В своем репертуаре

Готова ли провинция смотреть авангардные спектакли?

 
Год назад был создан Федеральный центр поддержки гастролей. Программа «Большого гастрольного лета»-2014 получилась пестрой: столичные театры повезли в регионы свои лучшие постановки – от классики до авангарда. Но вот прошел год, вновь верстается программа, и вдруг повсеместно стал звучать справедливый вопрос: а каковы, собственно, критерии отбора спектаклей? Этот вопрос «Театрал» переадресовал экс-директору Федерального центра поддержки гастролей Евгении Шерменевой и его новому главе Антону Прохорову

Евгения Шерменева:


– Я бы не говорила так с уверенностью о неприятии нового театра. Мне кажется, это навязанное заблуждение. Люди даже в самых отдаленных городах открыты, готовы к познанию нового, радуются настоящему искусству. Программы на выезд формировали сами гастролирующие театры – ведь, в первую очередь, это зависит от технических условий принимающей площадки. Так же, конечно, они согласовывали ее с руководителями театров в регионах – так как условия программы таковы, что принимающая площадка реализует билеты на спектакли, организовывает зрителя. И, конечно, важно знать и понимать ожидания аудитории. Это не значит потакать, но учитывать обязательно. Тем не менее, театры хотят показать на выезде лучшие свои спектакли с участием ведущих артистов.

И если такой спектакль в репертуаре есть, но он не является «классическим» (хотя мне не ясно это определение, если честно), то почему бы не показать его, не порадовать зрителей?

Наибольшая сложность была в том, что программу первого года необходимо было спланировать в очень короткие сроки, буквально за три месяца. А с учетом того, что все участники (и выезжающие театры, и принимающие) заранее сверстали свои творческие планы, приходилось очень много согласовывать и придумывать разные варианты.

Надо отдать должное всем, кто работал на проекте – они очень много приложили усилий к реализации программы – и гастролирующие театры, и региональные власти и, конечно же, те люди на местах, кто принимал гастроли.

Антон Прохоров:


– Что касается репертуара, то никто не собирается превращать гастрольную программу в музей. На мой взгляд, ставка должна делаться на театры, которые могут учесть интересы всех слоев зрительской аудитории, а не какой-то одной категории. Эксперимент эксперименту рознь. Если энергия авангардной постановки направлена на созидание, то ей найдется место в гастрольной афише. Но надо учитывать и специфику регионов. В одних местные театры сами ставят экспериментальные спектакли (в том числе и радикальные). В других они вовсе публике неведомы, поскольку существуют в консервативном театральном пространстве, сформированном еще в советское время, когда метод Художественного театра был обязателен для всех театров страны. На такого зрителя вываливать поток новаций рискованно. Для нас главный принцип – не навредить.

Честно скажу, для меня принципы отбора участников программы пока еще не совсем понятны. Некоторые театры просто задекларировали список спектаклей. Но чем обоснован их выбор? Стремлением показать региону лучшее, что есть в репертуаре? Или желанием вывезти на гастроли спектакли, которые не продаются в Москве?

Гонорар за гастроли выплачивается театру из федерального бюджета, исходя из аншлаговой стоимости спектакля, так что отдельными коллективами вполне могут руководить не одни лишь творческие интересы. На коллегии министерства культуры, проходившей в конце января, мы обсуждали вопрос о создании экспертного совета, который взял бы на себя аналитические функции по отбору театров-участников и их гастрольного репертуара. Не нужно никого пугать рассуждениями о возрождении цензуры: для применения карательных мер экспертный совет не нужен. Никого же не удивляет наличие экспертного совета у «Золотой маски». Почему его не может у нашего Центра, программа которого по объему не уступает этому фестивалю?


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Фестиваль в Красноярске представит «Войну и мир» Туминаса

    В Красноярске открылся фестиваль «Театральный синдром», в этом году жители и гости города традиционно увидят знаковые постановки известных театров России. Главным спектаклем фестиваля станет «Война и мир» Римаса Туминаса. ...
  • На конкурсе «Опералия» в Латвии выступит один вокалист из РФ

    В этом году в международном вокальном конкурсе Пласидо Доминго «Опералия», который пройдет в Латвии, от России будет участвовать только один певец – баритон Василий Соколов, солист Большого театра. «Опералия-2022» состоится на сцене Латвийской национальной оперы с 24 по 30 октября. ...
  • Мастерская Брусникина расскажет о планах

    28 и 29 июня Мастерская Брусникина в коллаборации с пространством «Поле» расскажет о планах на новый сезон и представит девять эскизов спектаклей. Программа «Brus Lab в Поле» будет разнообразной: мокьюментари, сторителлинги, фантастические и постапокалиптические действа, концерты, трагикомедии и мистерии. ...
  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Умер ведущий телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак

    Художник и телеведущий Алексей Бегак скончался 29 мая в возрасте 62 лет, сообщили коллеги ведущего. «С прискорбием сообщаем, что сегодня на 63-м году жизни скончался художник, ведущий программ телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак», – цитирует РИА заявление «Смотрим». ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Гоголь-центру угрожает закрытие

    Гоголь-центр могут закрыть. Контракты художественного руководителя Алексея Аграновича и директора Алексея Кабешева со столичным Департаментом культуры – под вопросом. Об этом сообщает RTVI, ссылаясь на источник, близкий к ведомству. ...
  • Гергиев прокомментировал отмену сотрудничества с зарубежными театрами

    Валерий Гергиев рассказал, что прекращение сотрудничества с зарубежными театрами позволило ему лучше сконцентрироваться на Мариинском театре, художественным руководителем которого он является, и больше внимания уделить работе с молодыми артистами труппы. ...
Читайте также