Таганрог театральный

Связь времен: Гоголь, Чехов и Раневская

 

По этим чугунным ступеням взбирался на галерку юный Антон Чехов. Гимназистам запрещалось посещать театр без сопровождения взрослых. Антон ухитрялся делать это тайком. Таганрогский театр всегда был окружен ореолом запретности. Здесь в 1845 году без разрешения цензуры шла пьеса Грибоедова «Горе от ума». А вскоре состоялась премьера еще одной «опасной» пьесы – «Ревизор» Гоголя. В минувшем году Таганрогскому драматическому театру исполнилось 180 лет. Это один из старейших театров на Юге России. Он часто жил по своим правилам, но добивался хорошего уровня спектаклей.
«Всех в тюрьму упрячу!»

20 мая 1848 года зрительный зал театра был переполнен. Давали гоголевского «Ревизора». Едва закончился первый акт, на сцену взбежал настоящий местный городничий и стал кричать: «Кто написал этот пасквиль? Всех в тюрьму упрячу!.. Не позволю продолжать!..» На сцене все стояли в недоумении. Один из артистов пытался объяснить, что пьеса написана Гоголем, что ее представляют в столицах, в доказательство даже показал печатную книгу… «Врете! Это сговор против меня!» – не унимался чиновник.

В этот момент приехал директор театра и, поняв, что происходит, попросил городничего покинуть зал. Что было дальше, история умалчивает. Но, очевидно, зрители спасли директора от кары городских властей. На повторном спектакле, поставленном по настоянию зрителей, театр снова ломился от публики.

Кто аплодирует громче…

В Таганроге театр любили всегда. До революции это был многонациональный городок: итальянцы, греки, евреи, армяне, украинцы… Многие приезжали заниматься торговлей: город удачно расположен на берегу Азовского моря. На торговой шхуне прибыл сюда и молодой капитан Джузеппе Гарибальди. Оставшись на несколько лет, он готовил в Таганроге план итальянской революции. Вскоре здесь побывал и великий трагик Томазо Сальвини. Выступая в театре, он восхищался акустикой театрального зала. К сожалению, это событие не увековечено мемориальной доской.

До революции газетная хроника была полна сообщений о неумеренных театральных восторгах. В 1880-е годы в зрительном зале порою случались вызывающие эксцессы. Овации обращались в соревнования поклонников двух опереточных примадонн – Кольцовой и Полонской. Они разделили публику на две партии, каждая из которых носила галстуки своего цвета; в одну из них входил и гимназист Чехов.

Кстати, в 1896 году на таганрогской сцене, после провала в Петербурге, с успехом прошла его «Чайка». Тесное сотрудничество Чехова с Таганрогским театром продолжилось постановками «Дядя Ваня», «Свадьба» (1903) и «Вишневый сад» (1904).

«Порвалась связь времен»

С 1994 года в театре нет главного режиссера. Но спектакли, поставленные приглашенными режиссерами, часто отличаются хорошим уровнем. Давний друг театра – режиссер Тбилисского театра драмы им. Грибоедова Георгий Кавтарадзе.

В Таганроге он поставил «Гамлета», «Белые флаги» (Н. Думбадзе) и «Царство зверя?.. Павел I» (Д. Мережковский).

Кавтарадзе мастерски соединяет театральную манеру античности, шекспировского театра и современного. На сцене перемешались разные эпохи, поскольку время – главный герой спектакля.

В одной из сцен Гамлет (Сергей Герт) потрясенно произносит: «Порвалась связь времен». Его борьба – это схватка со всем миром. А мир разрушается на глазах.

Стук в ставни – как удар судьбы

Есть в Таганроге и малоудачные (с точки зрения академического театроведения) постановки, ориентированные на потребу публики. Это сразу три спектакли Рея Куни – «Смешные деньги», «Мы не одни, дорогая» и «№13», а также комедии М. Камолетти «Играем в дружную семью…» и Ф. Вебера «Ужин дураков». Но именно такие спектакли собирают полные залы, что в театральной практике обычное дело.

Есть и смелые, оригинальные постановки, как «Женитьба» Гоголя (в режиссуре Анатолия Иванова) или «Ведьма» по рассказу Чехова (режиссер Борис Горбачевский).

«Ведьма» играется редко, но интересна как театральный эксперимент, поскольку действие происходит не в зале театра, а в крохотном домике, где родился Чехов в 1860 году. Двенадцать зрителей (больше здесь не уместится) занимают места на кухонных табуретках – вдоль стены в чеховской столовой. Закрываются ставни, на столе перед героями тускло горит лампадка. И мы понимаем, что перед нами совершается таинство жизни, мы вторглись в этот крохотный мир. Сцена накалена, будто происходит не семейная ссора, а поединок. Он достигает апогея с появлением почтальона. Жуткий стук в ставни – как удар судьбы. И высокая фигура в черном появляется в комнате…

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также