Жуть стала лучше, жуть стала веселее

В «Борисе Годунове» «Ленком» уловил интонацию нашего времени

 

При всей узнаваемости режиссерских приемов и ходов, такого сатирически жесткого спектакля у Богомолова еще не было. Пушкинскую конструкцию взаимодействия «судьбы человеческой» и «судьбы народной» режиссер разбирает по косточкам, наполняя каждую «косточку» злободневным содержимым. В вечном проступает временное, сиюминутное и актуальное. Страшно до жути и жутко смешно…
Характерных черт нашей эпохи в постановке предостаточно. Тут тебе и Марина Мнишек (Мария Миронова) с тугой косой вокруг головы, призывающая «убить побольше москалей и жидов», и проекции Сталина и Березовского, чьим «сыном» оказывается юный Курбский (Семен Шкаликов). И пресловутый одинокий кортеж в день инаугурации президента. И ток-шоу «У Познера в изгнании». И бесконечные гробы то ли с «русскими мальчиками», невинно убиенными на очередной войне, то ли с инакомыслящими, задушенными потихоньку. И пространство Ларисы Ломакиной с его холодными серыми стенами, мониторами и минимумом унифицированной мебели тоже явно «наше». И одеты все, понятное дело, не в боярские костюмы…

На первый взгляд, спектакль похож на злую пародию или капустник, в чем Богомолов большой мастер. Но сквозь эти бьющие в глаза приметы явно проступает вечное российское безвременье: коллизии «Бориса Годунова», увы, актуальны по нынешний день. Причем безвременье на самом-то деле страшнее любых конкретных, но преходящих проявлений.

Центральной фигурой всей этой отечественной безнадеги становится «Царевич, сын Годунова, одним лицом с убиенным Димитрием» в безмолвном, но таком выразительном исполнении юной Марии Фоминой. Не отрок, но девушка с иконописным ликом – капля страдания, чуть-чуть непонимания, но больше усталой, все наперед знающей отрешенности. На ней белая рубашка в запекшейся крови. В антракте зрители гадают: «Почему девушка?» И каждый сам находит ответ. Это ведь и «русская идея», и «русская душа», а, возможно, и сама Россия. А еще видится в ней вечное наше «светлое будущее» то заколотое, то застреленное, то изнасилованное, а потому так никогда и не воплотившееся в настоящее…

Чего в этом спектакле нет, так это знаменитого «народа». Вернее, его роль предлагается сыграть нам, зрителям, к которым то и дело обращаются персонажи. Начальные пушкинские саркастические зарисовки народных ожиданий Константин Богомолов заменяет весьма злыми ремарками, которые транслируются на мониторы многократно и довольно долго. Среди прочих титр: «Народ – тупое быдло». Это, конечно, момент провокационный, проверка на прочность пушкинских не слишком оптимистичных выводов. Народ в «Ленкоме» ерзает в креслах, оборачивается и переглядывается, но по-прежнему «безмолвствует». Пока наконец из середины зала не донесутся реплики «подсадного» актера. Впрочем, этот «оппозиционер» будет тут же застрелен царем, взошедшем на трон.

В диалог Пушкина с театром замечательно включаются актеры. И те, кто давно работает в команде Богомолова, и ленкомовские мастера во главе с Александром Збруевым, так иронично и страстно сыгравшим Годунова, что дух захватывало. Збруев сыграл азартную наглость вседозволенности, ощущение превосходства над окружением, сыграл жажду власти и страх ее потерять, попытки прозрения и финального не то чтобы смирения, но принятия происходящего. И даже слова о совести не были у него пустым звуком.

Отрепьев же Игоря Миркурбанова – партнер артисту и царю весьма достойный. Какой уж тут монастырь? Сегодняшний Отрепьев – демонический «каторжник», харизматичный «урка», не упустивший шанса схватить судьбу за хвост. Комедиант, жонглирующий интонациями и манерами, конечно же, неотразим, причем не только для Марины Мнишек – Мироновой, дамы весьма практичной и политически ангажированной, но и для прочих «поляков», плетущих «антироссийские» интриги.

А как не вспомнить Виктора Вержбицкого, сыгравшего обоих Пушкиных, эмигранта и оставшегося на родине. Набросив старомодное пальто с роскошным мехом, он порой кажется пришедшим и из другого времени и мира. Он один в двух лицах продолжает любимую режиссером тему «интеллигента в разломе эпох», заблудившегося, потерявшегося, продолжающего много говорить, но уже начинающего и действовать, желательно с выгодой.

Дебютный спектакль Константина Богомолова на ленкомовской сцене отнюдь не покоробил эстетику этого театра и его мэтра Марка Захарова. При этом вряд ли молодой амбициозный режиссер специально подбирался к этой эстетике. Нет, они просто совпали, и это заставляет ждать продолжения.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
Читайте также