Омск театральный

Город – Омск
Население – 1 200 000 чел.
Театры – 10
Дом актера им. Н. Чонишвили

 

Омск – театральная столица Сибири. С его значимостью для драматического театра России не спорит даже Новосибирск, невзирая на такие мощные команды, как «Глобус» или «Красный Факел». Зимой, в самый театральный сезон, сибирские морозы заставляют лопаться градусники, но заставить зрителей не приходить в театр не могут даже 50 градусов.
Выбрать театр по душе в Омске может каждый, спектр широк – от имперского Театра драмы до авангардного Пятого театра. А между ними и прекрасный ТЮЗ, и обаятельный Лицейский театр, и оперный, и балетный.

Публика в Омске внимательна и порой жестока: тамошних зрителей, избалованных хорошим театром не меньше москвичей или петербуржцев, не обманешь, поэтому бессмысленно ехать туда с «чесом», намереваясь подзаработать в театральной провинции. Омск – не провинция, а внимание центральных фестивалей к омским театрам показывает, что громкая театральная слава города – не пустой звук.

Прошлое

Если начать издалека, то истоки Омска театрального восходят к 1872 году, когда в городе было решено построить стационарный театр. Пожары, реконструкции и реставрации не могли умалить страсть омичей к театральному искусству, тем более что ее поддерживали гастроли всероссийских знаменитостей, в числе которых Мамонт Дальский и Александра Яблочкина. Связи московских и омских подмостков вообще тесны до чрезвычайности: так, в начале тридцатых годов прошлого века труппа Омского драматического театра состояла в основном из артистов бывшего театра Корша, а во время войны на сцене прославленного сибирского театра работали вахтанговцы, эвакуированные из столицы.

«Золотой век» Омска пришелся на середину двадцатого века, и основную славу городу сделал Омский академический театр драмы, в котором тогда работали Вячеслав Кокорин, Григорий Тростянецкий, а директором Омского драматического был Михаил Ханжаров, легендарная фигура среди театральных директоров. В это же время Ножери Чонишвили играет царя Бориса в дилогии Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис»: эта работа принесла славу не только Омскому драматическому, но и всему городу, на Чонишвили ездили смотреть театралы со всей России.

Второе рождение омской драмы случилось с приходом директорско-режиссерского тандема: худрук Владимир Кокорин и директор Борис Мездрич выводят театр на международный уровень: гастроли по Европе, поездки на фестивали дают не только своей труппе, но и всему театральному Омску необходимый для творческого развития воздух.

Настоящее

Говоря о «золотом веке» омского театра, ни в коем случае нельзя думать, что сейчас он закончился – ничего подобного, длится до сих пор. Театральная жизнь в городе даже не ключом бьет, а просто гейзером: на каждой площадке происходит столько важного и интересного, что рассказать обо всем в рамках журнального обзора невозможно. Пятый театр – главная экспериментальная площадка для омских (впрочем, не только омских) режиссеров. Здесь ставили Анатолий Праудин, Вениамин Смехов, Борис Цейтлин, из молодых – воспитанник Олега Табакова Дмитрий Петрунь и Сергей Пускепалис, недавно получивший «Нику» в номинации «Открытие года» за работу в картине Алексея Попогребского «Ничего личного». Спектакль Пускепалиса – это самая свежая премьера театра, по пьесе Алексея Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды» – это восемь новелл, повествующих о человеколюбии и взаимопонимании. В «Красной крысе» нет второстепенных ролей, даже роли «без слов» доведены практически до совершенства. Но самое забавное – это то, что актер Евгений Фоминцев здесь сыграл Крыса (замечательная и очень тонкая работа, отмеченная критикой), а в самом веселом спектакле театра «Не хочу быть собакой» сыграл Кота: впору говорить о судьбе актера.

Однако шутки в сторону: в Омске, помимо экспериментального коллектива, пусть и известного, есть и мэтры: «имперская» омская драма здравствует и сегодня. Главный режиссер Евгений Марчелли – неоднократный номинант и обладатель спецпремии от фестиваля «Золотая Маска» «За разнообразие творческих поисков в сезоне 2004 – 2005 гг.» – заставляет театр жить в таком безудержном ритме, что любая столичная труппа позавидует. Марчелли ставит сам и дает ставить другим: Владимир Агеев сделал у него «Старомодную комедию», петербуржец Василий Сенин – «Кабалу святош», а итальянский режиссер Паоло Эмилио Ланди сделал «Мнимого больного».

Нельзя не сказать и про еще один «золотомасочный» коллектив: Омский государственный театр куклы, актера и маски «Арлекин». «Арлекин» – фантастически красивое (одни фрески на стенах чего стоят!) и очень современное здание, небольшая мобильная труппа, аншлаговые спектакли (как для детей, так и для взрослых). Руководит театром режиссер Борис Саламчев, ставивший спектакли в самом главном кукольном городе России – Абакане, и уже поработавший в Пятом театре. У «Арлекина» тоже есть своя школа – Омская школа театрального кукольного искусства, помимо этого команда театра предлагает несколько заманчивых программ: региональная конференция «Кукла Pro et Contra», фестиваль кукольных театров Сибири и фестиваль «Арлекинчик» для кукольников-любителей.

Фестивали – вообще конек Омска. Город живет в предвкушении театрального праздника: Международного театрального фестиваля «Академия», организатор которого – Омский академический театр драмы и его главреж Евгений Марчелли. В рамках «Академии» покажут спектакли с мировой известностью: «Арто и Гитлер в Романском кафе» с Мартином Вуттке в главной роли, «Снежное шоу» Славы Полунина, а режиссер Томас Остермайер привезет «Концерт по заявкам». Откроет фестиваль московский уличный театр «Огненные люди», так что начало сезона в Омске точно будет жарким!

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также