В круге чтения

 

В Государственной думе в сентябре состоялись парламентские чтения на тему «О проекте Основ государственной культурной политики и Ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации».

Собрались лучшие умы, много было интересных выступлений. Наверное, они будут опубликованы и еще будут обсуждаться. Я же хочу сейчас предложить лишь свой небольшой комментарий по поводу высказывания руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова.

Сергей Александрович сообщил, что в Москве в настоящее время работает 700 библиотек. И у него есть информация о том, что в 2014 году ни в одну из библиотек не записался ни один человек. Он рассказал, что сам зашел в одну из библиотек Центрального округа и, кроме сотрудников, никого там не встретил. Склонен верить, что все так и было. Хотя уже на следующий день появилась информация, что активными пользователями библиотек в 2013 году были свыше 2,5 млн. человек. Тем не менее, я думаю, что Сергей Александрович прав в том, что в библиотеки нынче ходят меньше, кто-то покупает книги, кто-то читает их в интернете, а кто-то просто этим занятием себя не обременяет.

«И что делать? – спросил Капков собравшихся и продолжил: – Но если я закрою хоть одну библиотеку, то вы все, здесь сидящие, меня осудите».

И он прав: конечно, все, кто сидел в этом зале, и те, кого там в этот день не было, безусловно, осудят такие действия министра культуры Москвы. Ни одно учреждение культуры не должно быть закрыто. Это аксиома, не подлежащая сомнению. Даже если продвинутый менеджер докажет, что те деньги, которые расходуются на содержание библиотек, могут быть использованы более продуктивно, ну, например, на какую-нибудь театральную постановку. И даже в этом случае библиотеки надо сохранить, какой бы заманчивой ни показалась возможность поставить новый спектакль (или даже несколько) за счет сокращения финансирования библиотек. Сиюминутное решение проблемы таким способом не покроет будущих расходов, которые обязательно возникнут.

Приведу пример. С библиотекой СТД РФ этот вопрос мной изучен досконально. Уже более века при нашем Союзе работает Центральная научная библиотека. У нее богатейшие фонды, которые действительно являются культурным достоянием нашей страны. Я могу уверенно сказать, что практически все кандидатские и докторские диссертации по театру были написаны по материалам, которые хранятся в нашей библиотеке. Здесь потрясающий библиографический отдел, любой артист или режиссер может узнать про себя все, даже те факты творческой биографии, про которые он сам давно забыл. И надо признать, что раньше читальный зал был полон, в дни сессий сюда было не протолкнуться, здесь занимались студенты всех театральных институтов. К сожалению, сегодня они чаще набираются знаний, черпая их в интернете, и, может, именно поэтому так часто мы сталкиваемся с откровенным невежеством наших молодых артистов. Но это другая тема.

Конечно, библиотека опустела, и что? Закрывать? Даже в страшном сне такое не может привидеться. Возглавляет библиотеку уже не годы, а десятилетия Вячеслав Петрович Нечаев – ученый, человек энциклопедического образования. Да и весь штат – это высочайшие профессионалы, к которым можно обратиться по любому вопросу в области искусства театра. И я горжусь тем, что у Союза есть такая библиотека. Хотя проблем много: надо переводить фонды на цифру, это дорого и трудоемко. Надо повышать зарплаты сотрудникам. Не буду перечислять всего того, что нужно. Как бы ни было трудно, но делать надо. Искать новые формы работы? Безусловно, тоже надо. И мы это уже делаем. Недавно в читальном зале состоялся режиссерский показ современной пьесы, собралась молодежь. Мне сотрудники рассказывали, что молодые ребята были оглушены этой для них непривычной атмосферой, они признавались, что нигде так себя не ощущали. Мы, конечно, будем повторять этот опыт, может, возникнут еще идеи.

Но, как мне кажется, все-таки важно в первую очередь сохранить библиотеку как библиотеку в ее первоначальном важном значении. Тенденция превращать все и вся в культурные центры тоже опасна. Могут и должны быть театры, работающие как мультимедийные площадки, как культурные центры, но не обязательно все подряд, все-таки должны быть театры, сохраняющие свое первостепенное назначение и только.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Умер Андрей Мягков

    Актер Андрей Мягков умер в возрасте 82 лет, сообщила пресс-служба МХТ им. Чехова.  Прощание с Андреем Мягковым пройдет в МХТ им. Чехова 20 февраля. В 10. 00 начнется гражданская панихида в театре, после нее - отпевание в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Игорь Ясулович готовит моноспектакль «Последняя лента Крэппа»

    5 марта в МТЮЗе состоится премьера постановки Камы Гинкаса «Последняя лента Крэппа» по ранней пьесе одного из основоположников театра абсурда, лауреата Нобелевской премии Сэмюэла Беккета. Главную роль исполнит народный артист России Игорь Ясулович. ...
  • Искусственный интеллект впервые написал пьесу

    Первую пьесу, написанную искусственным интеллектом под руководством ученых Карлова университета, представили в Праге.      «Это своего рода футуристический «Маленький принц», – рассказывает Дэвид Кошняк, который руководил созданием сценария. ...
  • Аниме Хаяо Миядзаки перенесут на сцену

    Мультфильм японского режиссёра-аниматора Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками» ляжет в основу театральной постановки. Мировая премьера первой сценической адаптации картины состоится в Токио в следующем году. Сценаристом и режиссёром спектакля станет Джон Кэйрд, лауреат премии «Тони». ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
Читайте также