Бешенство Клары

«Визит дамы» Фридриха Дюрренматта, театр «Ленком», реж. – Александр Морфов

 
Фридрих Дюрренматт написал пьесу страшную и беспощадную: человечество выглядит в ней отталкивающим сборищем ублюдков и предателей. «Черная комедия» об искушениях и неотвратимости возмездия нашему зрителю запомнилась по спектаклю с блистательным дуэтом Сухаревской и Тенина и ироничным мрачноватым фильмом Михаила Козакова с Васильевой и Гафтом. Александр Морфов представил свою версию на сцене «Ленкома». Получилась стремительная надрывная мелодрама со страстями и красивой смертью в финале.
У Дюрренматта: старая миллиардерша Клара Цаханассьян, уроженка провинциального городка Гюллена, привозит на обнищавшую родину чек на миллиард долларов, черного барса в клетке и гроб. У Клары нет левой ноги и правой руки – результат автомобильной аварии и авиакатастрофы. Она смело оголяет свои вечно юные конечности, демонстрируя первоклассные протезы. Клара приехала свершить правосудие и предать смертной казни того, кто заслужил ее 45 лет назад: своего бывшего любовника Илла, оклеветавшего ее тогда в суде. Для этого она притащила в город и его бывшего судью, и двух лжесвидетелей, нанятых в свое время Иллом за литр водки. Лжесвидетели свое уже получили: по приказу Клары их кастрировали и выкололи им глаза. Участь Илла предрешена. Сложность в том, что казнить его по суду невозможно – в стране давно отменена смертная казнь.

В «ленкомовской» версии отсутствует тема возраста, срок годности преступления Илла сократился от 45 лет до 20, никаких гробов, никаких упоминаний о кастрации, протезах и отмененной в стране смертной казни. Клара (Мария Миронова) невероятно хороша собой – она щеголяет в открытых нарядах, изящно курит, сексуально встряхивает роскошными распущенными волосами, великолепно танцует на столах и на паркете, лихо опрокидывает стаканами, а то и «из горла» местную мутную водку, кусая красные губы и царапаясь красными ногтями, предается плотским утехам… Миронова играет влюбленную и оскорбленную женщину. Играет широко, эмоционально, красиво. Смотреть на такое диво можно бесконечно, как на огонь: наблюдать за гаммой чувств, что переживает на наших лазах ослепленная яростью женщина, страдать вместе с ней от неотвратимости запущенной гильотины, мучаться от неиссякаемой любви и от неспособности загасить этот сердечный пожар, вспыхнувший так некстати, безнадежно испортивший торжественный обряд возмездия. Пыльный шаркающий Илл (Андрей Соколов), на свою беду всколыхнувший в Кларе ненужные воспоминания, на роль романтического героя явно не претендовал – растерявшись под бешеным любовным натиском заезжей красотки, он плюнул на условности и предложил начать все сначала.

Любовная история держит зал в напряжении, публика ловит каждое слово, каждую слезу из прекрасных распахнутых Клариных глаз. Перед нами разыгрывается настоящая драма одиночеств. Но… это, ей-богу, какая-то другая прекрасная пьеса. В которой есть место и хриплому «люблю», и звукам демонического танго. В спектакле Морфова сюжет за рамки любовной интриги не выходит. Бешенство Клары, ее любовное томленье, смирение Илла, его растерянность и покорность. Весь второй акт, фантастически выписанный Дюрренматтом, остается лишь бледной тенью первоисточника и начинает заваливаться с самых первый сцен – когда «добропорядочные и честные христиане», жители города Гюллена, начинают новую жизнь – в кредит. В счет скорой смерти своего товарища. Второй акт – это безжалостное зеркало Дюрренматта. Второй акт – это то, ради чего вся эта история с влюбленной миллионершей и затевалась. Именно благодаря второму акту и живет эта пьеса полвека. Бедные, но гордые жители города Гюллена, прозябающие в духовной нищете, в безработице и в невежестве, легко согласились на убийство случайно выбранной жертвы ради своего блага. Они готовы поставить ему памятник. Назвать его именем улицу. Гордиться тем, что жили с ним в одно время. Чтобы только убить его – по его собственному согласию. Понятно, что изменились времена, что сегодня социальная и политическая сатира – нежелательная гостья в наших культурных очагах. Когда Достоевского и Толстого снимают как цветной комикс для умственно отсталых, трудно ожидать подлинной глубины от интерпретаций Дюрренматта.

Может, если бы Александр Морфов не убрал из названия одно слово и предложил бы главные роли тем актерам, для которых они предназначены – а именно Инне Чуриковой и Олегу Янковскому – все сложилось бы по-другому? Учитывая постоянный дефицит пьес для взрослых актеров, «Визит старой дамы» стал бы для таких артистов настоящим подарком судьбы. Как, впрочем, и для зрителей.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также