Школа антикризиса

Почему финансовая нестабильность открывает перед театром новые возможности

 

Сегодня наши жизненные реалии в очередной раз изменились, и не в лучшую сторону. Должны ли на этом фоне поменяться роль и функция театра? Каково его место в современной действительности? В преддверии Международного дня театра (27 марта) «Театрал» задал эти вопросы молодым режиссерам

Илья Ротенберг, главный режиссер ТЮЗа (Томск):


– Я думаю, что роль и функция театра не должны меняться. Театр был и остается зеркалом нашей жизни. Или, как говорил Маяковский, увеличительным стеклом. Сегодняшнее общество сильно разделено. За последние три года нашу страну настигла череда событий, которые выявили полярные настроения среди людей. И с каждым днем эти настроения становятся все острее. Непримиримость перерастает порою в агрессию. Сегодня в России, как никогда, важно искать объединяющую идею. Нужно помнить, что, несмотря на разность взглядов и позиций, мы одна страна и один народ. Но, мне кажется, в политических вопросах театру стоит придерживаться нейтралитета. Он не должен кого-то или что-то поддерживать.

Хотя… это как посмотреть.

Великие The Beatles вошли в историю еще и тем, что остановили Третью мировую. Есть такая точка зрения. Мне кажется, нам всем сегодня не хватает здоровой иронии во взглядах на происходящее и его оценках. Вот это, по-моему, и есть тот акцент, который необходим современному театру, – ирония. Это не значит, что репертуары всех театров должны состоять исключительно из комедий. Но искать пространство для иронии или самоиронии важно. Без нее никак. Надо заново учиться улыбаться. Надо искать мотивации, чтобы продолжать жить, ничего не боясь, но при этом ко всему быть готовым.

Никита Кобелев, режиссер (Москва):


– Мне кажется, нужно продолжать работать, делать то, что задумал, во что веришь и что кажется важным тебе самому. С экономической точки зрения я пока не очень понимаю, отразится ли кризис на посещаемости, об этом лучше спросить у директоров. Но, по-моему, это абсолютный миф, что в трудные времена людям нужно лишь развлечение или утешение. Конечно, кому-то нужно и это, но так было всегда. Так же, как всегда существовала потребность в театре, задающем зрителю больные вопросы. Могу говорить только о себе: например, у нас на спектакль «Декалог на Сретенке» билеты распроданы на несколько месяцев вперед. А ведь это спектакль про десять заповедей, идущий три с половиной часа.

Боюсь, что из-за так называемого кризиса могут пострадать международные фестивали, что, конечно, очень печально, и надо постараться сделать все возможное, чтобы этого не произошло.

Опасней, по-моему, кризис политический. Помимо печальных симптомов идеологического давления, не менее остро ощущается усиливающаяся поляризация общества. С каждой новой обсуждаемой темой, политической ли, религиозной или даже искусствоведческой, трещина между разными группами становится все явственней и непреодолимей. Возможно, в такое время театру снова предстоит стать одним из тех немногих мест, которое будет объединять в своем зале совсем разных людей, как это делали в советское время «Таганка» или «Современник». И может, это будет неплохо и для театра, и для общества.

Екатерина Гороховская, режиссер (С.-Петербург):


– Кризис начался не вчера и кончится еще не скоро, если вообще кончится. Оглядываясь на свою небольшую жизнь, я не могу вспомнить ни одного момента, когда родители не вздыхали бы: «Как жить – непонятно, за детей страшно». Теперь так вздыхаю и я. И какова в этом перманентном российском кризисе роль театра?

Летом 1998 года мы тоже бурно обсуждали дефолт, плавно переходя на обсуждение премьер прошлого сезона, перспективы сезона грядущего и волнующие подробности личной жизни отдельных творцов. Вокруг были ужас и страх, внутри – страх и сомнение. А театр, сама возможность говорить о нем и заниматься им, был спасательным кругом, заветным маяком, счастливой возможностью, жизненной потребностью. Пусть зыбкой, но все же почвой под ногами в болоте будней.

Сегодня, когда страх и ужас, маразм и агрессия зашкаливают, а перспективы туманны как никогда, когда невыносимо воняет войной, театр мне представляется местом, где еще возможно обрести надежду. Местом, где человек со сцены обменивается живой энергией со зрителем. Где можно почувствовать, что ты не один, что ты еще человек и что это имеет значение. Гуманистическая, если хотите, роль театра мне представляется сегодня особенно важной. Такой театр интересен мне как практику, таким театром я хочу заниматься.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также