Германия. Сюрприз от тирана

Зрители Берлина увидят себя обезглавленными

 

Немецкие театры проводят нынешний сезон очень плодотворно, причем ставят в основном классику. Чем порадуют театрального зрителя Берлин и Штутгарт, выясняла Алена ДАНИЛОВА.
«Калигула» Альбер Камю

Deutsches Theater, Берлин

Камю было 25, когда он написал своего «Калигулу», – примерно столько же, сколько его безумному герою и режиссеру Йетте Штекелю, который поставил пьесу на малой сцене Deutsches Theater. И – ну просто невероятное совпадение – ровно 25 актеру Мирко Крайбиху, исполнившему в спектакле заглавную роль.

Главное достоинство постановки – детально разработанный портрет молодого бунтующего императора, нарцисса, маньяка и страдальца. Симптомы не столь популярного, как кризис среднего возраста, однако известного в психологии кризиса 25-летних в красках, хотя и несколько гипертрофированно, изображены в новом берлинском «Калигуле». Эта жестковатая правда жизни и увлекает зрителей, особенно тех, кому около 25. Впрочем, и представителям других возрастных категорий не удастся почувствовать себя обойденными вниманием. В финале обезглавленные фотографии людей из публики (сделанные в начале спектакля) украсят сцену. Сюрприз!

«Разбитый кувшин» Генрих фон Клейст

Berliner Ensemble, Берлин

История об Адаме и Еве… в интерпретации Клейста. Развратный судья и опороченная невинность с сочным немецким юмором и счастливым финалом. «Разбитый кувшин» – из разряда тех пьес, которые надо смотреть на их родине, потому что шанс увидеть их где-то еще стремится к нулю. Впрочем, «Разбитый кувшин» в Berliner Ensemble – это не только драматургический раритет, но и галерея славы. Как минимум два имени гарантируют спектаклю аншлаг – режиссера Петера Штайна и актера Клауса Марии Брандауэра.

Штайн не пропустил ни единой клейстовской запятой, Брандауэр – ни одной смачной физиологической подробности.

Немецкая критика уже успела покаламбурить с именем режиссера. Как бы это объяснить?.. Ну представьте, что Островского ставит человек по фамилии Дубовый – и вам очень скучно.

«Гамлет» Уильям Шекспир

Schaubuhne, Берлин

Томас Остермайер, еще один кумир берлинской сцены, выпустил в Schaubuhne долгожданного «Гамлета». Начинается спектакль многообещающе – с живописных водных потоков и фарсовой сцены похорон. Публика предвкушает стильную остроумную постановку. И напрасно. Ее ждут два с половиной часа самого банального «Гамлета», какого только можно вообразить, – с бытовыми диалогами и предсказуемыми решениями. Единственная неожиданность – внезапный всплеск гормонов у наследника датской короны, который приводит к изнасилованию Офелии. Впрочем, учитывая специфику немецкого театра, и в этой неожиданности есть что-то тривиальное.

«Процесс» Франц Кафка

Kammerspiele, Мюнхен

Кафка в мюнхенском Kammerspiele в постановке и декорациях Андреаса Кригенбурга получился, как и положено, мрачным. Однако вдохновил режиссера на безысходный пессимизм черно-белый немой кинематограф то ли с Чаплиным, то ли с Бастером Китоном во главе. Тонкие актерские работы и ненавязчивая интеллектуальность – среди несомненных достоинств этой премьеры. Однако подлинная уникальность мюнхенского «Процесса» – в визуальной составляющей. Это спектакль, которым надо любоваться.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Борис Казинец: «Благодаря пельменям я попал на "Голос Америки"»

    В 2016 году народный артист Грузии Борис Казинец стал лауреатом премии «Звезда Театрала» за то, что создал в Вашингтоне Театр русской классики (награда вручалась в номинации «Лучший русский театр за рубежом»). Однако сегодня разговор о другом – Борис Михайлович отмечает 90-летний юбилей, который планировал провести в Тбилисском государственном театре им. ...
  • Николай Свентицкий: «Русский театр в Грузии жив!»

    20 сентября исполняется 175 лет Тбилисскому государственному академическому русскому драматическому театру имени А.С. Грибоедова, старейшему русскому театру на постсоветском пространстве. Почти два века своего существования театр бережно хранит русскую культуру, русский язык. ...
  • Алла Сигалова готовит премьеру в Русском театре Эстонии

    73-й сезон откроется в Русском театре 5 сентября долгожданной премьерой музыкального спектакля «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и одноименного фильма Габриэля Паскаля. Спектакль ставит российский хореограф и режиссер Алла Сигалова. ...
  • Беларусь. «Сегодня самое главное – не допустить жертв и насилия»

    «Театрал» продолжает рассказывать о деятельности русских театров за рубежом, и, в связи с событиями, начавшимися после президентских выборов в соседней Республике Беларусь, за развитием которых следят по всему миру, журнал решил выяснить, насколько атмосфера протеста осложняет работу театра. ...
Читайте также