Марк Захаров как «Герой нашего времени»

 

Большинству грамотного населения Российской Федерации известно, что Марк Анатольевич ЗАХАРОВ:
– главный режиссер театра «Ленком»;

– первооткрыватель жанра отечественной рок-оперы («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось»);

– режиссер культовых фильмов «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен»;

– друг Андрея Миронова и Григория Горина и отец Александры Захаровой;

– автор писем товарища Сухова к Катерине Матвевне (фильм «Белое солнце пустыни»);

– бывший депутат;

– бывший коммунист (прилюдно сжег свой партбилет в прямом телеэфире);

– в политике склонен к демократизму и либерализму;

– любит мрачно шутить.

Это почти вся правда о Марке Захарове, но вряд ли она бы его удовлетворила, ведь за каждой строчкой – конкретное время, конкретные люди, конкретные нервы. Сегодняшние фанаты «Ленкома» уверены, что Захаров здесь был всегда, а о происхождении названия и вовсе не задумываются. Между тем, на внешней стене театра на Малой Дмитровке (еще недавно – улице Чехова) до сих пор висит мемориальная дощечка, извещающая любопытствующих о том, что в этом здании вождь мирового пролетариата Владимир Ленин произнес свои знаменитые слова «Учиться, учиться и учиться», выступая на третьем съезде комсомола. Так ТРАМ (Театр Рабочей Молодежи) превратился в театр им. Ленинского комсомола, который для краткости москвичи окрестили «Ленкомом», так что под своим нынешним именем театр существует уже несколько десятилетий.

До прихода в «Ленком» Марк Захаров уже совершил несколько героических поступков – он поработал артистом в Пермском драмтеатре, поставил несколько шумных спектаклей в Студенческом театре МГУ и сильно напугал идеологический отдел ЦК «Доходным местом» в Театре сатиры. «Доходное место» выдержало 40 представлений и благополучно было запрещено к показу. С тех пор прошло 40 лет, а очевидцы – участники и немногочисленные зрители – помнят этот спектакль в мельчайших подробностях, цитируют наизусть целые сцены и почти полностью – тот легендарный монолог Жадова (Андрея Миронова), который, видимо, и стал главной идеологической «бомбой», до смерти перепугавшей весь тогдашний партхозактив. Вот с таким «багажом» пришел Марк Захаров в театр Ленинского комсомола. Где и продолжил свою подрывную деятельность до полного и, казалось, окончательного разгрома коммунизма.

«Ленком» Захарова начался с… Горина. С «Тиля» – уникальнейшего соединения трагедии и музыки, неприглядной правды и зрелищной театральной условности, открытости и простодушия уличного комедианта и невероятной глубины переживаний. В «Тиле» еще не было оперы, но уже была музыка, были зонги, были солисты и кордебалет, было живое звучание живых актерских голосов и музыкальных инструментов. С «Тиля» началась биография современного «Ленкома»: легендарная «захаровская» команда сложилась и родилась тогда, в 1974 году, под звуки «Тили-тили-тили-Тиль!...». И если в «Доходном месте» режиссер протаскивал драматурга сквозь время, пытаясь обучить Островского современному языку, добиться от него современного звучания, что и было главной победой, то в «Тиле» новый язык был найден благодаря Григорию Горину.

Умение собрать команду, окружить себя единомышленниками (тем самым существенно облегчив себе жизнь, избавив себя от необходимости орать, требовать и по сто раз объяснять, что тебе надо), причем единомышленниками талантливыми, амбициозными, неуправляемыми – еще один героический дар Марка Захарова. Ведь театр – это не только набор артистов, но и драматург (Горин), и художник (Шейнцис), и композитор (Рыбников), и музыканты (группа «Аракс», Рудницкий)), и, наконец, директор (Варшавер). Только с такой мощной командой можно было с легкостью брать любые вершины, экспериментировать с формой, с драматургией, с жанрами. С такой командой можно было даже ошибаться, даже рисковать. С такой командой не то что «телефонную книгу» – любую советскую дребедень можно сделать «хитом» сезона и при этом не изменить своим принципам, оставляя за собой право на двусмысленность, на иронию.

Нет, до «Сталеваров» дело, конечно, не дошло, но «ткачихи» по сцене ходили, было! И какие «ткачихи» – во главе с Татьяной Пельтцер! На «производственные» драмы Марка Захарова «лом» был не меньший, чем на «Юнону и Авось» – режиссер приучил нас читать «между строк», избаловал нас подтекстами и намеками, и мы вправе были требовать от него неустанного «междустрочья».

Попытка заняться на сцене театральной публицистикой, а потом и вовсе окунуться в политику с головой была для Захарова вполне закономерной. Как настоящий русский пассионарий, скрытый диссидент и язвительный антисоветчик, он не мог остаться в стороне в эпоху неожиданно грянувшей демократии. И тогда его герои взяли микрофон и впервые шагнули в зал, властным жестом отодвинув пресловутую «четвертую стену». Не время было для стен. В смысле кончилось их время вместе с крушением главной Берлинской стены. Тогда, как и во многих его ровесниках, в нем проснулся романтический дух шестидесятничества. Можно было говорить правду в зал, демонстративно сжигать свое прошлое, как сжигают мосты, не допуская даже мысли о возможном возвращении назад.

Сегодня «Ленком», как и вся страна, переживает эпоху стабильности – планка, задранная когда-то главным режиссером, стоит как влитая, не шелохнется. Марк Анатольевич Захаров растерял в боях здоровье и близких друзей. Нет рядом Горина, нет Леонова и Шейнциса, не в состоянии пока выходить на сцену любимые Караченцов и Абдулов. В высказываниях мастер стал более осторожен – поводов для романтического оптимизма все меньше, он сторонится власти и политики, красные ковровые дорожки кремлевских коридоров больше не прельщают его своей доступностью.

Ровно так, как и предупреждал незабвенный товарищ Сухов: «Еще хочу сообщить вам – дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идем себе по пескам и ни о чем не вздыхаем, кроме как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвевна. Так что, вам зазря убиваться не советуем – напрасное это занятие.»

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также