Пятёрка премьер нового сезона

Еженедельный обзор «Звезды Театрала»

 

Зрительская премия «Звезда Театрала»-2015 собирает ваши предложения по лонг-листу и запускает еженедельный обзор премьер нового сезона, которые стоит взять на заметку. Следите вместе с нами за главными театральными событиями и номинируйте те, что, на ваш взгляд, не должны остаться без награды.
«Посвящается Ялте», театр «Современник»

Для своего режиссерского дебюта Артур Смольянинов выбрал поэму Бродского «Посвящается Ялте» и соединил белый стих с «нерифмованной» музыкой Шнитке. Первая соната для виолончели и фортепиано – диссонансная, нервная – стала полноправным участником спектакля. Она где-то спорит, где-то соглашается с актерами, «договаривает» все то, что не проявили интонации, паузы – и руки. Они, как и сигарета, выпускающая беспокойную струйку дыма, говорят о главном, пусть и в гомеопатических дозах. Все подозреваемые в убийстве – а показания дают Наталья Ушакова, Евгения Брик и сам Смольянинов – поочередно возникают в луче прожектора и рассказывают свою версию событий. И все дымят. 

Три одиноких стула и одна табуретка, три свидетеля и один мальчишка – стоит, руки в брюки, виновато опущенный взгляд. От театрализации Смольянинов постарался максимально уйти и сделал стильную, лаконичную постановку про то, что наша жизнь хоть и проще, чем мы думаем, но логикой никак не хочет проверяться. Расследование в «Ялте» отрицает причинно-следственные связи и приводит к одному простому выводу – преступление, как само присутствие человека в этом мире, чистая случайность. Следователь «за кадром» начинает подгонять задачу под ответ, а потом вдруг понимает, «что преступник – вовсе не преступник», «что следствие – лишь форма ожидания». И если отмотать назад, то выясняется, что все случилось из-за сигареты – вопреки всем призрачным фактам, которые, как известно, не существуют без интерпретаций. 

«19.14», МХТ им. Чехова

Спектакль о Первой, точнее – вечной мировой 22-летний Александр Молочников сделал в жанре кабаре, рассадив публику за столиками перед сценой и ровно в 19.14 выпустив конферансье, пародию на резидента standup-шоу, который шутит, задирает, развлекает – и комментирует события 1914-го. По чистой случайности Принцип пульнул в живот эрцгерцогу – и понеслось… Со свойственной жанру легкостью, несерьезностью – на контрасте с серьезной темой и стопроцентным попаданием в нерв времени. С условностью враждующих сторон.

Немцы с их ура-патриотическими бредом и расслабленные французы, уверенные в том, что политики договорятся. Уклонист Ганс и доброволец Жан. Один попадает под мобилизацию и прессинг патриота-отца, который выпроваживает на фронт, шантажируя самоубийством. Другой, как в отпуск, отправляется на войну с оружием «нового поколения» и наивно полагает, что уже через неделю вернется. Но Первая мировая растянулась на долгих четыре года. Одни засели в окопах c крысами и вшами, а другие, всего-то в ста километрах от ада, продолжали есть фуа-гра и ощущать подъем своих патриотических чувств. Это соседство «войны» и «мира» повторяется в самом устройстве кабаре – со столиками, абажурами, живой музыкой и трепом конферансье. «Они там умирают, а мы здесь можем вкусно поесть!», – заявляет он, небрежно обращаясь к зрителям и присаживаясь рядом.

Шоумен в красном, вертлявый, как бес, не просто насмешничает и встревает во все гротесковые сценки – от муштры и учебных построений до первых газовых атак – он заправляет процессом. И со Смертью, кажется, заодно. Людей с передовой они выдергивают без разбора: этого берем – этого не берем. Шинелька (читай – душа) отлетает вверх, солдатик в исподнем прыгает вниз, в пустоту (читай – могилу) между досками. И как это могло случится? Молочников показывает «как» буквально на пальцах, меняя тон от легкомысленной иронии вначале до абсолютной истерики в конце, от безопасной дистанции, с которой условные французы и немцы смотрели на Первую мировую, до страшной близости Второй. «А дальше такое, что вам и не снилось…», – финальный зонг Жан (Артем Быстров) и конферансье (Артем Волобуев) поют совсем по-брехтовски, всерьез. Повторяют куплеты, до предела разгоняясь – и никак не могут остановиться, потому что обоим, да в общем, каждому сейчас понятно: ни первый, ни второй круг ада, пройденный в XX веке, не гарантируют, что в XXI «мир-мир-мир» не вырулит на третий.  
«Безумный день, или Женитьба Фигаро», Театр Вахтангова

Карнавальная стихия Бомарше стала для Владимира Мирзоева поводом сделать спектакль о безумии общества и столкновении нового сознания с феодальной архаикой. Граф Альмавива, у которого есть высокий статус, богатство, но отсутствуют элементарные представления об этике – примитивный деспот, уверенный, что он в своем праве, что он здесь власть. Но безумно устаревшая модель армейская иерархия, где вообще не существует горизонтальных связей, где они активно отрицаются и представляются опасными – Альмавиву подводит.  

В выборе актера на главную роль Мирзоев, как всегда, оказался не оригинален: играет графа Максим Суханов, который давно стал «козырной картой» режиссера. В «Безумном дне» он создает образ «пещерного человека», сознание которого собрано из примитивных, грубых материалов. Как племенной вождь с африканскими узорами на майке, оберегом на шее и руками по локоть в крови, он копается в туше убитого оленя и привычными движениями выбрасывает кишки. Но нельзя не признать, что при всех звериных повадках граф – все-таки обаятельный тип. Избалованный вниманием и капризный. С надутыми губками, как у ребенка, и прищуром старого лиса. Фигаро (в трех составах) на его фоне совершенно теряется и никакой находчивости не проявляет, никак произволу «местной власти» не противостоит. Вообще без приставки «Женитьба Фигаро» вахтанговский «Безумный день» мог бы легко обойтись, как и без самого Фигаро. Если у Бомарше он – самый «прогрессивный», как сейчас бы сказали, свободно мыслящий представитель народа, то у Мирзоева – среднестатистический: слишком много необработанных мыслей и слишком мало понимания текущего момента.
«Декалог», Сцена на Сретенке   

«Бродилка в десяти заповедях» охватила все пространство Сцены на Сретенке и удачно совместила два формата – новый «театр-променад» и старый «вербатим». Работа над «Декалогом» началась с того, что актеры отправились исследовать район, чтобы сделать спектакль об идентичности места, об уходящей или уже ушедшей Москве, и допрашивали местных. Из прохожих «выбивали признание» в нехорошем поступке – и все частные истории свелись к нарушению одной из десяти заповедей. К тому же выяснилось, что злостные нарушители запретов – «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» – на карте Сретенки были локализованы: в одном квартале сосредоточились публичные дома, где начинал врачебную практику Чехов, в другом – воровские малины, в третьем – расстрельные тюрьмы. Здесь до сих пор есть здания без номеров, с закрашенными окнами, где каждый день десятками убивали «политически неблагонадежных». И все это – по соседству со Сретенским монастырем.

В «Декалоге» многое существует на стыке: документальные свидетельства и фантазии, современная фактура и история, которая вдруг догоняет и напоминает о себе почти в каждом сретенском переулке – Костяном, Пушкаревом, Даевом… Почти в каждом эпизоде происходит перекличка прошлого с современным, смазанным представлением о заповедях. Не то чтобы они подлежат пересмотру с поправкой на наше время, но где-то более легкомысленное, где-то более эгоистичное, где-то более утилитарное отношение ко многим вещам наблюдается. «Нравственные ловушки» драматург Саша Денисова и режиссер Никита Кобелев заложили на всех пунктах маршрута. Хотя ни грамма назидательности в спектакле нет. Он, скорее, «искрит» при скрещении удаленных друг от друга времен, в том числе юмором и очень точными актерскими работами.
Фото: Сергей Петров «Однорукий из Спокана», театр «Сатирикон»

Эксцентрики, как и абсурда, в третьем спектакле Константина Райкина по Мартину МакДонаху не занимать. Пьесы ирландца, ставшего в России своим, это всегда гремучая смесь триллера, черной комедии и кошмара, который превращается в аттракцион. В «Одноруком из Спокана» жанровый коктейль дополняется детективной интригой – главный герой, Кармайкл, с маниакальной настойчивостью ищет свою руку, потерянную при загадочных обстоятельствах 27 лет назад. В дорожном чемодане он возит целую коллекцию отрезанных конечностей. Откуда они берутся, неясно. Впрочем, прояснить нужно другой вопрос – зачем человек упорно пытается вернуть себе то, чем уже никогда не сможет воспользоваться?

Денис Суханов – c гангстерской щетиной, в черной шляпе и длинном плаще, напоминающем сутану – играет Кармайкла и как героя американского «комикс-фильма», и как религиозного фанатика, преданного своей миссии. Из отсутствующей кисти он сделал себе культ и служит своей фантомной боли, рассказывает о ней монотонно, нараспев, как пономарь на литургии. В «сольных номерах» однорукого монстра можно расслышать экзистенциальную тоску по собственной утраченной «целостности», а вот в криках его заложников – панические атаки.  Григорий Сиятвинда и Полина Райкина быстро переводят их в «энергетическую атаку, замешанную на виртуозном владении техникой» – именно так худрук «Сатирикона» определяет стиль игры своей актерской команды, сравнивая его с гигантским слаломом, а роль – с извилистой трассой. Темп у актеров, и правда, как на скоростном спуске. Они давят на связки, утрируют нервное возбуждение – и почти доводят зрителя до головной боли. Но их сцены, сделанные «на чистом сливочном актерском масле», – фирменному стилю «Сатирикона» вполне соответствуют.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Светлана Немоляева отмечает день рождения

    Сегодня 18 апреля, день рождения отмечает актриса Театра Маяковского Светлана Немоляева, неоднократный лауреат зрительской премии «Звезда Театрала».  «Я не знаю, чем объяснить мою востребованность. Для меня это парадоксально, потому что в молодости у меня этого не было. ...
  • День рождения отмечает Яна Сексте

    6 апреля день рождения празднует актриса Театра Олега Табакова Яна Сексте. В 2017 году за роль в спектакле «Сад любви» артистка стала победительницей «Звезды Театрала» в номинации «Лучшая женская роль второго плана». ...
  • Станислав Любшин отмечает день рождения

    Сегодня, 6 апреля, 88 лет исполнилось актеру МХТ им. Чехова Станиславу Любшину. В 2018 году Станислав Андреевич стал лауреатом премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены». «В далеком 1952 году я случайно попал в Художественный театр на спектакль «Три сестры». ...
  • «Звезда Театрала» ждет своих героев

    По сложившейся за много лет традиции апрель для премии «Звезда Театрала» является одним из ключевых месяцев, когда количество номинирований на награду заметно возрастает. Это объяснимо – весной много премьер, и зрители спешат их отметить, выдвигая на премию. ...
Читайте также