Сегодня, 20 марта, в день рождения Генрика Ибсена «Театрал» рассказывает о постановках его пьес, идущих сейчас в Москве и Санкт-Петербурге.
Генрик Ибсен был истинным кумиром русской интеллигенции в начале ХХ века. Его не только ставили лучшие театры – о нем наперебой писали Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Дмитрий Мережковский. Причина его популярности – не только в том, что Ибсена называли отцом новой драмы. Его пьесы хороши не только своим новаторством — они отмечены глубоким драматическим талантом автора.
«Пер Гюнт»
Ленком
«Пер Гюнт – драматическая новость на стыке XIX и XX веков, утверждавшая основы экзистенциализма, - говорит режиссер спектакля Марк Захаров. – Чуть упрощая проблему, скажем, что Пер Гюнт взаимодействует не с отдельными персонажами – он взаимодействует со Вселенной. Весь окружающий его мир – главный партнер Пер Гюнта. Мир, постоянно видоизменяясь, по-разному атакует его сознание, а он в этом веселом водовороте ищет только одну, единственную, ему принадлежащую Дорогу.
Мне интересен Пер Гюнт, может быть, потому, что я прошел «точку невозврата» и реально ощутил, что жизнь не бесконечна, как мне казалось в детстве и даже по окончании Театрального института. Теперь можно посмотреть на собственную жизнь, как на шахматную доску и понять – по каким квадратам проходил мой путь, что я обходил и во что встревал, иногда сожалея потом о случившемся. Главное – правильно начать, а самое главное – еще понять, где оно, твое Начало. Как угадать свой единственный возможный путь по лабиринтам жизненных обстоятельств и собственных убеждений, если они у тебя есть… А если – нет? Найти! Сформировать! Выявить из недр подсознания, поймать в космической безразмерности . . . Но иногда уже найденное ускользает из рук, покидает душу, обращаясь в мираж, и тогда предстоит новый мучительный поиск в хаосе событий, надежд, тлеющих воспоминаний и запоздалых молитв».
Ближайшие спектакли: 27 марта, 20 апреля, 11 мая
«Враг народа»
МДТ- театр Европы
Пьесу «Враг народа» с сюжетом о том, как доктор из маленького городка-курорта, сделав «невыгодное» для родного края открытие, становится неугоден большинству своих соседей, Генрик Ибсен написал более 130-ти лет назад. Автор воплотил в ней свои антибуржуазные, антидемократические и гуманистические идеи, противопоставляя исключительную, «абсолютно одинокую» личность низменной толпе.
«Пьесу, как всегда в МДТ, репетировали сначала в авторском полном варианте, потом постепенно отсекалось лишнее. Перед каждой репетицией исполнителям выдавался новый вариант текста и 15 минут на ознакомление… И в результате, сократившись почти вдвое, пьеса Ибсена по концентрации смыслов обрела разящую силу философского высказывания о времени и о себе. Мы привыкли, что политический спектакль разоблачает каких-нибудь неприятных «их» – правителей, чиновников, людей при должности и портфеле. На «Враге народа» Лев Додин выстраивает центральную мизансцену так, что весь зрительный зал становится той городской толпой», - написала театровед Ольга Егошина о премьере.
«Враг народа» – спектакль о противостоянии морали толпы и этики свободного человека; спектакль, задевающий каждого, кто молчал «из соображений корпоративной этики», нежелания выносить сор из избы или боязни пойти против своего сообщества…
Аскетичный по постановочным средствам (о самом главном нельзя говорить слишком цветисто), спектакль только один раз взрывается цветом и звуком. Звон разбиваемых разгневанной толпой стекол дома Стокмана звучит как канонада… И синий мертвенный потусторонний свет в финальной сцене освещает одинокую фигуру Стокмана (Курышева), который сидит среди опустевшего пространства, придавленный самым тяжелым искушением в жизни – искушением власти, и печально констатирует: «Самый сильный человек – тот, кто абсолютно одинок»…
Ближайший спектакль: 2 апреля
Генрик Ибсен был истинным кумиром русской интеллигенции в начале ХХ века. Его не только ставили лучшие театры – о нем наперебой писали Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Дмитрий Мережковский. Причина его популярности – не только в том, что Ибсена называли отцом новой драмы. Его пьесы хороши не только своим новаторством — они отмечены глубоким драматическим талантом автора.
«Пер Гюнт»
Ленком

Мне интересен Пер Гюнт, может быть, потому, что я прошел «точку невозврата» и реально ощутил, что жизнь не бесконечна, как мне казалось в детстве и даже по окончании Театрального института. Теперь можно посмотреть на собственную жизнь, как на шахматную доску и понять – по каким квадратам проходил мой путь, что я обходил и во что встревал, иногда сожалея потом о случившемся. Главное – правильно начать, а самое главное – еще понять, где оно, твое Начало. Как угадать свой единственный возможный путь по лабиринтам жизненных обстоятельств и собственных убеждений, если они у тебя есть… А если – нет? Найти! Сформировать! Выявить из недр подсознания, поймать в космической безразмерности . . . Но иногда уже найденное ускользает из рук, покидает душу, обращаясь в мираж, и тогда предстоит новый мучительный поиск в хаосе событий, надежд, тлеющих воспоминаний и запоздалых молитв».
Ближайшие спектакли: 27 марта, 20 апреля, 11 мая
«Враг народа»
МДТ- театр Европы

«Пьесу, как всегда в МДТ, репетировали сначала в авторском полном варианте, потом постепенно отсекалось лишнее. Перед каждой репетицией исполнителям выдавался новый вариант текста и 15 минут на ознакомление… И в результате, сократившись почти вдвое, пьеса Ибсена по концентрации смыслов обрела разящую силу философского высказывания о времени и о себе. Мы привыкли, что политический спектакль разоблачает каких-нибудь неприятных «их» – правителей, чиновников, людей при должности и портфеле. На «Враге народа» Лев Додин выстраивает центральную мизансцену так, что весь зрительный зал становится той городской толпой», - написала театровед Ольга Егошина о премьере.
«Враг народа» – спектакль о противостоянии морали толпы и этики свободного человека; спектакль, задевающий каждого, кто молчал «из соображений корпоративной этики», нежелания выносить сор из избы или боязни пойти против своего сообщества…
Аскетичный по постановочным средствам (о самом главном нельзя говорить слишком цветисто), спектакль только один раз взрывается цветом и звуком. Звон разбиваемых разгневанной толпой стекол дома Стокмана звучит как канонада… И синий мертвенный потусторонний свет в финальной сцене освещает одинокую фигуру Стокмана (Курышева), который сидит среди опустевшего пространства, придавленный самым тяжелым искушением в жизни – искушением власти, и печально констатирует: «Самый сильный человек – тот, кто абсолютно одинок»…
Ближайший спектакль: 2 апреля