в здании Верховной Рады. Я не помню ни одного репортажа с заседания Рады, чтобы там обошлось без скандала. Руководство Украины довело страну до кризиса, а теперь обвиняет Россию в агрессии только потому, что она сочла не вправе оставить без защиты людей, вся вина которых перед новой властью заключается в том, что они говорят на русском языке? Кто из тех, кто с таким жаром говорит о незаконности крымского референдума, дает себе труд подумать о том, что результаты голосования – это воля людей, которые сами решили, где и как они будут жить? Я горжусь, что Россия нашла в себе силы защитить свой южный форпост.