«Театрал» уже писал о дискуссии режиссеров и художественных руководителей на Московском культурном форуме. Один из вопросов, на который отвечал худрук «Мастерской Фоменко» Евгений КАМЕНЬКОВИЧ: «Должен ли театр оперативно реагировать на общественные события?»
– От нас все время требуют готовых формул, – сказал Каменькович. – Но кто-то реагирует спустя десять лет, кто-то – спустя тридцать. Это же по-разному. «Театр.doc», например, отвечает сразу. И это счастье, что в Москве есть такой театр. Я работаю в театре, где наш великий худрук Петр Фоменко, мне кажется, больше всего учил не спешить.
На вопрос, должен ли театр быть в оппозиции, режиссер ответил:
– У нас на кафедре режиссуры в ГИТИСе самый мудрый человек – Леонид Ефимович Хейфец. У него все было в жизни, и я постоянно задаю ему каверзные вопросы, например: «Что главное в творчестве режиссера?». Он говорит: «Мне больше 80 лет, а я каждый день ищу новую пьесу». Так вот у меня внутри театра основная борьба – эстетическая. Наш театр воспитан на классике. Скоро выйдет 60-я премьера, а пьесы по современной литературе ставились начиная с 1993 года всего пять раз. При этом у нас очень читающий театр, хорошие отношения с фестивалями («Любимовка» любезно присылает нам пьесы еще до их публикации и до начала самого фестиваля), но исторически сложилось так, что любое современное произведение приживается тяжело. Артисты сопротивляются. А я современные пьесы обожаю и очень хочу, чтобы каждый сезон мы ставили что-нибудь из них. Или роман Шишкина, Водолазкина... Пока не получается, но я верю, что это будет. А поддерживаешь ты политику – не поддерживаешь, должен театр быть в оппозиции – не должен… Театр должен быть талантливым. Тогда его примет кто угодно. Какая была разница Эфросу, кто у власти. У него все спектакли были прекрасные.
Кроме того, разговор зашел о долго идущих спектаклях:
– У нас в репертуаре больше 40 спектаклей. При этом огромное количество спектаклей-долгожителей, и сами они не уходят, – рассказал Каменькович. – Надеюсь, в следующем сезоне впервые за свое пятилетнее правление я что-то вычеркну, потому что так дальше невозможно. Это неправильно. Самый умный продюсер в Москве – Костя Райкин. У него семь спектаклей. Если появляется восьмой, первый он снимает. Я мечтаю хотя бы о 25-30. Потому что это какая-то катастрофа.
Худрук также рассказал, с какой периодичностью, по его мнению, должен играться спектакль:
– На эту тему я хотел написать диссертацию. Когда были живы педагоги – Михаил Михайлович Буткевич, Андрей Александрович Гончаров – я их мучил: «Ну, сколько надо на Руси?». На гастролях за границей артисты могут сыграть и 30 раз подряд, но они это не очень любят. Я думаю, надо по-райкински – чтобы спектакль шел 3-5 раз в месяц. Тогда он будет в хорошей форме. А если ставить по 6-7 раз, тогда начнутся проблемы.
Читайте также:
ИВАН ПОПОВСКИ: «ТЕАТР БУДЕТ СКУЧНЫМ»
– От нас все время требуют готовых формул, – сказал Каменькович. – Но кто-то реагирует спустя десять лет, кто-то – спустя тридцать. Это же по-разному. «Театр.doc», например, отвечает сразу. И это счастье, что в Москве есть такой театр. Я работаю в театре, где наш великий худрук Петр Фоменко, мне кажется, больше всего учил не спешить.
На вопрос, должен ли театр быть в оппозиции, режиссер ответил:
– У нас на кафедре режиссуры в ГИТИСе самый мудрый человек – Леонид Ефимович Хейфец. У него все было в жизни, и я постоянно задаю ему каверзные вопросы, например: «Что главное в творчестве режиссера?». Он говорит: «Мне больше 80 лет, а я каждый день ищу новую пьесу». Так вот у меня внутри театра основная борьба – эстетическая. Наш театр воспитан на классике. Скоро выйдет 60-я премьера, а пьесы по современной литературе ставились начиная с 1993 года всего пять раз. При этом у нас очень читающий театр, хорошие отношения с фестивалями («Любимовка» любезно присылает нам пьесы еще до их публикации и до начала самого фестиваля), но исторически сложилось так, что любое современное произведение приживается тяжело. Артисты сопротивляются. А я современные пьесы обожаю и очень хочу, чтобы каждый сезон мы ставили что-нибудь из них. Или роман Шишкина, Водолазкина... Пока не получается, но я верю, что это будет. А поддерживаешь ты политику – не поддерживаешь, должен театр быть в оппозиции – не должен… Театр должен быть талантливым. Тогда его примет кто угодно. Какая была разница Эфросу, кто у власти. У него все спектакли были прекрасные.
Кроме того, разговор зашел о долго идущих спектаклях:
– У нас в репертуаре больше 40 спектаклей. При этом огромное количество спектаклей-долгожителей, и сами они не уходят, – рассказал Каменькович. – Надеюсь, в следующем сезоне впервые за свое пятилетнее правление я что-то вычеркну, потому что так дальше невозможно. Это неправильно. Самый умный продюсер в Москве – Костя Райкин. У него семь спектаклей. Если появляется восьмой, первый он снимает. Я мечтаю хотя бы о 25-30. Потому что это какая-то катастрофа.
Худрук также рассказал, с какой периодичностью, по его мнению, должен играться спектакль:
– На эту тему я хотел написать диссертацию. Когда были живы педагоги – Михаил Михайлович Буткевич, Андрей Александрович Гончаров – я их мучил: «Ну, сколько надо на Руси?». На гастролях за границей артисты могут сыграть и 30 раз подряд, но они это не очень любят. Я думаю, надо по-райкински – чтобы спектакль шел 3-5 раз в месяц. Тогда он будет в хорошей форме. А если ставить по 6-7 раз, тогда начнутся проблемы.
Читайте также:
ИВАН ПОПОВСКИ: «ТЕАТР БУДЕТ СКУЧНЫМ»