Жуть стала лучше, жуть стала веселее

В «Борисе Годунове» «Ленком» уловил интонацию нашего времени

 

При всей узнаваемости режиссерских приемов и ходов, такого сатирически жесткого спектакля у Богомолова еще не было. Пушкинскую конструкцию взаимодействия «судьбы человеческой» и «судьбы народной» режиссер разбирает по косточкам, наполняя каждую «косточку» злободневным содержимым. В вечном проступает временное, сиюминутное и актуальное. Страшно до жути и жутко смешно…
Характерных черт нашей эпохи в постановке предостаточно. Тут тебе и Марина Мнишек (Мария Миронова) с тугой косой вокруг головы, призывающая «убить побольше москалей и жидов», и проекции Сталина и Березовского, чьим «сыном» оказывается юный Курбский (Семен Шкаликов). И пресловутый одинокий кортеж в день инаугурации президента. И ток-шоу «У Познера в изгнании». И бесконечные гробы то ли с «русскими мальчиками», невинно убиенными на очередной войне, то ли с инакомыслящими, задушенными потихоньку. И пространство Ларисы Ломакиной с его холодными серыми стенами, мониторами и минимумом унифицированной мебели тоже явно «наше». И одеты все, понятное дело, не в боярские костюмы…

На первый взгляд, спектакль похож на злую пародию или капустник, в чем Богомолов большой мастер. Но сквозь эти бьющие в глаза приметы явно проступает вечное российское безвременье: коллизии «Бориса Годунова», увы, актуальны по нынешний день. Причем безвременье на самом-то деле страшнее любых конкретных, но преходящих проявлений.

Центральной фигурой всей этой отечественной безнадеги становится «Царевич, сын Годунова, одним лицом с убиенным Димитрием» в безмолвном, но таком выразительном исполнении юной Марии Фоминой. Не отрок, но девушка с иконописным ликом – капля страдания, чуть-чуть непонимания, но больше усталой, все наперед знающей отрешенности. На ней белая рубашка в запекшейся крови. В антракте зрители гадают: «Почему девушка?» И каждый сам находит ответ. Это ведь и «русская идея», и «русская душа», а, возможно, и сама Россия. А еще видится в ней вечное наше «светлое будущее» то заколотое, то застреленное, то изнасилованное, а потому так никогда и не воплотившееся в настоящее…

Чего в этом спектакле нет, так это знаменитого «народа». Вернее, его роль предлагается сыграть нам, зрителям, к которым то и дело обращаются персонажи. Начальные пушкинские саркастические зарисовки народных ожиданий Константин Богомолов заменяет весьма злыми ремарками, которые транслируются на мониторы многократно и довольно долго. Среди прочих титр: «Народ – тупое быдло». Это, конечно, момент провокационный, проверка на прочность пушкинских не слишком оптимистичных выводов. Народ в «Ленкоме» ерзает в креслах, оборачивается и переглядывается, но по-прежнему «безмолвствует». Пока наконец из середины зала не донесутся реплики «подсадного» актера. Впрочем, этот «оппозиционер» будет тут же застрелен царем, взошедшем на трон.

В диалог Пушкина с театром замечательно включаются актеры. И те, кто давно работает в команде Богомолова, и ленкомовские мастера во главе с Александром Збруевым, так иронично и страстно сыгравшим Годунова, что дух захватывало. Збруев сыграл азартную наглость вседозволенности, ощущение превосходства над окружением, сыграл жажду власти и страх ее потерять, попытки прозрения и финального не то чтобы смирения, но принятия происходящего. И даже слова о совести не были у него пустым звуком.

Отрепьев же Игоря Миркурбанова – партнер артисту и царю весьма достойный. Какой уж тут монастырь? Сегодняшний Отрепьев – демонический «каторжник», харизматичный «урка», не упустивший шанса схватить судьбу за хвост. Комедиант, жонглирующий интонациями и манерами, конечно же, неотразим, причем не только для Марины Мнишек – Мироновой, дамы весьма практичной и политически ангажированной, но и для прочих «поляков», плетущих «антироссийские» интриги.

А как не вспомнить Виктора Вержбицкого, сыгравшего обоих Пушкиных, эмигранта и оставшегося на родине. Набросив старомодное пальто с роскошным мехом, он порой кажется пришедшим и из другого времени и мира. Он один в двух лицах продолжает любимую режиссером тему «интеллигента в разломе эпох», заблудившегося, потерявшегося, продолжающего много говорить, но уже начинающего и действовать, желательно с выгодой.

Дебютный спектакль Константина Богомолова на ленкомовской сцене отнюдь не покоробил эстетику этого театра и его мэтра Марка Захарова. При этом вряд ли молодой амбициозный режиссер специально подбирался к этой эстетике. Нет, они просто совпали, и это заставляет ждать продолжения.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Умер Андрей Мягков

    Актер Андрей Мягков умер в возрасте 82 лет, сообщила пресс-служба МХТ им. Чехова.  Прощание с Андреем Мягковым пройдет в МХТ им. Чехова 20 февраля. В 10. 00 начнется гражданская панихида в театре, после нее - отпевание в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Как остаться человеком, а не частью системы»

    Театр «Сатирикон» представил первую в 2021 году премьеру – спектакль «Близкие друзья» режиссера Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина. Спектакль рассказывает о трех друзьях из Германии, которых разлучила Вторая мировая война. ...
  • Последний герой: «Бэтмен против Брежнева»

    Что делал бы Бэтмен, будь он не американским миллиардером, а советским гражданином в эпоху застоя? В спектакле-фантасмагории Саши Денисовой это тишайший писатель-неудачник, очень осторожный, не конфликтный и исключительно порядочный человек. ...
  • Надувательская земля

    В пространстве «Сцены Под крышей» в рамках программы по работе с молодой режиссурой Театра Моссовета вышла премьера «Игроков» Гоголя в постановке Павла Пархоменко. Любопытно, что классическая комедия, уже 180 лет не сходящая со сцены, оказалась интересна и востребована, прежде всего, у молодежной аудитории. ...
  • Чацкий вернулся с митинга

    У каждой эпохи свой «Гамлет» и свое «Горе от ума». Удивительная пьеса Грибоедова уже 200 лет остается лакмусовой бумажкой общества: изменилось ли в нашем отечестве хоть что-нибудь иль нет? Раньше казалось, что да – изменилось, и речи Чацкого уже не трогали так сильно, и симпатии порой оказывались на стороне Фамусова, озабоченного не разрушением, но созиданием и сохранением – дома, семьи. ...
Читайте также