Камерный театр давно превратился в культурную визитную карточку Воронежа. Двадцать лет назад, в период развала и обнищания режиссер Михаил Бычков решил, что если массе сейчас не до искусства, то нужен маленький камерный зал для тех, кто без театра просто не мыслит существования. Расчет оказался правильным.
Пока вокруг пустовали и до сих пор пустуют гигантские пространства, построенные больше для показухи, чем для реального города, – небольшой зал Камерного театра всегда забит, и билеты можно купить только очень заранее. Все эти двадцать лет труппа ютится под крышей огромного ДК, и вот к юбилею город строит Камерному театру новое здание. Последней премьерой юбилейного сезона стал спектакль-вербатим «День города», рассказывающий о людях Воронежа.
Выбирая героев, создатели спектакля, похоже, намерено оставили в стороне воронежский истеблишмент (креативный класс, чиновников, бизнесменов), слово дали людям толпы – цыганке с ребенком, заводскому рабочему, учительнице, старшекласснице, библиотекарю, матери-одиночке… Двенадцать монологов-исповедей в исполнении двенадцати актеров Камерного театра Татьяны Бабенковой, Ярослава Борисова, Михаила Гостева, Людмилы Гуськовой, Яны Кузиной, Елены Лукиных, Владислава Моргунова, Андрея Новикова, Анастасии Новиковой, Юрия Овчинникова, Екатерины Савченко, Татьяны Сезоненко, Александра Тарасенко. Монологи перемежаются и подсвечиваются песнями, преимущественно тематическими: «Песня о Воронеже», «Гимн Воронежу», «Воронеж рулит», «Кольцовский сквер», «Это мой город», «Воронеж», «Ночной Воронеж», «Воронеж! Родина. Любовь».
Персонажей волнуют очень разные проблемы: любви и брака, разворованного и находящегося на грани закрытия завода, поиск своей ниши, нехватка денег и смысла жизни. Герои узнаваемы: девушка, закатывающая глаза и взвизгивающая при упоминании модных тусовочных мест, пенсионерка, вспоминающая военный Воронеж, симпатичный мужик, у которого, ну, совсем нет проблем с дамами, только жить с ними подолгу рядом, – как-то не получается, пенсионер-орденоносец, который никак не может пробиться через круговую поруку чиновников.
Режиссер отправил актеров общаться с земляками; потом вздыхал, что очень хотел в спектакле услышать монолог футбольного фаната, но интересного так и не отыскалось, зато появилась девушка с дворянскими корнями и рассказом о том, как сейчас живут в Воронеже наследники исторических фамилий. Диктофонные записи расшифровывали, складывали, монтировали, стараясь из мозаичных кусочков составить нечто целое – облик людей толпы, смотрящих салют в День города…
Театр не пытается расставлять оценки или делить своих героев на чистых и нечистых. В популярной позиции актер-адвокат или актер-прокурор исполнители «Дня города» заняли место где-то ровно посередине, и не пытаются ни разоблачать, ни приукрашивать. Над кем-то вздыхаешь (ну, что делать, если даже о первой любви девочка рассказывает словами из лексикона людоедки Эллочки). Кому-то сочувствуешь в его поисках родной души… За кого-то страшно, как за рано лишившуюся всех иллюзий девочку из старинного дворянского рода. Михаил Бычков расположил монологи, перемежая патетику – юмором, безысходность – надеждой. А закончил спектакль полетным монологом-кульминацией матери сына-инвалида, женщины, шесть лет назад потерявшей мужа, обитательницы квартиры в общежитии, построенном какими-то архитекторами-неумехами («чтоб им самим жить в своих постройках!»). Она рассказывает о вечной нехватке денег и о том, как ее сыну были нужны 80 тысяч на операцию («нам таких взять было неоткуда!»). И как после сюжета по телевизору деньги пришли – в воронежской же семье дети собрали на операцию матери, не успели, но по завещанию отдали нуждающимся. Рассказывает, что сын получает пособие по инвалидности, а вот пособие как потерявшему кормильца ему не дают – два пособия не положено! Почему-то мысль, что инвалид может остаться без отца в голову законодателям не приходит… А ходить и добиваться – «ну, стыдно же как-то!»… Она не жалуется, не завидует, ни на кого не злится, ничего не требует. Она жалеет, что слишком мало может дать людям: «У меня только оптимизм и есть. Им и делюсь. Хорошо хоть есть с кем делиться. Хуже, когда не с кем»...
В какую-то минуту понимаешь, что вот перед тобой та светлая душа, которая и на Страшном суде будет не жаловаться и обвинять, а защищать и подбадривать: «вокруг меня такие хорошие люди, спасибо им!»… Та самая праведница, ради которой щадят нашу землю небесные силы, и которая точно увидит не только салют над городом, но и небо в алмазах…
Выбирая героев, создатели спектакля, похоже, намерено оставили в стороне воронежский истеблишмент (креативный класс, чиновников, бизнесменов), слово дали людям толпы – цыганке с ребенком, заводскому рабочему, учительнице, старшекласснице, библиотекарю, матери-одиночке… Двенадцать монологов-исповедей в исполнении двенадцати актеров Камерного театра Татьяны Бабенковой, Ярослава Борисова, Михаила Гостева, Людмилы Гуськовой, Яны Кузиной, Елены Лукиных, Владислава Моргунова, Андрея Новикова, Анастасии Новиковой, Юрия Овчинникова, Екатерины Савченко, Татьяны Сезоненко, Александра Тарасенко. Монологи перемежаются и подсвечиваются песнями, преимущественно тематическими: «Песня о Воронеже», «Гимн Воронежу», «Воронеж рулит», «Кольцовский сквер», «Это мой город», «Воронеж», «Ночной Воронеж», «Воронеж! Родина. Любовь».
Персонажей волнуют очень разные проблемы: любви и брака, разворованного и находящегося на грани закрытия завода, поиск своей ниши, нехватка денег и смысла жизни. Герои узнаваемы: девушка, закатывающая глаза и взвизгивающая при упоминании модных тусовочных мест, пенсионерка, вспоминающая военный Воронеж, симпатичный мужик, у которого, ну, совсем нет проблем с дамами, только жить с ними подолгу рядом, – как-то не получается, пенсионер-орденоносец, который никак не может пробиться через круговую поруку чиновников.
Режиссер отправил актеров общаться с земляками; потом вздыхал, что очень хотел в спектакле услышать монолог футбольного фаната, но интересного так и не отыскалось, зато появилась девушка с дворянскими корнями и рассказом о том, как сейчас живут в Воронеже наследники исторических фамилий. Диктофонные записи расшифровывали, складывали, монтировали, стараясь из мозаичных кусочков составить нечто целое – облик людей толпы, смотрящих салют в День города…
Театр не пытается расставлять оценки или делить своих героев на чистых и нечистых. В популярной позиции актер-адвокат или актер-прокурор исполнители «Дня города» заняли место где-то ровно посередине, и не пытаются ни разоблачать, ни приукрашивать. Над кем-то вздыхаешь (ну, что делать, если даже о первой любви девочка рассказывает словами из лексикона людоедки Эллочки). Кому-то сочувствуешь в его поисках родной души… За кого-то страшно, как за рано лишившуюся всех иллюзий девочку из старинного дворянского рода. Михаил Бычков расположил монологи, перемежая патетику – юмором, безысходность – надеждой. А закончил спектакль полетным монологом-кульминацией матери сына-инвалида, женщины, шесть лет назад потерявшей мужа, обитательницы квартиры в общежитии, построенном какими-то архитекторами-неумехами («чтоб им самим жить в своих постройках!»). Она рассказывает о вечной нехватке денег и о том, как ее сыну были нужны 80 тысяч на операцию («нам таких взять было неоткуда!»). И как после сюжета по телевизору деньги пришли – в воронежской же семье дети собрали на операцию матери, не успели, но по завещанию отдали нуждающимся. Рассказывает, что сын получает пособие по инвалидности, а вот пособие как потерявшему кормильца ему не дают – два пособия не положено! Почему-то мысль, что инвалид может остаться без отца в голову законодателям не приходит… А ходить и добиваться – «ну, стыдно же как-то!»… Она не жалуется, не завидует, ни на кого не злится, ничего не требует. Она жалеет, что слишком мало может дать людям: «У меня только оптимизм и есть. Им и делюсь. Хорошо хоть есть с кем делиться. Хуже, когда не с кем»...
В какую-то минуту понимаешь, что вот перед тобой та светлая душа, которая и на Страшном суде будет не жаловаться и обвинять, а защищать и подбадривать: «вокруг меня такие хорошие люди, спасибо им!»… Та самая праведница, ради которой щадят нашу землю небесные силы, и которая точно увидит не только салют над городом, но и небо в алмазах…