Портрет Светланы Враговой в стиле «модернъ»

Двадцать лет одного театра

 

Когда Врагова входит в помещение, что-то меняется в воздухе – и это не пустые слова. Стекла начинают звенеть от напряжения, идущего от этой женщины с разметанными по плечам волосами. Кажется, прикоснись к ней – и ударит током. Она физически меняет пространство вокруг себя настолько, что не возникает вопроса, каким образом ей удалось создать свой собственный театр. И не просто создать, а держать его уже 20 лет.
Сначала, в 1989 году, она убеждала чиновников в том, что Москве нужен еще один театр-студия. И убедила: из курса Щепкинского училища возник театр-студия «На Спартаковской». Потом, в 1995-м, убеждала, что театр «На Спартаковской» давно уже перешел в иное качество и требует нового имени –и появился «Модернъ» (именно так, с вычурной буквой «Ъ» на конце!). За это время Врагова убедила Москву в том, что можно ежевечерне собирать полный зал в таком нетеатральном месте, как м. «Бауманская». И, самое главное, она убедила всех вокруг в том, что женщина может заниматься традиционно мужской профессией – режиссурой и занимать традиционно мужской пост – быть худруком театра.

Светлана Врагова: «Режиссер – это зеркало, отражающее индивидуальность актера, человек, понимающий содержание актерской профессии и умеющий организовать весь процесс в целом. Этот дар по своей сути композиторский, архитектурный, живописный. А еще для меня очень важно философское начало в режиссуре, способность осмыслять время и мир. В общем, режиссер в театре – это многоликий бог. Стиль, который я выбрала для себя, – это модерн, изящество и красота, я художник-экспрессионист, существующий в отражениях. Абсолютный индивидуалист».

Руководство театром – тяжелая работа, выполнять которую может не всякий. Слишком много ответственности, слишком много требований к человеку на этом посту – и слишком маленькая отдача. Сегодня мало кто готов на эту каторгу пойти добровольно. Хлопот, забот, бед, предательств, трагедий – хоть отбавляй. Каждый день, регулярно, но всегда неожиданно, вдруг – валятся они на голову худрука. Отдачи же – почти никакой, по сравнению с затратами. Радости в этой работе – редки, немногочисленны и своеобразны. Казалось бы, сам факт долгого руководства театра женщиной и полные залы возглавляемого ею театра говорят за себя. Однако доказывать свою состоятельность все равно приходится, и чем дальше, тем больше – и чиновникам, выбивая деньги на зарплаты, ремонт, декорации, гастроли и т.п., и своим актерам – на каждой репетиции, и сотрудникам своего театра, разруливая очередную административно-организационную проблему.

Светлана Врагова: «Я не люблю женщин-режиссеров, которые запущены, плохо одеты, мужеподобны, много курят, да и на женщин не похожи. Я бы с такими режиссершами работать не стала. Если я работаю с мужчиной- режиссером, то это должен быть настоящий Мужчина, а если я работаю с женщиной-режиссером, то это должна быть настоящая Женщина».

Театр Светланы Враговой – совершенно женский. И в этом определении нет ничего дискриминирующего или уничижительного. Женский, то есть женщиной, для женщин и про женщин созданный. Обращающийся к сердцевине женской сути – мятущейся, романтической, жаждущей любви, свечей и легких занавесей, за мгновение страсти готовой расплачиваться своей тихой, ровной и благополучной жизнью. Театр, где женщина вспоминает, что она – богиня, что она – опасна. Что она причудлива и изменчива, как вода или огонь. Театр, где женщина может помечтать о себе – какой героиней и в какой пьесе она была бы? И интерьеры театра, и его репертуар очень таким мечтам способствуют.

Не случайно центральным, знаковым спектаклем театра Враговой уже много лет является «Катерина Ивановна» Леонида Андреева с роскошной Аленой Яковлевой в главной роли.

Пьеса начала века – о тайне и опасности Женщины с большой буквы, о несвободе и неискренности, принятой за норму в «цивилизованном» обществе, о страсти, выжигающей вокруг себя все «цивилизованное», поставлена Светланой Враговой о вечном конфликте между свободой и пусть золотой, но клеткой. По словам критика А. Свободина, спектакль Враговой «служит красоте, показывая и героиню, и среду ее обитания как категории вечные».

Именно в театре Враговой родилась «звезда» Оксаны Мысиной. В жесткой перестроечной пьесе «Дорогая Елена Сергеевна» в безжалостной, на разрыв аорты, режиссуре Враговой Мысина сыграла отчаянно, каждый раз – будто в последний (как и учила своих актеров Врагова – «отдавая спектаклю жизнь»). Потому, наверное, и она сама, и спектакль вошли в историю постсоветского театра, и о нем до сих пор рассказывают как о легенде.

В театр Враговой пришла Елена Стародуб – лучшая актриса Театра на Покровке Сергея Арцыбашева, для которой Врагова поставила «Петлю» Ибрагимбекова – пьесу об эмиграции, разломе, муке и неизбывной тоске о родине. «Эффектный сюжет, восходящий к Ивану Бунину, истинно театральная интрига в интерьерах модерна, ностальгический аромат эмигрантского прошлого... Личное и всеобщее воссоединяются в человеке и замыкают эту историко-трагическую фантазию театра», – писали об этом спектакле.

В центре театра и мира Враговой – всегда женщина, женское начало в самых разных своих проявлениях – от опасной бездны, определяющий тон в «Катерине Ивановне», до нежной и лиричной ноты «Маленького принца».

Светлана Врагова: «Не хочется себя повторять. Я не так часто ставлю. Я не из тех режиссеров, которые на «хвосте» одного успешного спектакля ставят еще четыре аналогичных. Мне нужны свежие идеи».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Светлана Немоляева: «У меня были «двойки» по всем предметам»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Евгений Писарев: «Я приезжаю к маме — там культ меня!»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но пока не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Ольга Прокофьева: «Ее силе мог позавидовать любой мужчина»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Римас Туминас: «Однажды мама меня спасла»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но, по известным причинам, так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный по душевности сборник состоит из пятидесяти монологов именитых актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
Читайте также