Достоевский: испытание сценой и временем

ХVIII международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям писателя

 

В Великом Новгороде и Старой Руссе завершился очередной, 18-й уже фестиваль спектаклей по Достоевскому. Форум, который существует с 1992 года (первое время он проводился с периодичностью раз в два года), давно обрел и международный статус, и достаточную популярность среди зрителей и почитателей таланта величайшего русского писателя. И, быть может, одно из главных его значений состоит в том, что он за это время коренным образом изменил культурный облик совсем нетеатрального городка Старая Русса, где и театра-то нет, а заезжие антрепризные гастролеры редко радуют качеством своего «продукта».
Между тем этот старинный русский город, который в будущем году отпразднует свое тысячелетие, хранит множество культурных кодов. Здесь, как известно, несколько лет жила семья Достоевских, и именно в Старой Руссе, выведенной под названием Скотопригоньевска, писал Федор Михайлович своих «Братьев Карамазовых», имея перед глазами прототипы многих персонажей. Здесь же рождались страницы «Бесов» и других его произведений. В Старой Руссе бывали Вера Комиссаржевская и Анна Ахматова – манил знаменитый курорт с его водами и грязями. А сегодня часть спектаклей играется в Доме-музее Достоевского и это рождает как у артистов, так и у зрителей ощущения невероятные, потому что быть не подлинным в этих стенах, пространствах зал и комнат с их «тенями» просто невозможно.

Бывая на этом фестивале неоднократно, приходилось наблюдать, как год от года меняется, взрослеет, растет старорусский зритель. Когда-то, лет десять назад, публика еще не готова была к восприятию «новых форм» -- с новаторских спектаклей уходили, школьники шумно куролесили в зале ДК «Русич», где играется основная масса спектаклей. Сегодня все не так – публика выросла числом и уменьем, а в антрактах весьма любопытно бывает услышать очень точные, меткие и остроумные комментарии к тому, что происходит на сцене. Причем не только хвалебные, но и весьма критические. А учитывая то, что с серьезным театром рушане сталкиваются раз в год, именно на этом фестивале, его заслуги начинаешь ценить все больше. Да, конечно, уровень постановок бывает разным, но ведь и подходы к сложнейшей прозе писателя, который, как известно, для театра вообще ничего не писал, тоже очень непросты.
А еще у этого фестиваля, который организует Новгородский академический  театр драмы имени Достоевского при содействии Департамента культуры и туризма области и Администрации Старорусского муниципального района, есть одна интересная особенность, которая составляет его уникальность. Здесь на равных соревнуются профессиональные театры, студенческие мастерские и любительские коллективы. Причем порой случается так, что именно молодые любительские команды дают фору слегка одряхлевшим профессионалам. В этом году такую характеристику дать, конечно, нельзя. Но, тем не менее, камерный театр «Спичка» из Белгорода, руководимый Ксенией Ломакиной, представил весьма любопытное современное постижение одного из самых известных романов писателя – в спектакле «Искушение Идеологией Идиота». Там соединились пластика, театр теней, игра с предметами, световая партитура и замечательная моно-работа Екатерины Спиридоновой, показавшей князя Мышкина как неземное существо, синтезировавшее детское, мужское и женское начала. Студенческий же театр на сей раз представляла Театральная мастерская 202 из Санкт-Петербурга с постановкой «Кроткая» совсем юной Юлии Шишиной и актеров-студентов Егора Смуткина, Дарьи Алексеевой и Татьяны Воропаевой. Им удалось уловить вечное раздвоение персонажей Достоевского, особенно женских, и попытаться это визуализировать, поделив противоречивость натуры Кроткой между двумя актрисами.
Всего же в фестивале 2014 года участвовало восемь спектаклей из Петрозаводска, Воронежа, Брянска, Белгорода, Кинешмы и Санкт-Петербурга. Международный же статус форума весьма достойно поддержал театр Малый из польского Вроцлава, показавший свою версию «Преступления и наказания» в постановке Станислава Мельского. Европейские вариации на тему «русских страстей» всегда безмерно любопытны,  и подчас «большое видится на расстояньи». Но удивительно, как совсем молодые польские актеры, играя Раскольникова, Соню и Порфирия Петровича абсолютно в традициях нашего психологического театра, сумели убрать дистанцию между тем и нынешним временем, присвоить тексты и попытаться действительно пережить ситуации, в которой оказались их герои. Поэтому совершенно закономерным стало то, что молодой Адам Турчик увез во Вроцлав приз ла лучшую мужскую роль, а Станислав Мельский был признан лучшим режиссером. Хотя, конечно, нужно отметить ансамблевость спектакля, его абсолютно современное звучание и нерв, не переходящий в патриархальный «надрыв».
Еще одной весьма интересной и современной работой стал спектакль «Бедные люди» Воронежского театра юного зрителя, поставленный актером и режиссером Александром Сидоренко, который к тому же сыграл и Макара Девушкина. В основу спектакля была положена пьеса Валерия Семеновского по мотивам повести Достоевского, и уже в ней был намечен некий современный взгляд на персонажей и их истории. И режиссеру удалось соединить моменты традиционные, психологически обоснованные и прекрасно сыгранные, и комедиантское отстранение, воплотить которое выпало на долю актера Василия Маркова, виртуозно сыгравшего персонажа по имени Некто. Этот Некто – Марков давал остроумные комментарии, задавался недоуменными вопросами, привлекал в союзники Белинского и Гоголя, поминутно перевоплощаясь то в кухарку, то в соседа-литератора, то в жениха Вареньки, то в самого «медного всадника». Варенька же в исполнении Екатерины Пухначевой была сдержанна и темпераментна, скромна и отчаянна, прекрасно понимала, чьим созданием в лице писателя она является, и пыталась заглянуть в жизненное и театральное будущее своей героини. В результате именно Пухначевой досталась награда за лучшую женскую роль.

А иные спектакли, сделанные вроде бы с соблюдением временных условностей, все равно пытались соответствовать нынешним реалиям в своем звучании. Особенно тинейджерскому менталитету. Именно таким получилось еще одно «Преступление и наказание» режиссера Михаила Мамедова в Брянском ТЮЗе. Спектакль был поставлен и сыгран в жанре триллера-комикса, шумно, громко, со стремительно сменяющими друг друга сценами и молодым Раскольниковым на грани нервного срыва. Тут уж порой было не до понимания философии писателя и его героев -- успеть бы за два с небольшим часа сценического времени, торопясь и проглатывая слова и ситуации, сыграть все. Зрители же оценили если не глубину, то несомненный темперамент молодых и опытных актеров. А вот спектакль «Настасья Филипповна», поставленный Сергеем Стеблюком в Театре драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» из Петрозаводска, наоборот, был неспешен и подробен, с добавлением моментов мистических и условных. Ему выпала честь открыть этот фестиваль на сцене Новгородского театра имени Достоевского и задать определенный тон всему происходящему далее.

Кстати, нынешний директор Новгородского театра и руководитель фестиваля Всеволод Чубенко, когда-то сам неоднократно становился его участником, будучи актером Вологодского Камерного театра. И даже получал его самые престижные награды. Теперь ему приходится быть по ту сторону рампы, зато актерский опыт, вероятно, помогает в формировании фестивальной афиши. Как, впрочем, не оставляет и желание вновь самому поучаствовать в происходящем в актерской ипостаси. Обещают, что к следующему фестивалю Новгородский театр, в этом году не показавший своего спектакля, представит новую постановку. И очень хотелось бы, чтобы замечательный артист Чубенко в нем участвовал.

Гран-при ХVIII форума достался спектаклю «Достоевский. Монологи», представленному Романтическим театром Юрия Томошевского из Санкт-Петербурга. Это был театр слова, однако осуществленный с помощью очень качественных актерских работ Константина Сироткина, Виктории Зайцевой, Анны Некрасовой, Анны Михеевой, Александра Блинова и Татьяны Морозовой. Они представили тщательно отобранные и очень бережно выстроенные режиссером Юрием Томошевским монологи известных героев Достоевского – Неточки Незвановой, Настеньки из «Белых ночей», литератора из рассказа «Бобок» и других. И выразили общее уважение таланту писателя, его обнаженному нерву и умению в слове запечатлеть судьбу человека. Тем самым стали наиболее гармоничным аккордом фестиваля

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Александринка приедет с гастролями в Москву

    С 10 по 15 мая Александринский театр в честь 30-летия Центра имени Мейерхольда представит в Москве три спектакля Новой сцены.     10 мая на сцене ЦИМа покажут спектакль Андрея Калинина «Товарищ Кисляков», где размышления интеллигента о своем положении в ранней Стране Советов, его путь от Ипполита Григорьевича к товарищу Кислякову через компромиссы и соглашательство разворачиваются на фоне детального бытописания Москвы конца 1920-х, с ее новым укладом. ...
  • Сизиф на строительстве цементного завода

    Федор Гладков свой роман «Цемент» о восстановлении разрушенного в ходе гражданской войны цементного завода в Новороссийске писал по горячим следам. Действие происходило в 1920-21 годах. Роман вышел в 1925. Почти полвека спустя немецкий драматург, писатель, эссеист, работавший в то время в театре Berliner Ensemble Хайнер Мюллер написал по заказу театра на материале этого романа пьесу «Цемент». ...
  • Спектакль Чеченского театра с Кабо в главной роли покажут в Москве

    9 и 10 апреля в Театре им. Ермоловой проходят гастроли Чеченского государственного драматического театра. Спектакль «В горы за тобой» – о свободе и настоящей любви, преодолевшей ужасы войны и сталинские лагеря. Начинается эта история в 1943-м, в освобождённом от фашистов Харькове, где чеченский сапёр Юнус встречает русскую женщину. ...
  • В своем репертуаре

    Режиссерские лаборатории в малых городах России Театр наций проводит уже десятый год подряд. Однако на сей раз условия оказались  близкими к экстремальным.  Шахматная рассадка, перчатки, маски - всё это, конечно, еще весной стало приметами нашего времени. ...
Читайте также