Победы и поражения

Что год ушедший нам оставил?

 

По традиции в декабре «Театрал» подводит некоторые итоги уходящего года. Возможно, переломного, поскольку изменившиеся финансовые, да и общественные условия, могут потребовать в дальнейшем определенной корректировки сценического движения. Но год 2014 еще сохранил творческую свободу, право на личностное театральное высказывание и не утратил зрительских ожиданий.
Тенденция 
Театральная «оптимизация» – безусловный тренд времени. Проще говоря, это означает слияние различных, подчас несопоставимых по масштабу и направлению деятельности, коллективов в некий сценический холдинг с единым административно-финансовым руководством, а порой и общей площадкой.
– По распоряжению Департамента культуры Москвы объединены Центр драматургии и режиссуры и театр «Шалом», которым была временно предоставлена площадка на Соколе.
– Объединена администраторская часть театров «А.Р.Т.О.», «Киноспектакль» и проекта «Открытая сцена».
– Четыре петербургских театра – Небольшой драматический Льва Эренбурга, театр Post Дмитрия Волкострелова и менее известные «Наш театр» и «Суббота», подведомственные городскому Комитету по культуре, объединены в холдинг под названием «Открытая сцена».
– Департамент культуры Москвы присоединил к «Москонцерту» театр «Варьете» Московского мюзик-холла, Театр миниатюр и Детский музыкально-драматический театр «А–Я»
– В Тюмени объединены пять учреждений культуры - филармония, драмтеатр, театр кукол, ДК «Нефтяник» и Тобольский драмтеатр в так называемое Тюменское концертно-театральное объединение (на фото - новый совет директоров объединения).


Возрождение
Весной была запущена программа «Большие гастроли. Театральное лето России 2014», инициированная Министерством культуры, для чего был создан Федеральный центр по поддержке гастрольной деятельности, который возглавила Евгения Шерменева.
В программе приняло участие больше двадцати театров. Гастроли состоялись в тридцати регионах России. Общее количество зрителей составило 77 тысяч человек.
В 2015 году программа продолжится, к участию в ней подключаются и музыкальные театры.

Рекорд
Самой народной Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»​ исполнилось семь лет. В этом году голосование зрителей побило все мыслимые рекорды: свои голоса отдали поклонники театра из 85-ти стран мира. В голосовании также приняло участие рекордное количество зрителей: 53 тысячи 753 человека. Таким образом Премия, которая в 2008 году зарождалась как московская, перешагнула планку международной. 

Реконструкции 
Несмотря на усиливающийся экономический кризис, целый ряд театров смогли в 2014 году завершить капитальный ремонт и реконструкцию.
- В БДТ им. Товстоногова не только прошла полноценная реставрация старинного здания, но и по настоянию худрука Андрея Могучего смонтирована сцена-трансформер.
- Свою основную сцену после многолетнего ремонта открыл БДТ им. Качалова в Казани. Все это время коллектив играл спектакли на малой сцене или в рамках долгих гастролей в других городах.
- В столичном Театре Маяковского открылась Сцена на Сретенке. Она обладает модернизированным залом-трансформером, который может принимать разные конфигурации и подстраиваться под самые прихотливые режиссерские запросы.
- Открылась малая сцена в московском Театре им. Ермоловой. Здесь планируются читки пьес, поэтические вечера, ночные показы, а также «ланч-театр», когда зрители смотрят спектакли сидя за ресторанными столиками.
- На протяжении нескольких лет Музыкальный театр в Нальчике был закрыт для публики, поскольку его оборудование, кровля и большой зал пришли в ветхость и требовали ремонта. Коллектив не работал. И только летом нынешнего года, после того как пустующее здание посетил глава республики Юрий Коков, дело сдвинулось с мертвой точки. В итоге, капитальный ремонт был сделан в рекордный срок - всего за три месяца.
- Камерный театр Воронежа двадцать лет существовал без собственного здания, но теперь в распоряжении коллектива, которым руководит Михаил Бычков, появилось новое здание в стиле лофт, два зрительных зала на 180 и 70 мест, театральное кафе, клуб, художественная галерея, просторные репетиционные, технологические и административные помещения. 

Политические скандалы
- Известному латышскому режиссеру Алвису Херманису (на фото) российские власти запретили въезд на территорию нашей страны. Вероятно, это своеобразный ответ на «санкции», когда летом этого года Латвия отказалась принять на своей территории трех российских граждан: Иосифа Кобзона, Олега Газманова и певицу Валерию.
Правда, весной Херманис и сам отказался от гастролей своего театра в Петербурге и от некоторых российских проектов, заявив, что делает это в знак протеста политики Путина.
 
- Вслед за Херманисом весной польский мэтр Кристиан Люпа прервал переговоры с тремя российскими театрами и отказался от намеченных визитов. А несколько дней спустя «Гоголь-центр» был вынужден отменить целый блок спектаклей «Медея»: латышская актриса Гуна Зариня в знак протеста «против ввода войск на терpиторию Украины и вмешательствa во внутренние дела суверенной страны» отказалась играть. «До встречи после войны!», – написала она администрации центра.
 
- Летом в Москве на полу туалета Киевского вокзала появились фотографии российских деятелей культуры, оформленные в традициях «Аллеи славы» Голливуда. Таким образом неизвестные про-правительственные активисты решили поспорить с Борисом Акуниным, Олегом Басилашвили, Дмитрием Быковым, Алексеем Кортневым, Андреем Макаревичем и другими деятелями культуры, высказывающимися против присоединения Крыма к России и против военных действий на юге Украины. Как выяснил «Театрал», самих деятелей культуры это не оскорбило: они готовы и впредь свободно высказывать свою точку зрения, целиком опираясь на свое конституционное право.
 
- Осенью на Украине запретили показ фильмов и сериалов с участием Михаила Пореченкова. Связано это с тем, что в Интернете появилась видеозапись, на которой Пореченков при посещении Донецка вместе с сепаратистами стреляет из крупнокалиберного автоматического оружия в сторону аэропорта, удерживаемого украинскими военными. Позже актер заявил, что стрелял в воздух. Несмотря на эти оправдания, украинские силовики начали расследование в отношении Пореченкова. СБУ и МВД Украины возбудили уголовные дела против актера, обвинив его в участии в незаконных вооруженных формированиях и в террористической деятельности. Поступок Пореченкова осудили в ОБСЕ, Союз журналистов России официально потребовал извинений от актера. Сейчас артисту запрещен въезд еще и в Латвию.


Долгожданная победа
Больше года продолжался судебный процесс по поводу хищений в Молодежном театре Алтая (Барнаул). Обвинение в хищении имущества с использованием служебного положения было предъявлено экс-директору театра Татьяне Козицыной, благодаря усилиям которой в свое время этот театр достиг своего расцвета (в театре прошла полномасштабная реконструкция, для артистов построили общежитие и выделили квартиры). По одной из статей УК Козицыной грозило до шести лет лишения свободы.
Как рассказал в интервью «Театралу» бывший главный режиссер Молодежного театра Дмитрий Егоров, реальная причина конфликта заключалась в том, что Козицына преследовала интересы театра и из-за этого испортила отношения с краевым Управлением по культуре и вышестоящими инстанциями. На защиту Козицыной поднялась театральная общественность России, а на фестивале «Ново-Сибирский транзит» в мае этого года она была удостоена премии «За честь и достоинство». В результате уголовное дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления.

Негатив 
Осенью Департамент имущества без объяснения причин расторгнул с Театром.doc договор аренды, что вызвало недоумение не только в российском, но и в мировом театральном сообществе. Письма в защиту театра подписали сотни деятелей культуры, включая Микки Рурка и Тома Стопарда. Как выяснилось, официальной причиной для расторжения договора стало якобы невыполнение технических требований по эксплуатации помещения, однако руководители театра - его директор Елена Гремина и худрук Михаил Угаров - убеждены, что дело носит политический характер, поскольку в репертуаре театра было множество постановок, "дающих критическую оценку событиям в обществе". Департамент имущества потребовал Театр.doc освободить помещение.


Горячие точки
- Достаточно скандальным оказалось 50-летие Театра на Таганке. Основатель легендарного коллектива Юрий Любимов отказался принять участие в празднованиях. Нового худрука у театра не было. В течение всего сезона подготовкой и проведением мероприятий, связанных с историей этого театра, занималась молодежная «Группа юбилейного года», подготовившая ряд интересных выставок, спектаклей и проектов. К сожалению, по завершении юбилейного сезона, все эти проекты канули в небытие, а здание театра закрылось на реконструкцию.
- Другой театр, который на протяжении последних лет был окружен бесчисленными конфликтами – Драматический театр им. Станиславского – под занавес года завершил длительную реконструкцию и в ноябре распахнул свои двери под новым названием «Электротеатр Станиславский». Коллективом руководит Борис Юхананов и на момент подписания «Театрала» в печать, новых конфликтов здесь пока не произошло.

Иностранцы в России
Несмотря на всевозможные санкции и отмену ряда международных культурных мероприятий, многие иностранные режиссеры продолжали свое сотрудничество с российскими театрами. Пальму первенства здесь держит музыкальный театр.
- В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко хореограф Джон Ноймайер выпустил балет «Татьяна», партию которой исполнила прима Мариинского театра Диана Вишнева.
- В Мариинском театра состоялась премьера оперы Прокофьева «Война и мир» в постановке Грэма Вика – худрука Бирмингемской оперы.
- Балет «Укрощение строптивой» на музыку Шостаковича специально для ГАБТа сочинил французский балетмейстер Жан-Кристоф Майо.
- Своей постановке в Михайловском театре хореограф Начо Дуато дал название «Белая тьма».
- Петер Штайн поставил оперу «Аида» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Он же сейчас завершает репетиции пушкинской трагедии «Борис Годунов» в московском театре Et cetera.
- Над новыми спектаклями Театра наций работают мастера мирового режиссерского цеха Роберт Уилсон и Люк Бонди.
 
 Законы
- В России принят закон «О меценатской деятельности», устанавливающий права и обязанности меценатов и получателей поддержки. Правда, пункты о том, какие преференции полагаются меценатам, в нем по-прежнему исключены.
- Куда большее волнение в театральной среде вызвал закон, запрещающий употребление мата на телевидении, в кино, театре, литературе и СМИ. В случае несоблюдения правил для нарушителей предусмотрены штрафы.

Александр ШИРВИНДТ:
- Запреты подогревают желания. Материться запретили, пить надо осторожно, курить нельзя. Я практически глухонемой, курящий под подушкой. А под подушкой трубку курить трудно. То есть обрезали все последние старческие перья.
На сцене мат можно отменить, но как ты запретишь его в среде автомобилистов или, скажем, военных. А что делать с наследием Пушкина, Белинского, Баркова, Алешковского, Есенина, Венички Ерофеева? Куда все это все деть? Законодатели ответа на этот вопрос так и не дали. Правда, насколько я понял, пока отменили только четыре понятия, а все остальное вроде бы можно. Будем материться тем, что осталось.


  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • Ежегодная квота на звание «народного артиста» увеличится

    31 мая на заседании Директорской ложи глава мероприятия и директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер заявил: звание народного артиста будет присуждаться 25 артистам вместо 5, как это было прежде.  Накануне Марк Варшавер встретился с первым заместителем руководителя Администрации президента РФ Сергеем Киреенко и «набрался наглости» спросить, почему за год звание «народного» дают только 5 артистам. ...
  • Юрий Кравец: «Мы все имеем право на ошибку»

    Где бы ни работал Юрий КРАВЕЦ (будь то Министерство культуры Саратовской области, МХТ им. Чехова или театральный колледж), он никогда не прекращал своей творческой деятельности. И сегодня, являясь директором театра Et Cetera под руководством Александра Калягина, он продолжает играть в спектаклях Московского Художественного театра. ...
  • Лариса Луппиан: «Мы не хотим людям морочить голову»

    Прошло почти два года с того момента, как в 2019 году художественным руководителем Театра им. Ленсовета была назначена народная артистка РФ Лариса ЛУППИАН. В интервью «Театралу» она рассказала о том, какие изменения произошли за это время и какие новые тенденции возникли в репертуарной политике одного из самых известных театров Санкт-Петербурга. ...
Читайте также