Департамент культуры отстранил от должности Светлану Врагову

Худрука «Модерна» обвинили в неэффективном управлении театром

 

Вечером 7 декабря столичный Департамент культуры в одностороннем порядке расторг договор с режиссером, художественным руководителем театра «Модернъ», народной артисткой России Светланой Враговой, создав тем самым беспрецедентный случай. Впервые за многие годы поводом для увольнения худрука послужили финансовые нарушения в работе ее коллектива.
 
«Обычно отлавливают ФальшивоМонетчиков, а тут ФальшивоБилетчиков!» – такие мемы уже гуляют по соцсетям в связи с неожиданной новостью. Театр «Модернъ» – ровесник «Мастерской Фоменко». Его творческий путь начинался 28 лет назад и сопровождался достойными постановками, которые завоевали успех не только в Москве, но и на гастролях (например, «Катерина Ивановна»). Однако в последнее время творческая жизнь театра не отличалась активностью (исключение составляют спектакли, поставленные приглашенным, ныне уже покойным режиссером Владимиром Агеевым). Крайне редко появлялись в афише постановки по русской и зарубежной классике, которая некогда и составила славу «Модерна», созданного Светланой Враговой фактически на голом энтузиазме.

В последние годы, к сожалению, коллектив со славной историей превратился в своего рода аутсайдера на театральной карте Москвы, не взрастив постоянной труппы и не выпуская премьер, которые становились бы событием. Притом что условиями для творческой жизни театр был обеспечен. В «Модерне» три хорошо оборудованных сценических площадки, которые могли бы позволить играть спектакли одновременно друг с другом, а, следовательно, зарабатывать больше денег. 
Департамент культуры Москвы на своем официальном сайте сообщает, что Врагова уволена «в связи с многочисленными нарушениями в ведении финансовой и хозяйственной деятельности театра «Модернъ», а также «за допущенные нарушения, влекущие административную ответственность». В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях Главконтроль возбудил десять административных дел.
 
Выдержки из акта Главконтроля приводятся на сайте ведомства:
 
«Установлено завышение объема субсидии на 2015-2016 гг. на общую сумму 5 375, 7 тыс. рублей, в результате включения в состав имущества, участвующего в выполнении государственного задания площадей, переданных в аренду, а также длительное время находящихся на капитальном ремонте.
 
Имели место факты завышения отчетных данных о бесплатном посещении театра учащимися общеобразовательных школ города Москвы. На основании обращения Главконтроля Службой финансового контроля Департамента образования города Москвы проведен опрос родителей учащихся отдельных образовательных учреждений на предмет установления достоверности сведений Театра о посещении спектаклей. В результате проведения контрольных мероприятий выявлено несоответствие отчетных документов, отсутствие документального подтверждения предъявленных учредителю затрат на возмещение выпадающих доходов.
 
Аналогичные нарушения выявлены при проверке отчетов Театра и учреждения социальной защиты населения. Так, при проведении совместного мероприятия не подтверждено присутствие 171 воспитанника социального учреждения на благотворительном мероприятии, посвященном Международному дню защиты детей.
 
Установлены факты фальсификации учреждением первичных документов на оказание услуг по проведению мероприятий, в том числе связанных с реализацией билетов с использованием электронной системы продажи. Представлены недостоверные сведения, повлекшие необоснованное завышение количественного показателя зрительской аудитории на 764 человека.
 
В отсутствие правовых оснований в 2016 году в 22 раза увеличился оборот продаж уцененных билетов, проданных учреждением по тарифам «все по 100», «все по 200».
 
Установлены факты реализации Театром в день проведения спектакля билетов, напечатанных не на бланках строгой отчетности, а на имитирующих образ оригинального билета бумажных носителях, не содержащих обязательных реквизитов, а также возмездной реализации пригласительных билетов.
 
Реализация билетов со скидкой осуществлялась Театром без истребования документов, подтверждающих льготную категорию получателя услуги. Установлен факт бесплатного распространения билетов на мероприятия через сеть Интернет.
 
Распечатка билетов систематически производилась не в момент их реализации, а после даты проведения спектаклей».
 
«Театрал» попытался дозвониться Светлане Враговой. Эти попытки успехом пока не увенчались. Тем временем стало известно, что исполняющим обязанности худрука театра «Модернъ» назначен продюсер, сотрудник театра Алексей Черепнев.
 
Как сообщил «Театралу» источник в театре, пожелавший остаться неизвестным, то, что результат финансовой проверки скажется для Враговой плачевно, в «Модерне» понимали давно. Нового худрука (а также директора) будут выбирать на конкурсной основе. Дата выборов пока неизвестна.

Театральный критик, обозреватель «Коммерсанта» Роман Должанский на своей странице в Фейсбуке так прокомментировал новость об отстранении Светланы Враговой:

«Жаль, что наша театральная система построена так, что человек в кресле худрука доходит до такого жалкого, некрасивого состояния, до которого добралась Светлана Врагова – жаль, что нет профилактического механизма, позволяющего вовремя разлучить человека с креслом, и спасти тем самым не только его самого, но и театр. Сейчас-то спасать уже поздно обоих – и отставленную даму, и ее детище. Не знаю, что там за финансовые нарушения. Но знаю поговорку "любой директор театра одной ногой находится в тюрьме" – наше запутанное законодательство вкупе с селективным применением карательных мер заставляет скептически относиться к увольнениям по результатам проверок. Ещё не даёт радоваться форма кадрового переворота – неправильная в любом случае. Почему не объявить Враговой, что это ее последний сезон, не назначить конкурс, победитель которого получит хотя бы полгода (в нормальных системах на такой период отводят год, а то и два), чтобы подготовиться к обновлению театра? Почему, в конце концов, не ликвидировать саму институцию? Зачем городу вообще нужен этот театр, коль скоро он финансово и творчески несостоятелен? Какая в нем надобность? Сложно (хотя иногда следовало бы) закрывать театры, которые "были всегда", в которых только и делают, что охраняют "славные традиции", в которых много знаменитых артистов, с коими себе дороже связываться. Но здесь-то что? Все, судя по достоверным откликам, исчерпано, все закончено, все пришло к нулю или даже к минусу».

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Николай Коляда: «Пока справимся своими силами»

    На волне пандемии и пресловутых ограничений страдают в первую очередь частные, авторские, независимые театры, чей основной доход формировался прежде всего на основе продажи билетов. Одним из первых пострадавших коллективов оказался «Коляда-театр», расположенный в Екатеринбурге. ...
  • Нью-Йорк спас Москву от Этуша

    Муниципальные депутаты Пресненского округа столицы приняли революционное решение – они выступили против возведения памятника народному артисту и герою войны Владимиру Этушу, защищая москвичей от монументов. Жители города ещё не успели узнать об этом заботливом депутатском решении, а из далекого Нью-Йорка уже донеслось: «Мы победили! ...
  • Софья Апфельбаум: «Такого периода в жизни театра не было еще никогда»

    Свой нынешний сезон коллектив РАМТа проводит в череде побед и тревог. С одной стороны, театр выпустил ряд премьер и готовится к новым, но с другой – вынужден работать в атмосфере многочисленных ограничений. Ситуация особенно усложняется на фоне предстоящего столетнего юбилея, который театр отметит в 2021 году. ...
Читайте также