Как циркач по канату

 

Владимир Рогульченко, главный режиссер Краснодарского молодежного театра, – фигура для города загадочная. Несмотря на те несколько лет, что он работает в местном театре, несмотря на спектакли, о которых говорили и говорят, несмотря на публичность своей профессии, он не избалован вниманием прессы.
Что было в его жизни? Актерское отделение Саратовского театрального училища, на которое поступил легко. Работа в театрах Великих Лук и Таганрога. Семья, дети. Шестнадцать актерских лет. Рогульченко играл много. Потом окончил ГИТИС, стал режиссером. Организовал в Таганроге театр-студию «Воскресная школа». Руководя им, одновременно работал режиссером Чеховского театра. Потом сверкнула счастливая звезда – мэтр российской сцены Анатолий Васильев пригласил Рогульченко стать режиссером-стажером своего театра «Школа драматического искусства». В Москве случилась еще одна встреча – с бельгийским режиссером Тьери Сальмоне и итальянским продюсером Пьетро Валенти. Приняв их предложение, уезжает в Европу, где два года участвует как актер и режиссер в международном театральном проекте по «Бесам» Достоевского. Разноязычная труппа, импровизируя в каждом спектакле на заданную тему, играла во Франции, Италии, Германии, Испании…

Это была удача, радость. Радость творчества, театра и просто нормальной жизни. Но все когда-нибудь кончается. Можно было остаться в Европе. Не остался. И опять начал сначала…

Приехал в Краснодар. Первая же работа в театре драмы – «Идиот» по роману любимого Достоевского – была номинирована на государственную премию России в 1994 году и очень тепло принята столичной критикой.

О второй его работе – по «Грозе» Островского – в Краснодаре много спорили и, кажется, не очень ее поняли. Третья – по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» – не была завершена. Вернее, ее не дали завершить. Случилось очередное непонимание – и…

В этом месте сценарий мог бы развиваться по не раз уже опробованному в Краснодаре пути. Спектакль не приняли, режиссера начали «есть» – он уехал. Схема проста. Потом, после отъезда, он мог бы стать известным и знаменитым, как это случилось в свое время с краснодарцем Сергеем Женовачем.

К счастью, на сей раз схема не сработала. Леонард Гатов, художественный руководитель творческого объединения «Премьера», пригласил Рогульченко возглавить муниципальный молодежный театр, к тому времени находившийся в сложном положении. Владимир Рогульченко принял не очень простую труппу, отвыкшую от ролей, разбредающуюся, мало игравшую, и начал работать.

И тут же стал получать по рукам. Непонятно почему, критике захотелось вдруг именно от этого театра шедевров и немедленно. Доставалось Рогульченко отчаянно. Обвинения в авантюризме были, кажется, самыми мягкими из всего набора. Сейчас остается только удивляться, как выдержали и Рогульченко, и Гатов эти наскоки журналистов и критиков, не опустившись до оправданий, а работая, работая, выворачивая наизнанку и себя, и коллектив, ища новые творческие силы, находя новые формы…

Лишь сам режиссер знает, чего стоили ему те годы. Только, кажется, не добавилось в нем ни жестокости, ни холодности. Он все тот же интеллигентный, образованный и тонкий человек.

Актерам порой здорово достается от него, но те из них, кто умен и профессионален, понимают, что все это – ради них самих. Ради дела Рогульченко не щадит себя, и от всех остальных требует такой же безудержной преданности театру.

Счастлив ли он? Не знаю. Наверное, как все мы – иногда. Наверное, счастье уже в том, что его нашла эта беспощадная профессия и оставила в душе неуничтожимый ген театра. Он идет по жизни, как циркач по трапеции, по канату, натянутому как нерв, – высокий, гибкий, артистичный, не похожий ни на кого и отчаянно одинокий. В одном давнем интервью его спросили: «Что вы испытываете, приступая к новому спектаклю?»

«Одиночество», – не задумываясь ответил он…

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также