В предлагаемых обстоятельствах

Лауреаты премии «Звезда Театрала» рассказали о «Театре вопреки…»

 

В киноклубе «Эльдар» состоялся «Живой выпуск» журнала «Театрал» – ставшая традиционной встреча лауреатов премии «Звезда Театрала» с читателями журнала. Вечер носил говорящее название «Театр вопреки…», и его звездные участники – Марк Захаров, Валентин Гафт, Максим Матвеев, Екатерина Гусева – рассказывали о своем сценическом опыте и своих способах отстаивания территории художественной свободы.
В условиях, когда государство снова начинает вторгаться в художественное пространство, когда по цензурным соображениям снимаются спектакли, когда в обществе появляются экстремистские группы, выражающие хулиганскими акциями свое недовольство тем или иным театральным коллективом, во времена общественной смуты театру необходимо сплотиться в отстаивании права художника на творчество. Поэтому тема вечера на этот раз звучала емко: «Театр вопреки…». То есть вопреки кризису, вопреки санкциям, вопреки нелепым законам и дурновкусию. У каждого героя свои «вопреки» (Валентин Гафт, например, известен собственной ненавистью к возрождающемуся сталинизму и посвятил борьбе с ним сатирическую пьесу).

Но в процессе подготовки к вечеру жизнь привнесла еще и дополнительные сложности. Так, в частности, оказалось, что Марк Захаров в последние годы избегает открытого общения со зрительным залом, Валентин Гафт в тот же вечер должен был выступать в Центре Эммануила Виторгана, Екатерина Гусева намеревалась ехать в Севастополь на премьеру фильма, в котором снималась, а Максима Матвеева могли вызвать на репетицию… Поэтому вопросы обеспокоенных телевизионщиков в фойе киноклуба: «А все ли герои прибыли?» – имели весьма серьезные основания.

Но все же приехали все.

Ради встречи с читателями «Театрала» Екатерина Гусева отменила поездку, Валентин Гафт перенес начало своего вечера в Центре Виторгана, а Марк Захаров объяснил, что ради журнала сделал исключение:

– Уговаривали меня долго, но устоять я не смог – решился, – подчеркнул он.

В зале раздался смех. Марк Анатольевич пояснил:

– У меня есть девиз, мне подарил его один зритель, который пришел к нам на спектакль «Женитьба». Такой пьяненький, он сидел в первом ряду. Но вел себя прилежно, поэтому охрана решила его не трогать. Все шло хорошо до тех пор, пока Леонид Сергеевич Броневой не сказал в отношении свахи: «Тебе, матушка, я этого не прощу. Я на тебя в полицию донесу». И потом подчеркивал: «Всё! Иду в полицию». Обычно в этом месте – маленькая пауза и гром аплодисментов. Правда, на том спектакле после фразы Броневого пьяный зритель вдруг громко и с сожалением сказал: «И тебе это надо?» Поэтому в последние годы, когда меня куда-то зовут, я думаю: и мне это надо? Но позвонили из «Театрала», я решил: надо!

Зрители благодарно зааплодировали, а главный редактор журнала Валерий Яков (он вел вечер вместе с актрисой Театра сатиры Аленой Яковлевой) пояснил, что Марк Анатольевич – один из самых благодарных наших читателей, поскольку читает «Театрал» на протяжении всех двенадцати лет его существования.

В прошлом году Марк Захаров стал лауреатом премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» – в самой почетной номинации «Легенда сцены». Но говорили ведущие с ним не столько о сцене, сколько о непростых временах, признаки которых стали отчетливы в уходящем сезоне: о доносах, о наступлении цензуры, о противостояниях художника и власти…

Долгие годы, несмотря на давление цензуры, на смену политических режимов, смену художественных вкусов и приоритетов, «Ленком» остается самым популярным театром столицы – и кому как не его руководителю знать главные секреты «Театра вопреки…» Режиссер, всю жизнь преодолевавший рогатки цензуры (его спектакли снимали после громких премьер или годами не выпускали к зрителю), Марк Захаров разработал свою тактику борьбы с цензурой.

– Каждый спектакль проходил с огромным трудом, – поделился со зрителями Марк Анатольевич. – Правда, я приноровился потом немножко хитрить и как-то взаимодействовать с цензурным аппаратом. Этому научил меня Сергей Юткевич в студенческом театре. Когда обсуждали спектакль студенческого театра «Дракон», у парткома МГУ было много претензий, но Юткевич сказал: «Ну что вы, это же сказка. Это сказка. Давайте возьмем «Красную Шапочку» – а почему красная?..» И я понял, что это такая режиссерская демагогия, которой надо овладеть. Со временем мне стало казаться, что я ею овладел. Например, я стал записывать все, что говорит мне цензурный аппарат. Какие бы глупости из его уст ни звучали – я сидел с тетрадкой и под диктовку писал. Потом ничего не менял в спектакле и снова показывал. Мне говорили: «Вот видите, стало гораздо лучше. Потому что записывали».

Сейчас маэстро с тревогой ловит симптомы того, что в наше общество возвращается атмосфера его фильма «Убить дракона» – со спертым страхами воздухом и нескрываемой агрессией.

– Когда ко входу в МХТ подбросили окровавленную свиную голову, это уже было такое воинственное средневековье, чего, конечно, я не ожидал. Это постыдное явление. Но дай бог, чтобы это не получило какое-то дальнейшее развитие. Ибо очень быстро солидарность и объединение могут переродиться. А потом появляются какие-то профашистские, фашистские поползновения. Вот это страшно. Это надо распознавать. И с этим надо бороться, – уверен худрук «Ленкома».

Когда на постановщика «Тангейзера» Тимофея Кулябина завели уголовное дело, Марк Анатольевич предложил ему поставить спектакль на сцене «Ленкома». А в своей последней премьере «Вальпургиева ночь», выбирая между угрозами нового закона, запрещающего нецензурную лексику, и верностью автору, выбрал сторону Венички Ерофеева и свободного русского хлесткого словца.

Актер Максим Матвеев рассказал о том, как начинался проект «Доктор Клоун», получивший в 2014 году премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучший социальный проект».

Тему театра, существующего вопреки страхам, вопреки смерти, вопреки равнодушию, продолжила Екатерина Гусева – лауреат премии «Звезда Театрала» за «Лучший музыкальный спектакль». Актриса рассказала о своем участии в благотворительном проекте «Поколение Маугли» Константина Хабенского.

Главным же «подвалом» «живого журнала», тем материалом номера, благодаря которому его хранят годы и десятилетия, стало поэтическое выступление Валентина Гафта. Невероятный артист, он известен в театральном мире своими разящими наповал эпиграммами.

По традиции «Звездный вечер» – благотворительный. Средства, вырученные от продажи билетов, будут направлены в помощь прекрасной актрисе Людмиле Ивановой (знаменитой Шуре из «Служебного романа»). Сама Людмила Ивановна не смогла приехать на эту встречу, но специально записала для зрителей видеообращение, в котором напомнила о том, что писатели остаются в своих книгах, художники – в своих полотнах. Актеры же остаются в благодарной памяти зрителей вопреки разрушительному действию времени.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также