В Театре Вахтангова состоялась презентация книг, изданных театром – это мемуары Заслуженной артистки России Агнессы Петерсон «Признание в любви» и книга шеф-редактора «Театрала» Виктора Борзенко «Пьеса принята единогласно» о сотрудничестве Михаила Булгакова с Театром имени Вахтангова.
- К написанию этой книги подтолкнули два факта, - рассказал собравшимся о работе над своей книгой Виктор БОРЗЕНКО. - Первый факт довольно хрестоматийный и популярный. Дело в том, что свой многострадальный роман Булгаков завершает полетом Маргариты над Москвой. И ее путь лежит над домами, с которыми так или иначе связана биография самого писателя. Есть там такие строчки: «Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок…» Этим штрихом Театр Вахтангова отразился в зеркале мировой художественной литературы, о чем известно с давних пор.
Но вот второй факт не настолько растиражированный, хотя мне он кажется гораздо более интересным. Дело в том, что сегодня кто бы ни писал о Булгакове-драматурге, непременно говорит о нем, как об авторе «Дней Турбиных», вновь и вновь рассказывает историю его сложнейших взаимоотношений с Художественным театром. Этому посвящаются монографии, диссертации и многочисленные публикации. Но при этом многие исследователи часто проходят мимо того, что между премьерой «Дней Турбиных» во МХАТе (сентябрь 1926 года) и премьерой «Зойкиной квартиры» в Студии имени Вахтангова – всего-навсего 20 дней. То есть и мхатовцы, и вахтанговцы открыли для себя Булгакова фактически одновременно (в ту пору он еще не был знаменит).
К тому же, в музее Театра Вахтангова сохранилось множество документов, писем, воспоминаний и фотографий. Это и определило жанр нашего издания, которое строится по принципу интеллектуального монтажа. В книге много подробных цитат, выдержек из прессы, фотографий. Нам хотелось всмотреться в эпоху, услышать ее голос, ну и, конечно, собрать воедино наиболее важные документы, свидетельства очевидцев.
Это главное, что мне хотелось бы сказать читателям книги. Могу добавить, что за два сезона «Зойкину квартиру» показали, по разным подсчетам, от 188 до 200 раз. Даже для наших времен такая цифра – настоящий рекорд. К сожалению, в силу известных событий «Зойкина квартира» попала под запрет, власти увидели в ней крамолу, что вынудило режиссера Алексея Попова официально отречься от своего спектакля. Но все же на отношениях Булгакова и вахтанговцев это не поставило крест.
В 1934 году Михаил Афанасьевич совместно с Вересаевым написал для театра пьесу «Александр Пушкин». Однако спектакль закрыли на стадии репетиций.
Следующее произведение для вахтанговцев Булгаков написал два года спустя – пьесу «Адам и Ева». Однако на сей раз работа остановилась на стадии читки.
Последние годы жизни писателя, как мы знаем, были очень тяжелыми. Он не только попал в опалу, но и страдал от своего прогрессирующего заболевания, снижалось зрение, одолевала нищета. В 1938 году Главрепертком выпустил циничный документ, согласно которому ни одна пьеса Булгакова не имела права быть поставленной в театрах СССР. Именно в этот момент опальному и отовсюду изгнанному автору протянули руку помощи вахтанговцы, заказав ему инсценировку романа Сервантеса «Дон Кихот» (на инсценировки запрет не распространялся).
К сожалению, репетиции «Дон Кихота» затянулись. Спектакль вышел в 1940 году – через несколько месяцев после смерти Булгакова. Однако в Театре Вахтангова своего автора не забывали никогда. В конце восьмидесятых на эту сцену вернулась «Зойкина квартира» в постановке Гария Черняховского. Несколько сезонов назад Юрий Бутусов поставил «Бег» и, видимо, это далеко не последнее обращение вахтанговцев к творчеству Булгакова.
- Вся наша библиотека книг о Вахтангове, которую мы за последние шесть лет издали, доступна для всех на нашем сайте в разделе «Книги, изданные театром», и каждый может их прочесть. Через какое-то время и эти два новых издания появятся в нашей электронной библиотеке», - сказал, отвечая на вопросы журналистов, директор Театра Вахтангова Кирилл КРОК.

Но вот второй факт не настолько растиражированный, хотя мне он кажется гораздо более интересным. Дело в том, что сегодня кто бы ни писал о Булгакове-драматурге, непременно говорит о нем, как об авторе «Дней Турбиных», вновь и вновь рассказывает историю его сложнейших взаимоотношений с Художественным театром. Этому посвящаются монографии, диссертации и многочисленные публикации. Но при этом многие исследователи часто проходят мимо того, что между премьерой «Дней Турбиных» во МХАТе (сентябрь 1926 года) и премьерой «Зойкиной квартиры» в Студии имени Вахтангова – всего-навсего 20 дней. То есть и мхатовцы, и вахтанговцы открыли для себя Булгакова фактически одновременно (в ту пору он еще не был знаменит).

И сегодня, когда листаешь газеты тех лет, с интересом обнаруживаешь, что публика, которая узнала о Булгакове как об авторе «Дней Турбиных» (произведении о Гражданской войне), шла на Арбат – узнать, как автор оценивает нэп. И наоборот.



Следующее произведение для вахтанговцев Булгаков написал два года спустя – пьесу «Адам и Ева». Однако на сей раз работа остановилась на стадии читки.

Это было время, когда советский театр, согласно постановлениям и резолюциям, не особо нуждался в лирико-романтических произведениях. Однако вахтанговцы поступились общими правилами, поддержали своего автора и выплатили ему хороший гонорар, который помог хотя бы на время забыть о тяжестях быта.

- Вся наша библиотека книг о Вахтангове, которую мы за последние шесть лет издали, доступна для всех на нашем сайте в разделе «Книги, изданные театром», и каждый может их прочесть. Через какое-то время и эти два новых издания появятся в нашей электронной библиотеке», - сказал, отвечая на вопросы журналистов, директор Театра Вахтангова Кирилл КРОК.