Портрет Светланы Враговой в стиле «модернъ»

Двадцать лет одного театра

 

Когда Врагова входит в помещение, что-то меняется в воздухе – и это не пустые слова. Стекла начинают звенеть от напряжения, идущего от этой женщины с разметанными по плечам волосами. Кажется, прикоснись к ней – и ударит током. Она физически меняет пространство вокруг себя настолько, что не возникает вопроса, каким образом ей удалось создать свой собственный театр. И не просто создать, а держать его уже 20 лет.
Сначала, в 1989 году, она убеждала чиновников в том, что Москве нужен еще один театр-студия. И убедила: из курса Щепкинского училища возник театр-студия «На Спартаковской». Потом, в 1995-м, убеждала, что театр «На Спартаковской» давно уже перешел в иное качество и требует нового имени –и появился «Модернъ» (именно так, с вычурной буквой «Ъ» на конце!). За это время Врагова убедила Москву в том, что можно ежевечерне собирать полный зал в таком нетеатральном месте, как м. «Бауманская». И, самое главное, она убедила всех вокруг в том, что женщина может заниматься традиционно мужской профессией – режиссурой и занимать традиционно мужской пост – быть худруком театра.

Светлана Врагова: «Режиссер – это зеркало, отражающее индивидуальность актера, человек, понимающий содержание актерской профессии и умеющий организовать весь процесс в целом. Этот дар по своей сути композиторский, архитектурный, живописный. А еще для меня очень важно философское начало в режиссуре, способность осмыслять время и мир. В общем, режиссер в театре – это многоликий бог. Стиль, который я выбрала для себя, – это модерн, изящество и красота, я художник-экспрессионист, существующий в отражениях. Абсолютный индивидуалист».

Руководство театром – тяжелая работа, выполнять которую может не всякий. Слишком много ответственности, слишком много требований к человеку на этом посту – и слишком маленькая отдача. Сегодня мало кто готов на эту каторгу пойти добровольно. Хлопот, забот, бед, предательств, трагедий – хоть отбавляй. Каждый день, регулярно, но всегда неожиданно, вдруг – валятся они на голову худрука. Отдачи же – почти никакой, по сравнению с затратами. Радости в этой работе – редки, немногочисленны и своеобразны. Казалось бы, сам факт долгого руководства театра женщиной и полные залы возглавляемого ею театра говорят за себя. Однако доказывать свою состоятельность все равно приходится, и чем дальше, тем больше – и чиновникам, выбивая деньги на зарплаты, ремонт, декорации, гастроли и т.п., и своим актерам – на каждой репетиции, и сотрудникам своего театра, разруливая очередную административно-организационную проблему.

Светлана Врагова: «Я не люблю женщин-режиссеров, которые запущены, плохо одеты, мужеподобны, много курят, да и на женщин не похожи. Я бы с такими режиссершами работать не стала. Если я работаю с мужчиной- режиссером, то это должен быть настоящий Мужчина, а если я работаю с женщиной-режиссером, то это должна быть настоящая Женщина».

Театр Светланы Враговой – совершенно женский. И в этом определении нет ничего дискриминирующего или уничижительного. Женский, то есть женщиной, для женщин и про женщин созданный. Обращающийся к сердцевине женской сути – мятущейся, романтической, жаждущей любви, свечей и легких занавесей, за мгновение страсти готовой расплачиваться своей тихой, ровной и благополучной жизнью. Театр, где женщина вспоминает, что она – богиня, что она – опасна. Что она причудлива и изменчива, как вода или огонь. Театр, где женщина может помечтать о себе – какой героиней и в какой пьесе она была бы? И интерьеры театра, и его репертуар очень таким мечтам способствуют.

Не случайно центральным, знаковым спектаклем театра Враговой уже много лет является «Катерина Ивановна» Леонида Андреева с роскошной Аленой Яковлевой в главной роли.

Пьеса начала века – о тайне и опасности Женщины с большой буквы, о несвободе и неискренности, принятой за норму в «цивилизованном» обществе, о страсти, выжигающей вокруг себя все «цивилизованное», поставлена Светланой Враговой о вечном конфликте между свободой и пусть золотой, но клеткой. По словам критика А. Свободина, спектакль Враговой «служит красоте, показывая и героиню, и среду ее обитания как категории вечные».

Именно в театре Враговой родилась «звезда» Оксаны Мысиной. В жесткой перестроечной пьесе «Дорогая Елена Сергеевна» в безжалостной, на разрыв аорты, режиссуре Враговой Мысина сыграла отчаянно, каждый раз – будто в последний (как и учила своих актеров Врагова – «отдавая спектаклю жизнь»). Потому, наверное, и она сама, и спектакль вошли в историю постсоветского театра, и о нем до сих пор рассказывают как о легенде.

В театр Враговой пришла Елена Стародуб – лучшая актриса Театра на Покровке Сергея Арцыбашева, для которой Врагова поставила «Петлю» Ибрагимбекова – пьесу об эмиграции, разломе, муке и неизбывной тоске о родине. «Эффектный сюжет, восходящий к Ивану Бунину, истинно театральная интрига в интерьерах модерна, ностальгический аромат эмигрантского прошлого... Личное и всеобщее воссоединяются в человеке и замыкают эту историко-трагическую фантазию театра», – писали об этом спектакле.

В центре театра и мира Враговой – всегда женщина, женское начало в самых разных своих проявлениях – от опасной бездны, определяющий тон в «Катерине Ивановне», до нежной и лиричной ноты «Маленького принца».

Светлана Врагова: «Не хочется себя повторять. Я не так часто ставлю. Я не из тех режиссеров, которые на «хвосте» одного успешного спектакля ставят еще четыре аналогичных. Мне нужны свежие идеи».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Анатолий Белый: «Каждый со своим выбором всегда один на один»

    О протестах в Беларуси и запасах внутренней независимости, об экологии отношений в «Дяде Ване» и экологических катастрофах, о роли Спасителя в «Тайной вечере» Дмитрия Крымова и ежеминутном выборе – актер МХТ им. ...
  • Максим Аверин: «Не люблю жить прошлым»

    26 ноября Максиму Аверину исполняется 45 лет. Как актер готовится отметить эту дату и какие строит планы на нынешний театральный сезон – в интервью с ноябрьской обложки «Театрала».     – Максим, в первую очередь расскажите, пожалуйста, о предстоящих премьерах. ...
  • Алексей Франдетти о «Брате 2», Питере Пэне, «Стилягах» и Джуде Лоу

    В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью с актером и режиссёром Алексеем Франдетти. В новом выпуске программы «Синемания. Высшая лига» он рассказал о том, как выстраивает свою работу, почему хочет сделать из фильма «Брат 2» мюзикл, какие проекты планирует реализовать и для чего хочет выучиться на дирижёра. ...
  • Антон Яковлев: «Не признаёт любви наполовину»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также