Лев Додин

Номинация: Театр без границ

 
Людей можно классифицировать по тысяче разных признаков. Журналисты делят их на тех, о ком писать легко, и на тех, о ком – трудно. Легко писать о людях с серьгой в носу. О тех, кто годами создает и лелеет образ «себя любимого». О тех, кто начинает историю человечества с момента собственного рождения. Короче, о большинстве людей искусства писать легко и увлекательно. О Льве Додине – трудно. Почему-то в моменты общения с ним в голове настойчиво крутится фраза из популярной книжки про физику – о проблемных областях, которые ставят ученых в тупик, говорится: «Там ходят львы». Кажется, Лев Додин не просто «ходит» в недоступном другим пространстве, но своими шагами это пространство вот уже четверть века создает.

Его биография уместится в короткий газетный абзац: профессорская ленинградская семья, ТЮТ (театральный кружок юношеского творчества), учеба в театральном институте на курсе Бориса Зона, годы работы вторым режиссером в ТЮЗе у Зиновия Корогодского, преподавание в ЛГИТМиКе, приход в МДТ, где и работает поныне. Список его постановок займет страницы. Собрание статей и работ о режиссуре Додина, о его творческом методе, о созданном им театре потребует томов.

Лев Додин сумел избежать одного из самых банальных соблазнов театра, ставшего ловушкой для многих режиссеров – его сверстников, – соблазна позиционирования себя, как гения. И поддался соблазну более возвышенному – создать творение всеобъемлющее и совершенное: книгу книг, картину картин, театр театров. Он строит из МДТ вымечтанный ХХ веком Художественный театр: «Театр, как одухотворенное целое. Театр, который является и продолжением жизни, и чем-то большим, чем жизнь».

Известны сетования Станиславского на то, сколь многим ему пришлось пожертвовать ради МХТ, сколько своих желаний художника пришлось отложить, потому что требовало дело. Жалоб Додина, кажется, никто не зафиксировал. И можно только гадать: тяжела ли ему взятая ноша? И чем пришлось пожертвовать ради нее, от каких перспектив отказаться?

Театр Додина начинался на улице Рубинштейна трилогией по прозе Абрамова. И поколение, пришедшее в театр в 90-е годы, смело можно назвать «облученным» этой додинской постановкой. Так, когда-то в отечественный театр пришли режиссеры, актеры, художники, критики, «облученные» мхатовскими «Тремя сестрами» Немировича-Данченко (Додин из их числа). Именно на «Братьях и сестрах» мы обретали если не театральную веру, то «точку отсчета».

В конце ХХ века построить Художественный театр – это примерно то же, что попытаться воссоздать в России 2004 года Афины времени Перикла. Одна из величайших тайн: каким образом Додину удалось эту мечту воплотить? Не просто создать театр, но в течение четверти века сохранять его на раз заданной высоте. Провести свой театр неповрежденным через годы застоя и годы перестройки, выживать при капитализме с нечеловеческим лицом. Тайна жизнеспособности МДТ удивительна настолько, что, кажется, никто и не пытался разгадывать его феномен.

Додин строит МДТ как художественное произведение, где каждый спектакль необходим и не случаен, каждый входит составной частью в какое-то грандиозное целое, на правах главы в романе, фрагмента мозаики или строчки в песне. В построенном им мире, разместившемся на небольшой сцене МДТ, рожают и умирают, сеют хлеб и строят новое общество, предают и жертвуют собой, спасают и губят, отрицают Бога и ищут его. Додин ставит спектакли о блужданиях человеческой души. В его мире свободно, на равных сосуществуют деревенское раздолье «Братьев и сестер» и губернский город «Бесов», обреченный мир строителей коммунизма в «Чевенгуре» и лечебница, в которой остается героиня «Молли Суини», чеховские усадьбы и Британия Лира. И сам создатель Лев Додин – наравне с другими строителями театра – существует в нем в качестве одного из голосов хора, одного из персонажей эпоса.

«Когда мы начинаем говорить о том, что действительно страшно, мы всегда находим то, что этому страшному противостоит»


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Филипп Гуревич репетирует «Войцека» в Маяковке

    11 и 12 марта в Театре Маяковского, на Сцене на Сретенке, премьеру «Войцек» – в жанре «обыкновенная трагедия» – выпустит режиссер Филипп Гуревич. Предсмертная пьеса 23-летнего Георга Бюхнера про полкового цирюльника, который убил из ревности жену и был приговорен к казни, стала всемирно известным сюжетом. ...
  • Гастроли Театра Моссовета пройдут в Петербурге

    Театр Моссовета едет с гастролями в Петербург. Показы двух премьерных спектаклей пройдут на сцене ДК Выборгский в предстоящий weekend, 4 и 5 февраля. 4 февраля состоится показ спектакля Павла Пархоменко «Соло для часов с боем». ...
  • Et Cetera отметил юбилей премьерой «Мандат»

    Владимир Панков, создатель студии SounDrama и художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры, поставил к 30-летию театра Et Cetera «Мандат» Николая Эрдмана. 2 ферваля, в день юбилея, состоялся первый показ. Премьерные показы пройдут также 3, 23 и 24 февраля. ...
  • Театр НеНормативной пластики готовит премьеру

    9 и 10 февраля на площадке «Скороход» в Петербурге Театр НеНормативной пластики покажет премьеру «Любовь во множественном числе».  Постановка Романа Кагановича и Максима Пахомова – это одиннадцать вариаций на тему любви: череда комических и трагических сюжетов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
Читайте также