«Рискнуть и выбрать молодых»

Руководители театров о том, кто мог бы возглавить МХТ

 

Уход Олега Табакова поставил перед театральным сообществом сложнейший вопрос: кто мог бы стать у руля одного из самых значимых театров страны; какая творческая программа могла бы прийти на смену замечательно выстроенной Табаковым концепции Художественного театра? «Театрал» предложил режиссерам, директорам и худрукам поделиться предположениями. 

Владимир Урин, генеральный директор Большого театра:


– Выбирая нового художественного руководителя МХТ, нужно посмотреть, какими качествами обладали Олег Николаевич Ефремов и Олег Павлович Табаков – сразу станет понятно, что хотелось бы видеть в новом руководителе. При этом нужно понимать и учитывать, что сегодня другое время.


Александр Ширвиндт, худрук Театра сатиры:

– Никакой дискуссии по поводу преемственности худруков в театрах быть не может, потому что это не престолонаследие – речь идет о государственном учреждении. Что касается сути, то ситуация, когда в Москве больше десятка худруков за 80 лет – это сдвиг по фазе. Я об этом говорил неоднократно, но что с этим делать – непонятно. Мне лично рассуждать на эту тему довольно смешно и, как принято говорить у нас в Думе, некорректно. Мне надо решать аналогичные проблемы у себя, а не у окружающих. Что касается молодежи, скажу только, что молодые должны проявлять себя как начинатели театра, а не как «подпиратели» ушедших.



Алексей Бородин, худрук РАМТа:

– Очевидно, на эту позицию должен прийти художник, у которого есть своя платформа и собственное понимание театра. Было бы хорошо, если бы они шли не вразрез с МХТ, а двигались в одном направлении с этим театром, где когда-то зародилась режиссура, где артисты всегда блестяще выполняли свои задачи.

Сказать, кто это будет конкретно, сейчас невозможно. Кстати, я не понимаю,  кто это должен решать. Очевидно, решение будет приниматься в каких-то верхних слоях атмосферы. Но если бы посоветовались с кем-то из театра, было бы хорошо.



Евгений Каменькович, худрук «Мастерской Фоменко»:

– Мне кажется, надо называть конкретные имена. Вот Марк Захаров назвал три фамилии: Женовач, Фокин и Бутусов. Мне кажется, это правильно. Если бы можно было соединить качества всех троих в одном, было бы идеально. Но поскольку так нельзя, то, наверное, можно выбрать кого-то из них. Хотя есть и другой путь. Тревор Нанн стал художественным руководителем Королевского Шекспировского театра в 28 лет. Можно рискнуть и выбрать кого-то из более молодых людей.



 Галина Волчек, худрук «Современника»:

– Я благодарна за внимание и интерес к моему мнению, однако на вопрос ответить не решаюсь: он слишком непростой и требует серьезного знания внутренней жизни МХТ. Но та колоссальная утрата, которую понес театр, будет ощущаться еще очень долго.




Владимир Андреев, президент Театра им. Ермоловой:

– Было бы неверно говорить о жизни этого большого и не просто знаменитого театра тому, кто не имеет к нему никакого отношения, кроме уважения к его истории. Сторонние рассуждения либо легкомысленны, либо нетактичны. Олег Табаков еще совсем рядом, еще помнятся его работы, помнится, как он создавал коллектив «Табакерки», как со всеми взлетами и падениями строил дело Художественного театра, собирал молодежь, воспитывал новое поколение мастеров… Сегодня это большой коллектив, где есть артисты очень высокого полета. Это мыслящие люди – и взрослые, и молодые. Они имеют право решать сами.



Сергей Голомазов, худрук Театра на Малой Бронной:

– Думаю, определять человека, который возглавит МХТ, безусловно, будут не в Министерстве культуры, а на уровне администрации президента. Вероятно, они проведут мониторинг и попробуют понять настроения художественной части коллектива. И, возможно, прислушаются к тому, чего хотят в театре.

Нужно еще понять, будет ли в МХТ меняться устав: сохранится ли единоначалие, как это было при Табакове, или обязанности директора и худрука будут разделены. Это совершенно разные модели отношений.

Задача, честно говоря, непростая, потому что талантливые менеджеры, режиссеры, организаторы сегодня в дефиците. Желающих покричать уйма, а тех, кто действительно может заниматься делом, не так много, как выясняется. В самом МХТ, мне кажется, есть люди, которые могли бы взять на себя эту роль. Если говорить об артистах, первыми приходят в голову Евгений Миронов и Владимир Машков.  Хотя я не очень уверен, что им это нужно, потому что они действующие актеры, а художественное руководство МХТ – это адская, 24-часовая менеджерская работа, учитывая количество сцен и колоссальную численность труппы. Второй вариант – яркая, интересная режиссерская фигура. Возможно, Бутусов, потому что это одновременно авангардный режиссер и человек с пониманием театра-дома.



Михаил Левитин, худрук театра «Эрмитаж»:

– Сейчас надо попробовать догадаться о симпатиях и пожеланиях Олега Павловича, если бы он успел оставить наследника. Впрочем, это нетрудно. Думаю, что это Евгений Миронов. А художественная жизнь МХТ будет развиваться в направлении, заложенном Табаковым.



Иосиф Райхельгауз, худрук «Школы современной пьесы»:

– К счастью, наша режиссура пока еще богата талантами. Не буду называть конкретные фамилии, но диапазон велик – от патриарха русской режиссуры Анатолия Васильева до талантливейших выпускников ГИТИСа. Поэтому МХТ не нужен ни художественный совет, ни тем более административное руководство. Нужен сильный, внятный художественный руководитель с программой. А выбирать, к счастью, есть из кого.

Дмитрий Брусникин, режиссер, профессор Школы-студии МХАТ:

– Отвечать на ваш вопрос – значит, участвовать в распространении слухов. Поскольку я в Художественном театре очень давно, могу сказать по опыту, что, какое бы мнение ни присутствовало внутри театра, человек на должность художественного руководителя МХТ всегда назначался первым лицом государства. Какие наверху тенденции и что там происходит, нам неизвестно, но что бы мы ни говорили, всё равно решение будет принято первым лицом. Тем более, что никакого единого мнения в театральном мире нет. У каждого театрального деятеля свое представление о том, каким должен быть Художественный театр. Должен он существовать в том виде, в каком существует сейчас, или в том виде, в каком был когда-то, кто является носителем идей Станиславского – все это дискуссионно и спорно. Поэтому называть конкретные фамилии я бы не стал.
 
Евгений Писарев, худрук Театра им. Пушкина:

– Мне кажется, нужен авторитетный человек с художественной линией. Конечно, хотелось бы, чтобы его стремления, его подход и образование были все-таки связаны с МХТ, но еще важнее, чтобы это был человек с определенными художественными взглядами и художественной платформой.

Театр держится на личности, поэтому говорить о продолжении дела Табакова невозможно, как невозможно говорить о продолжении дела любого крупного режиссер. Думаю, нужен сильный, внятный, желательно молодой художник, с которым театр будет двигаться дальше – может быть, в совершенно другое путешествие, как это случилось и при Табакове, который подхватил дело Ефремова, но повел театр в совершенно ином направлении. Олега Павловича надо помнить, и лучшей памятью будет энергичное, творческое движение вперед.

Надо не забывать, что МХТ – это главный театр страны, и здесь невозможны половинчатые меры и ожидательные стратегии. Но думаю, что и торопиться особенно не следует.



Материал дополняется: следите за обновлениями. 

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы


Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • «Не понимаю, что такого сотворил Женовач?»

    27 октября театральный мир сотрясли сразу две кадровые перестановки. Одна из них – в МХТ им. Чехова. Сергея Женовача по собственному желанию освободили от должности художественного руководителя, а на его место назначили Константина Хабенского. ...
  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Без этих нововведений нет будущего в театре»

    Советская типология театральных коллективов оставила в наследство современному менеджменту столь сложное явление, как «областной театр». Некогда он выполнял довольное внятную идеологическую функцию – ему предписывалось «удовлетворять культурные запросы жителей области», а на деле – обеспечивать прилежащую к большим городам территорию «правильным репертуаром». ...
  • Любовь Березина: «В провинциальном театре спектакли честнее»

    Алтайский краевой театр драмы им. Шукшина отметит 27 ноября 100-летний юбилей. Для директора театра Любовь Березиной крупная веха в жизни театра совпала еще и с ее десятилетием в директорском кресле.     – Вас не обижает, когда говорят: «провинциальный театр»? ...
  • За экс-директора Бахрушинского музея вступились руководители национальных театров

    Руководители национальных театров России и председатели республиканских отделений СТД РФ обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой исправить кадровую ошибку Минкультуры и взять под контроль ситуацию с увольнением директора Театрального музея им. ...
  • Елена Кузьмакова: «В «Практике» – актуальные темы и синтез искусств»

    Новый сезон для театра «Практика» – время больших надежд. На исторической сцене в Трехпрудном переулке идет ремонт; коллектив осваивает новые пространства и начинает сотрудничество с Музеем Москвы. Кроме того, теперь заметно расширена творческая программа, заявлено полтора десятка премьер, поскольку, как утверждает директор Елена КУЗЬМАКОВА, именно высокий творческий тонус и позволит «Практике» реализовать свои масштабные замыслы. ...
Читайте также