Война полов

«Пришел мужчина к женщине.

 

Новая версия» Семена Злотникова в «Школе современной пьесы», режиссер Иосиф Райхельгауз
Пьеса на двоих – всегда актерская. Оттого личности исполнителей определяют суть такого действа в большей степени, чем режиссерское имя, даже если постановщик не впервые берется за эту пьесу. Так произошло и в случае с райхельгаузом и его визитной карточкой, пьесой «пришел мужчина к женщине».





Сегодня это совсем другой спектакль, чем тот, что шел когда-то в «Школе современной пьесы» с Альбертом Филозовым и Любовью Полищук, а потом с Ириной Алферовой. Сегодня в ремейке, который мгновенно стал «кассовым» для театра, как и в первом варианте, заняты звезды, но другого поколения. Теперь Мужчину играет приглашенный из Et Cetera Виктор Вержбицкий, а роль Женщины исполняет Амалия Мордвинова. Но они на сцене не одни: в квартире сверху разворачиваются еще две истории любви – безмолвная – ваятеля и его модели (Павел Дроздов и Марина Зеленская), и музыкальная – Алексей Скипин (аккордеон) и Екатерина Куликова (скрипка), которые вплетают в ткань спектакля знакомую французскую мелодию.

Декорации к «Новой версии» на крохотных подмостках ШСП выстроил художник Алексей Трегубов. На полотне занавеса в натуральную величину фотография двух этажей обыкновенного блочного дома. За этим занавесом-стенкой – квартира, подробная обстановка которой забавляет зрителя. Никаких театральных условностей, все по-настоящему: чайник – кипит, а телевизор – показывает вечерний выпуск новостей. Хитроумно придуман дождь: с характерным шелестом на полиэтилен сыплется… рис, создавая полную иллюзию дождливой ночи. И все бы хорошо, но во втором акте декорация вдруг меняется, разрезая сцену пополам, и закрывает от левой части зала правую половину сцены, а от правой – левую, что заставляет зрителя вслушиваться в текст и напряженно следить за происходящим, упуская то одно, то другое.

Дуэт Вержбицкий – Мордвинова очень странен. Их герои знакомятся, ругаются, мирятся, танцуют, целуются, опять ругаются – и так на протяжении спектакля. Но все два часа не оставляет ощущение, что говорят они на разных языках, как итальянец с норвежцем. Причем дело не в том, что взрослый мужчина пытается остаться с жаждущей этого женщиной. И не в том, что он обладатель мужественных залысин, а она рыжая, как огонь. Похоже, что дело в разнице актерских школ. Обстоятельный Вержбицкий по-настоящему психологичен в любой реакции и когда закатывает истерику, и когда просто молча курит на лестнице. Эмоциональная Мордвинова любую сцену играет размашисто, на тысячу процентов, будто перед ней не небольшой зал, а по меньшей мере средних размеров стадион.

Вот, стесняясь, он первый раз входит в ее квартиру, жмется в прихожей, отвечая робким голосом на сыплющиеся вопросы. На его лице весь спектр эмоций: от нежелания вновь выходить под дождь до живейшей заинтересованности платьем новой знакомой. Она мечется перед ним, одновременно пытаясь спрятать в шкаф какие-то вещи и окончательно одеться. При этом он похож на смешного человека из чеховских рассказов, а она – на коверного, исполняющего репризу. И чеховская интонация, и цирковое антре имеют одинаковое право на существование, но рядом они губительны друг для друга.

Постепенно герой Вержбицкого из застенчивого аптечного провизора превращается в нервного и темпераментного героя. Если вначале он танцевал с девушкой «на пионерском расстоянии», то потом устраивает форменную бурю: «Я не хочу уходить, свяжи меня!» – и, когда она честно связывает его своими чулками, катается по кровати и комнате. Удивительно, но смешным он при этом не выглядит. Женщина в исполнении Мордвиновой одинаково комична на протяжении всего спектакля, даже во время самых трагичных своих сцен: рыдая, переживая его очередной уход, она решает взять себя в руки и решает помедитировать: при этом лицо ее выражает такое чрезмерное усердие, что по залу пробегает смешок.

Несходство характеров и темпераментов налицо, налицо и разница актерского воспитания, изначально заложенной базы. Борьба школ не идет на пользу общей истории под названием «Пришел мужчина к женщине». Оттого и похожа «Новая версия» больше на войну, чем на любовь.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • Театр на Юго-Западе начал сезон премьерой спектакля «Тиль»

    Театр на Юго-Западе открыл 44 театральный сезон премьерой – спектаклем по пьесе Григория Горина «Тиль», режиссер-постановщик Наталия Бухальцева.   Впервые пьеса Горина была поставлена в 1974 году на сцене «Ленкома» и стала началом возрождения театра под руководством Марка Захарова. ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
Читайте также